Нормативно-правовое обеспечение деятельности общей полиции в борьбе с уголовной преступностью в 60–80-е гг. XIX века | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Никитин, А. А. Нормативно-правовое обеспечение деятельности общей полиции в борьбе с уголовной преступностью в 60–80-е гг. XIX века / А. А. Никитин. — Текст : непосредственный // Право: история, теория, практика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 33-38. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/84/4119/ (дата обращения: 19.04.2024).

Отмена крепостного права и получение населением Российской империи гражданских прав способствовали определенному росту уголовной преступности. В результате, возникла острая необходимость в реформировании полицейских органов и правовом обеспечении их деятельности. С этой целью законодателями были разработаны новые положений функционирования полицейских структур, которое нашли свое отражение во «Временных правилах об устройстве полиции в губерниях, по общему учреждению управляемых» от 25 декабря 1862 г.

Реформирование привело к объединению городской и уездной полиции в единое полицейское управление во главе с исправником, который назначался губернатором. Отдельная городская полиция сохранялась лишь в губернских и крупных уездных городах, возглавляемая полицмейстером. Полицейские управления состояли из начальников (исправника, полицмейстера), его помощников, секретарей, рассыльных. Подведомственными управлению чинами полиции в уездах являлись становые приставы, а непосредственно на местах находились сотские и десятские, кадровый состав которых формировался путем выборов лиц из крестьянской среды селений. В городах, посадах и местечках полиция состояла из участковых приставов, городских приставов их помощников и полицейских надзирателей [1].

Таким образом, введение «Временных правил» привело к реорганизации структуры органов МВД в России и увеличило в некоторой степени штат полиции, не внося при этом существенных изменений в правовую базу обеспечения деятельности по борьбе с уголовной преступностью.

С введения устава уголовного судопроизводства в 1864 г. происходит формальное сокращение функций общей полиции, проведение предварительного следствия окончательно передается судебным следователям. Сотрудники внутренних дел фиксировали происшествия, содержащие в себе признаки преступления или проступка, после чего сообщали об этом участковому судебному следователю и прокурору или его товарищу (ст. 250 УУС).

Полиция занималась производством дознаний о различных происшествиях только в двух случаях. Во-первых, если признаки преступления были сомнительны или информация была получена из недостоверных источников, при таких обстоятельствах, полицейские органы должны были удостовериться посредством дознания «действительно ли происшествие то случилось и точно ли в нем заключаются признаки преступления» (ст. 253). Во-вторых, когда «ни судебного следователя, ни прокурора или его товарища нет на месте» (ст. 252).

Анализ архивных источников позволяет нам с уверенностью говорить о том, что в подавляющем большинстве случаев именно сотрудники полиции осуществляли первоначальное расследование противоправных деяний. Так как у судебных следователей не было возможности своевременно реагировать на донесения полицейских служащих, ввиду интенсивной работы по расследованию преступлений. К примеру, у каждого судебного следователя Симбирского окружного суда в делопроизводстве в течение 1871 г. находилось от 91 до 247 дел [2].

Дознание осуществлялось с некоторыми процессуальными особенностями, сведения собирались посредством розысков, расспросов и негласным наблюдением, при этом не производилось «ни обысков, ни выемок в домах» (ст. 254).

Устав уголовного судопроизводства вменял в обязанность полиции исполнение функций судебного следователя только в тех случаях, когда «следы преступления могли бы изгладиться» (ст. 258) и применение мер к пресечению уклонения от следствия подозреваемых (ст. 257). В итоге, полицейские органы получали право на проведение процессуальных действий: осмотр, обыск, выемку и т. д. Принятая «Инструкция околоточным надзирателям» в 1867 г. увеличивала контроль со стороны общей исполнительной полицией за городскими обывателями, в частности предписывала надзирателям производство дознаний (п. 8.), задержание подозреваемых в совершении преступления (п. 10.), при этом надзиратели в ходе поимки виновных имели право проникновения в жилище, помещение (п. 11.). Инструкция обязывала назначение двух надзирателей на каждый околоток (участок), в результате на одного возлагалось, главным образом, наблюдение за наружным порядком, благоустройством, на другого — внутренний надзор за населением, предупреждение правонарушений и преследование преступников (п. 12.). В целях предупреждения преступности на околоточных надзирателей возлагался обход вверенных территорий в дневное и ночное время, присутствие на собраниях народа на улицах и площадях для пресечения возможных противоправных действий. В ходе осуществления надзора за населением полицейские должны были ознакомиться с особенностями населения каждого дома, знать хозяев и управляющих домами, швейцаров, дворников [3].

Таким образом, на сотрудников городской полиции ведавших околотком было возложено большое количество дел по обеспечению правопорядка, что естественно способствовало бы уменьшению преступности. Однако именно многочисленность функций и отсутствие физических возможностей не позволяли эффективно исполнять должностные обязанности.

10 октября 1879 года утверждается закон «О правилах употребления полицейскими и жандармскими чинами в дело оружия». Он представлял собой первый нормативно-правовой акт, который непосредственно относился к такой крайней мере государственного принуждения как применение оружия. В правилах регламентировались случаи применения оружия:

-        для отражения от нападения на полицейских;

-        для обороны других лиц, которым угрожает опасность;

-        при задержании преступников и преследовании арестантов;

-        использование во время народных беспорядков или волнений в крайней необходимости [4].

Между тем государственная власть обращала свое внимание не только на вопросы, касающиеся правового обеспечения деятельности по выявлению и раскрытию совершающихся преступных деяний, но также проводило правовое регулирование мер направленных на предупреждение преступных проявлений. Так, в 1876 г. вступает в законную силу новый Устав о пресечении и предупреждении преступлений. В соответствии, с которым, губернаторам, местной полиции, а также всем имеющим начальство по гражданской или военной части вменялось в обязанность предупреждать и пресекать различные действия «клонящиеся к нарушению должного уважения к вере, или же общественного спокойствия, порядка, благочиния, безопасности личной и безопасности имуществ» [5].

К мерам предупреждения и пресечения преступлений относились: отдача под надзор полиции, воспрещение жительства в столицах или иных местах, высылка иностранцев за границу, а также кратковременный арест. Данные меры могли быть определенны, в некоторых особенных случаях, без формального производства суда.

При анализе отдельных глав и статей нам предстает картина, при которой жизнь и поведение подданных Российской империи до мельчайших подробностей регламентировалось положениями Устава. Что естественно не могло контролироваться полицейскими органами в полной мере. Однако некоторые статьи имели вполне здравый смысл и предписывали решительные меры по пресечению пьянства, нищенства и других девиантных форм поведения. Например, ст. 186 обязывала полицию «смотреть, чтобы по улицам и переулкам пьяных не было, и чтобы те, которые по улицам и переулкам кричат и песни поют, ночью в неуказанные часы ходят и в пьяном виде шатаются, были забираемы и отсылаемы под стражу». Так как, именно алкогольное опьянение в нередких инцидентах служило катализатором противоправного поведения и причиной совершения преступлений, в том числе и тяжкого характера [6, с. 42–43]. Но правоприменение указанных норм фактически на практике не осуществлялось. Профессор М. Н. Гернет отмечал, что неизвестно, для какой цели устанавливались эти запреты при повсеместном распространении пьянства и при массовом распространении нищенства. Оба эти явления были так привычны для русского глаза, что на них не обращалось никакого внимания, и меньше всего внимания обращала сама полиция. При желании она могла бы заполнить пьяными и нищими все места лишения свободы в империи [7, с. 43–44].

9 июля 1878 г. с утверждения «временного положения» в 46 губерниях России вводится институт полицейских урядников в помощь становым приставами и для надзора за действиями сотских и десятских на местах, а также для их руководства [8]. Свою деятельность они должны были осуществлять на основе Инструкции полицейским урядникам [9]. В широкий список функциональных обязанностей входили действия по предупреждению и пресечению преступлений. Урядники обязаны были сами или через наиболее благонадежных сотских и десятских — тайно следить за людьми, занимающимися совершением преступлений или состоящими под надзором полиции, предписывалось собирать «необходимые сведения негласно пользуясь близким знанием жителей своего участка и местности, стараясь не возбудить никакого подозрения или недоверия» [10, с. 55]. В случае появления в участке преступной группы воров, грабителей или разбойников, полицейские урядники должны были донести об этом становому приставу, выяснить месторасположение притона шайки и при содействии сотских и десятских, местных обывателей, а в некоторых случаях и лесной стражи произвести задержку членов преступной группы.

Когда в подведомственном участке происходило преступление, то полицейский урядник, не позже суток с момента получения сведений, обязан был донести о произошедшем судебному следователю, товарищу прокурора и становому приставу. Полицейский урядник также приступал к производству формального дознания и иным оперативно-розыскным мероприятиям в соответствии с нормами отраженными в УУС, рассмотренными нами выше.

С воцарения Александра III происходит смена вектора внутриполитического развития на усиление государственной власти. В итоге данная политика приводит к разработке положения «О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» [11], в рамках которой какая-либо местность могла быть объявлена в положении усиленной или чрезвычайной охраны. А это в свою очередь приводило к увеличению функциональных обязанностей полицейских, направленных главным образом на предупреждение преступности.

Для предупреждения противоправных деяний в начале 1882 г. вступает в законную силу «Положение о полицейском надзоре» [12], установившее гласный полицейский надзор за некоторыми подданными российской империи. Исполнительная полиция при реализации надзора имела право входить в жилища поднадзорных «во всякое время», производить обыски и выемки, просматривать корреспонденцию и выдавать свидетельства на временные отъезды («отлучки»).

Таким образом, в исследуемый нами период, правовая регламентация деятельности полицейских органов имела разностороннюю направленность, с одной стороны это способствовало, в достаточной степени, продуктивному функционированию государственного института, но в тоже время излишняя загруженность обязанностями не позволяла сосредотачиваться на основных направлениях деятельности по борьбе с преступностью.

Литература:

1.         Временные правила об устройстве полиции в городах и уездах губерний, по общему учреждению управляемых // ПСЗ. — Собр. II. — Т. 37. — № 39087.

2.         Государственный архив Ульяновской области (ГАУО). Ф. 454. Оп. 2. Д. 7. Л. 12–38.

3.         Инструкция околоточным надзирателям. СПб., 1867.

4.         О правилах употребления полицейскими и жандармскими чинами в дело оружия // ПСЗ. — Собр. II. — Т. 54. — № 60066.

5.         Устав о пресечении и предупреждении преступлений. СПб., 1876.

6.         Никитин А. А. Особенности сельской преступности в пореформенный период XIX века (По материалам Симбирской губернии) // Симбирский научный вестник. — 2011. — № 1 (3).

7.         Гернет М. Н. История царской тюрьмы. В 5-ти т. М.: Госюриздат, 1961. — Т. 3.

8.         ГАУО. Ф. 76. Оп. 8. Д. 652. Л. 1.

9.         Инструкция полицейским урядникам от 19 июля 1878 г. // Сборник циркуляров и инструкций МВД за 1878 г. СПб., 1880. № 130.

10.     Цит. по: Мулукаев Р. С., Малыгин А. Я., Епифанов А. Е. История отечественных органов внутренних дел: учеб. для вузов. — М.: NOTA BENE Медиа Трейд Компания, 2005.

11.     Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия // ПСЗ. — Собр. III. — Т. 1. — № 350.

12.     Положение о полицейском надзоре // ПСЗ. — Собр. III. — Т. 2. — № 730.

Основные термины (генерируются автоматически): судебный следователь, полицейский, российская империя, становой пристав, главный образ, государственная власть, законная сила, общественное спокойствие, полицейский урядник, уголовная преступность.

Похожие статьи

Реформирование органов внутренних дел Российской империи...

Кроме того полицейские урядники должны были постоянно проживать на своем участке и без разрешения руководства не отлучаться.

Российская Федерация, общественная безопасность, исполнительная власть, общественный порядок, полиция, федеральный орган...

Специфика политических преступлений в Российской империи...

Политические преступления были неотъемлемой частью общественной жизни Российской империи.

судебная власть, Русская Правда, уголовное судопроизводство, дело, суд, названный документ, государственная власть, Соборное Уложение, уголовное...

Уголовная ответственность за посягательства на представителей...

Более того, уголовный закон берет под охрану наиболее ценные отношения и интересы. Именно поэтому особой защитой наделены представители власти т. к. их деятельность направлена на охрану общественного порядка и борьбу с преступностью.

Правовая оценка действий сотрудников полиции, совершаемых...

Таким образом, с одной стороны нормы Федерального закона «О полиции» подтверждают полное распространение на сотрудников полиции положений уголовного законодательства о необходимой обороне и других обстоятельствах, исключающих преступность деяния...

Развитие полицейских учреждений в период правления...

Главная полицейская канцелярия, как орган управления полицией была упразднена.

Полиция и милиция в механизме обеспечения государственной власти в России: теория, история

Похожие статьи. Роль Министерства полиции Российской империи в контексте...

Причины должностной преступности в правоохранительной среде

Значительные полномочия предоставлены российским полицейским по выявлению, раскрытию...

Не редкими, к сожалению, являются случаи получения судебными-приставами взяток. Роль прокурора в уголовном судопроизводстве по делам...

Проблемы квалификации сокрытия преступления от учета...

...государственных и муниципальных учреждений, Вооруженных Сил Российской

Общественная опасность преступлений, совершаемых сотрудниками полиции в ходе

Таким образом, 9,8 % всех возбужденных в 2016 году подразделениями МВД России уголовных дел...

Петровские преобразования и создание специализированных...

Обязанности по охране общественного порядка и борьбе с преступностью (п.п. 7, 9–13).

Главная полицейская канцелярия, как орган управления полицией была упразднена.

Роль Министерства полиции Российской империи в контексте...

Образ сотрудника органов внутренних дел в кинематографе

Образ «схватывается» общественным сознанием благодаря средствам кинематографии

Образ Пал Палыча Знаменского, образованного, вежливого, участливого следователя

для полицейских боевиков или детективов (драк, погони, стрельбы), вместо этого главный упор...

Похожие статьи

Реформирование органов внутренних дел Российской империи...

Кроме того полицейские урядники должны были постоянно проживать на своем участке и без разрешения руководства не отлучаться.

Российская Федерация, общественная безопасность, исполнительная власть, общественный порядок, полиция, федеральный орган...

Специфика политических преступлений в Российской империи...

Политические преступления были неотъемлемой частью общественной жизни Российской империи.

судебная власть, Русская Правда, уголовное судопроизводство, дело, суд, названный документ, государственная власть, Соборное Уложение, уголовное...

Уголовная ответственность за посягательства на представителей...

Более того, уголовный закон берет под охрану наиболее ценные отношения и интересы. Именно поэтому особой защитой наделены представители власти т. к. их деятельность направлена на охрану общественного порядка и борьбу с преступностью.

Правовая оценка действий сотрудников полиции, совершаемых...

Таким образом, с одной стороны нормы Федерального закона «О полиции» подтверждают полное распространение на сотрудников полиции положений уголовного законодательства о необходимой обороне и других обстоятельствах, исключающих преступность деяния...

Развитие полицейских учреждений в период правления...

Главная полицейская канцелярия, как орган управления полицией была упразднена.

Полиция и милиция в механизме обеспечения государственной власти в России: теория, история

Похожие статьи. Роль Министерства полиции Российской империи в контексте...

Причины должностной преступности в правоохранительной среде

Значительные полномочия предоставлены российским полицейским по выявлению, раскрытию...

Не редкими, к сожалению, являются случаи получения судебными-приставами взяток. Роль прокурора в уголовном судопроизводстве по делам...

Проблемы квалификации сокрытия преступления от учета...

...государственных и муниципальных учреждений, Вооруженных Сил Российской

Общественная опасность преступлений, совершаемых сотрудниками полиции в ходе

Таким образом, 9,8 % всех возбужденных в 2016 году подразделениями МВД России уголовных дел...

Петровские преобразования и создание специализированных...

Обязанности по охране общественного порядка и борьбе с преступностью (п.п. 7, 9–13).

Главная полицейская канцелярия, как орган управления полицией была упразднена.

Роль Министерства полиции Российской империи в контексте...

Образ сотрудника органов внутренних дел в кинематографе

Образ «схватывается» общественным сознанием благодаря средствам кинематографии

Образ Пал Палыча Знаменского, образованного, вежливого, участливого следователя

для полицейских боевиков или детективов (драк, погони, стрельбы), вместо этого главный упор...