Библиографическое описание:

Воронина И. О. Государственно-правовое регулирование оборота алкоголя на постсоветском пространстве [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 20-24.

Проблема регулирования производства и оборота алкогольной продукции была и остается одной из самых обсуждаемых тем общественности. На протяжении многих столетий общество пыталось решить данный вопрос.

В период существования советского государства правительством неоднократно делались попытки выработать наиболее эффективные методы регулирования в исследуемой сфере. На протяжении десятилетий в СССР существовала монополия государства на производство и оборот алкогольной продукции, а борьба с самогоноварением и алкоголизацией общества рассматривалась как политическая задача [1, с. 74].

Для новых государств, возникших на основе республик бывшего СССР, на развитие рынка алкогольной продукции огромное влияние оказал распад страны. Это повлекло за собой переход экономики на рыночные отношения, разрыв хозяйственных и торговых межреспубликанских связей между его бывшими субъектами, разгосударствление и приватизация предприятий алкогольной промышленности. Впервые за 500-летнюю историю государственно-правового регулирования оборота алкоголя в начале 90-х годов XX столетия государства СНГ ликвидировали свою монополию на производство и продажу алкогольной продукции и резко ослабили регулирование и контроль за этими процессами.

Негативные последствия от полного отказа и недостаточности и регулирования государством рынка алкогольной продукции проявились во всех странах СНГ. Они выразились в резком увеличении теневого производства, оборота и криминализации рынка алкогольной продукции, а также в снижении поступлений денег от ее реализации в бюджет.

Особо показательным для нынешней ситуации на алкогольном рынке стран СНГ выглядит опыт Украины: при монополии на производство спирта (монополист «Укрспирт» принадлежит государству) в 2003 г. введена единая ставка акциза на спирт. В первый же год поступление акцизов и налогов увеличилось на 60 %, а за два года удвоилось. Рост отрасли позволил украинским производителям начать успешную международную экспансию, в том числе на рынок России.

Монополии на производство алкоголя также имеются в следующих государствах на территории постсоветского пространства: — Белоруссия (государственная монополия на производство); Латвия и Литва (монополия на производство вин и крепких спиртных напитков); Туркмения (государственная монополия на производство всех типов алкогольных напитков); Украина (государственная монополия на спирт).

Таким образом, существующий режим государственно-правового регулирования обязывает производителей алкогольной продукции использовать в своей деятельности этиловый спирт, полученный исключительно от государства или от лицензированных импортеров [2].

К существенным факторам, оказывающим влияние на государственно-правовое регулирование производства и оборота алкогольной продукции всех стран после распада СССР, относится то, что такая продукция, с одной стороны, не представляет собой товар первой необходимости, а с другой — является вредной в общественном потреблении, поскольку вызывает быстрое привыкание и зависимость у людей им злоупотребляющих. В связи с этим, механизм правового регулирования производства и оборота алкогольной продукции во многом носит ограничительный характер — выполняя социальную функцию, государство посредством правовых методов стремится ограничить потребление алкоголя населением. Например, за годы госмонополии в Туркмении доля потребления крепкого спиртного снизилась с 65 % до 26 %.

Отметим также, что, несмотря на существующие различия, все страны объединены единой целью — борьбой с нелегальным производством алкоголя. Так, в Украине количество граждан, которые ежегодно умирают от отравления некачественным спиртным и других причин, связанных с алкоголем, выросло с 30 тыс. до 40 тыс. человек в год. В Российской Федерации этот показатель составляет более 72 тыс. человек.

В прошлом году в России было официально продано 1,5 млрд. литров водки и ликероводочных изделий, а выпито 2,3 млрд. литров, в том числе самогона и спиртосодержащих жидкостей. То есть треть потребляемого алкоголя в стране продается нелегально. Сегодня власти абсолютного числа регионов, как России, так и многих стран СНГ готовы монополизировать розничную продажу крепких спиртных напитков [3, с.70].

Опыт введения монополии на постсоветском пространстве имеется. В Беларуси, которая с 2003 года идет по этому пути, катализатором принятия решения о монополизации рынка алкоголя и табака послужили выводы комитета госконтроля Беларуси по результатам проверки предприятий, которые производили и продавали данные группы товаров. К примеру, из проверенных 169 предприятий, которые в 2002 г. производили алкогольные напитки, 132 (77,6 %) нарушали налоговое законодательство. Итогом реформы явились высокие поступления денежных средств в бюджет и высочайшее качество продукции на территории СНГ [4, с.88].

Меры, предпринятые в последние годы органами законодательной и исполнительной власти государств-участников СНГ, позволили достигнуть определенных положительных результатов на алкогольном рынке стран Содружества. Возрастают легальные объемы производства этилового спирта и алкогольной продукции. Повышается доля высокосортного водочного продукта в общем объеме, следовательно, позитивно меняется структура потребления алкоголя. Растет производство и импорт виноградных вин, продолжается рост объема производства пива. Увеличивается объем налоговых поступлений в бюджетную систему.

Вместе с тем, на потребительский рынок продолжает поступать большое количество нелегальной, контрафактной и фальсифицированной алкогольной продукции. Отсутствуют эффективные механизмы противодействия потреблению населением алкогольных суррогатов.

Основная причина устойчивости негативных явлений на алкогольном рынке заключается в том, что законодательные и исполнительные органы власти не имеют четких концепций совершенствования нормативной правовой базы и механизмов государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Существующий порядок лицензирования деятельности в сфере производства этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и спиртосодержащей продукции не учитывает уровень использования уже имеющихся производственных мощностей, наличие прогрессивных технологий производства продукции и переработки его отходов.

Изменения налогового законодательства в алкогольной сфере производятся без достаточного обоснования и имеют выраженную фискальную направленность, что недопустимо при производстве социально значимой продукции, существенно влияющей на состояние здоровья населения.

Отсутствуют современные единые государственные системы учета и статистической отчетности об объемах производства, внешнеторгового оборота и реализации алкогольной продукции и пива, что препятствует легализации алкогольного рынка [5, с.41].

Законодательные нормы, предусматривающие ответственность за производство и реализацию нелегальной, контрафактной или фальсифицированной алкогольной продукции, не соответствуют ущербу, который наносится при этом государству и населению.

С целью снижения спроса на алкоголь эффективная алкогольная политика должна предусматривать систему образовательных мероприятий, а также пропаганду здорового образа жизни. Под неформальным социальным контролем подразумевается совокупность общепринятых норм и обычаев, регламентирующих отношение к алкоголю. На сегодняшний день, такие меры с России не реализуются в полном объеме и необходимых масштабах. Критерием эффективности любой политики, в том числе алкогольной, является практика. Высокий уровень связанных с алкоголем проблем в странах СНГ свидетельствует о необходимости совершенствования алкогольной политики с учетом международного, а также собственного исторического опыта.

На наш взгляд, построение оптимальной системы контроля в сфере производства и оборота алкогольной продукции возможно и без введения государственной монополии. Полагаем, что в условиях свободного рынка развитие алкогольной отрасли должно сопровождаться снижением дополнительных сборов, взимаемых с производителей. При разработке нормативных актов, регулирующих производство и оборот алкогольной продукции, необходимо учитывать накопленный производителями опыт, а также практику правового регулирования алкогольной отрасли иных государств [6, с.74].

Таким образом, в настоящее время в России и других странах СНГ, нужно предпринимать более действенные шаги по преобразованию механизма финансово-правового регулирования производства и оборота алкогольной продукции, с тем, чтобы обеспечить стабильность и конкретику правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в данной сфере.

Литература:

1.         Садыров У. М. Развитие рынка алкогольной продукции: на примере стран СНГ // Экономика и право. — 2009. — № 6. — С.74.

2.         Алкогольная катастрофа и возможности государственной политики в преодолении алкогольной сверхсмертности в России / Отв.ред. Д. А. Халтурина. — М.: ЛЕНАНД, 2008. — 376с.

3.         Берзин В. А. Вопросы нормативно-правового регулирования винодельческого виноградарства. — СПб.: Питер, 2010. — С.70.

4.         Бакулина Ю. С. Лицензирование и акцизное налогообложение алкогольной продукции // Гражданин и право. — 2012. — № 7. — С.88.

5.         Блинов М. В. Статья: международный опыт регулирования, контроля и налогообложения алкогольного рынка // Налоги и налогообложение. — 2008. — № 9. — С.41.

6.         Гулка Л. В. Система обязательных платежей на алкогольную продукцию в России, Молдове и Румынии // Государство и право. — 2010. — № 2. — С.74.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle