Библиографическое описание:

Бредихина Е. А. Предоставление правовой помощи малоимущим в странах Центральной и Восточной Европы [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 68-71.

Обеспечение равного доступа к средствам правовой защиты является одной из наиболее сложных проблем. Государство, вынужденное учитывать множество конкурирующих социальных запросов и располагающее все более скромными финансовыми ресурсами, должно удовлетворить потребность всех своих граждан в правовой помощи.

Право на доступ к правосудию гарантирует, что каждый имеет доступ к независимому и беспристрастному суду и возможность справедливого судебного разбирательства.

В странах Центральной и Восточной Европы не применяется правило, в соответствии с которым отсутствие средств являлось бы основанием для предоставления бесплатной правовой помощи. В правовых системах этих стран в настоящее время проводится различие между делами, когда правоприменительные органы обязаны назначить обвиняемому защитника, и другими категориями дел. В последнем случае в некоторых странах назначение защитника обязательно, если обвиняемый является малоимущим, а в других это решение оставлено на усмотрение правоприменительного органа.

Что касается дел, требующих обязательного участия защитника, то в некоторых странах защита обязательна, если возможно назначение наказания в виде пяти или более лет лишения свободы, в Болгарии обвиняемый получает право на назначение защитника, только если минимальный срок наказания составляет десять лет лишения свободы.

Кроме того, законодательство большинства стран Центральной и Восточной Европы требует, чтобы только низший предел возможного наказания составлял или превышал минимум, необходимый для обязательного участия защитника. Если низший предел возможного наказания ниже минимума, необходимого для обязательного участия защитника, обвиняемый не получает права на бесплатную защиту, даже если высший его предел выше такого минимума. То есть в случае, если минимальный срок наказания, создающий право на обязательное участие защитника, составляет пять лет, а обвиняемый обвиняется в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы от трех до восьми лет, то такой обвиняемый не имеет права на бесплатную защиту, несмотря на то, что может быть приговорен к более чем пяти годам лишения свободы.

В уголовно-процессуальный кодекс Болгарии в 1999 г. были внесены изменения, предусматривающие, что правоприменительные органы обязаны назначить защитника малоимущему обвиняемому по его просьбе, если того требуют интересы правосудия. Оплата работы адвокатов, участвующих по делам, требующим обязательного участия защитника, или по иным делам, где назначается защитник, обычно производится за счет средств государственного бюджета, выделяемых на функционирование судов. Однако в большинстве стран назначение защитника не освобождает обвиняемого от обязательства по оплате помощи адвоката — исполнение такого обязательства лишь откладывается. В случае признания обвиняемого виновным государство может возложить на него все свои судебные издержки и расходы, включая оплату работы назначенного адвоката.

Важным, на наш взгляд, является то, что страны Центральной и Восточной Европы в настоящее время не проводят статистических исследований относительно количества назначаемых адвокатов и качества оказываемой ими помощи. Отсутствие таких данных о функционировании системы назначения адвокатов является одним из наиболее значительных препятствий для реформирования систем предоставления правовой помощи. Нехватка статистической информации затрудняет оценку степени серьезности проблемы обеспечения доступа к правосудию и определение будущих потребностей.

Конституции многих развитых стран гарантируют право на получение бесплатной правовой помощи не только малоимущим лицам, обвиняемым в совершении преступлений, но и малоимущим лицам, участвующим в гражданско-правовых спорах. Так, например статья 18 Конституции Нидерландов прямо предусматривает выработку Парламентом законодательных норм, регулирующих предоставление правовой помощи малоимущим лицам, не ограничивая предоставление такой помощи уголовными делами [1]. Сходным образом статья 24 (3) Конституции Италии предоставляет всем малоимущим лицам право на надлежащее представление их интересов в любых судебных разбирательствах [2]. Статья 29 Конституции Швейцарии 1999 года гласит: «Каждое лицо, не располагающее требуемыми средствами, имеет право на бесплатное правосудие, если его правовые притязания не выглядят бесперспективными. Поскольку это необходимо для соблюдения его прав, оно имеет, кроме того, право на бесплатную юридическую помощь» [3].

Однако большинство конституций и не признают права на получение бесплатной правовой помощи по гражданским делам. Но предоставление такой помощи часто гарантируют другие правовые нормы — специально принимаемые законы или широкое судебное толкование косвенно относящихся к этому предмету положений конституции.

Учитывая, что основания для бесплатного предоставления правовой помощи в различных странах различны, критерии, учитываемые в большинстве правовых систем, можно разделить на две общие категории: финансовые и юридические. Для получения права на бесплатную правовую помощь у лица должны отсутствовать средства, достаточные для оплаты работы адвоката. Здесь учитываются такие факторы, как доход и имущество лица, а в некоторых странах — доход совместно проживающих лиц и размер семьи заявителя. Право на бесплатное предоставление правовой помощи может подтверждаться финансовой декларацией, налоговыми и банковскими документами, платежными ведомостями, или даже справками, выдаваемыми муниципальными властями.

В соответствии с юридическим критерием основным фактором является категория дела. Обычно правовая помощь предоставляется бесплатно всем обвиняемым в совершении преступления, когда этого требуют интересы правосудия, за исключением некоторых нетяжких правонарушений, за совершение которых предусмотрено наказание в виде штрафа.

Во многих странах правовая помощь предоставляется бесплатно также по гражданским делам. Здесь необходимо отметить, что под бесплатным предоставлением правовой помощи по гражданским делам часто подразумевают целый ряд различных услуг, включая службы правовой информации, правовое просвещение, консультирование граждан и т. д. К таким услугам относится и представление интересов отдельных лиц в суде, и судебная защита общественных интересов, когда в суде отстаиваются интересы неограниченного круга лиц, а также работа с законодательными органами и высшими судами. Хотя иногда подобные услуги оказываются непосредственно государственными органами, чаще их оказывают НПО и частнопрактикующие юристы. Во многих странах услуги, финансируемые из государственного бюджета, дополняются работой частных благотворительных организаций. В последнее время все больше внимания уделяется привлечению к этой работе консультантов вне юристов и других активистов, что позволяет охватить значительно более широкий круг лиц.

В заключении можно отметить, что оказание правовой и другой социальной помощи бедным, детям, жертвам насилия и другим категориям лиц — задача не только органов, в чьи функции входит предоставление правовой помощи, но и всего общества. Общественные организации местного уровня — это ценный ресурс, который может использоваться для предоставления правовой помощи, временного жилья, питания, ухода за детьми и консультирования, а также помощи в применении судебных приказов о личной защите и в столкновениях с системой уголовной юстиции. Такие организации могут обладать значительным опытом и пониманием нужд конкретной группы населения, такой как жертвы домашнего насилия, пожилые люди, инвалиды и др. Организация по предоставлению правовой помощи или отдельный адвокат могут пользоваться ресурсами таких организаций и при необходимости направлять в них клиентов. Кроме того, поскольку сфера деятельности организаций по оказанию правовой помощи часто ограничена финансирующими их органами государственной власти или установленными приоритетами, общественные организации могут играть важную роль в выработке и реализации различных решений в интересах общественности.

Литература:

1.                             Конституция Королевства Нидерландов: принята парламентом 17 февраля 1983 г. // Конституции государств Европы / Издательская группа НОРМА, 2001. — 94 с.

2.                             Конституция Итальянской Республики: принята Конституционной ассамблеей 22 декабря 1947 г. / пер. с итал. Л. П. Гринберга // Конституции государств Европейского Союза / под общ. ред. Л. А. Окунькова. — М.: Издательская группа ИНФРА-М–НОРМА, 1997. — 90 с.

3.                             Союзная Конституция Швейцарской Конфедерации: принята на народном референдуме 18 апреля 1999г. // Конституции государств Европы. — НОРМА, 2001. — 102 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle