Библиографическое описание:

Новикова Ю. В. Воспитательные колонии и концептуальное развитие их в будущем России [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 125-130.

На сегодняшний момент воспитательные колонии (далее ВК) являются исправительным учреждением, а также структурным подразделением управления социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными Федеральной службы исполнения наказаний, обеспечивающим организацию исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, а также организацию воспитательной работы с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми в совершении преступлений, содержащимися в следственных изоляторах. Борьба, предупреждение и предотвращение преступности несовершеннолетних всегда являлось значимым вопросом, стоящим перед государством. Из-за своей специфичности как субъекта несовершеннолетние преступники всегда были в поле зрения законодателя. Их исправление являлось, да и сейчас является важной задачей, имеющей глобальный характер, и являющейся одним из неотъемлемых факторов предупреждения преступности в целом. Оглядываясь в прошлое, необходимо отметить, что положение об уголовных наказаниях несовершеннолетних впервые появляется в Артикле Воинском 1715 года. Однако, законодатель в данном Артикле не прибегает ни к какой конкретике. Несовершеннолетние осужденные отбывали свои наказания наряду со взрослыми преступниками в тюрьмах, приютах, колониях, арестных домах, что абсолютно точно, имело не только негативных характер, но и последствия. На тот момент в Царской России вообще отсутствовала какая-либо система по перевоспитанию оступившихся подростков, а следовательно и исправительного эффекта тоже не достигалось. Однако, все постепенно начало меняться, благодаря направленности на гуманность в правовой и социальной сфере которую выбрало Советское государство, как один из важных принципов своей деятельности. В подтверждении ранее сказанному необходимо отметить Декрет СНК РСФСР от 14.01.1918 года «О комиссиях для несовершеннолетних». Данный Декрет стал отражением более внимательного отношения к проблемам преступности несовершеннолетних, и к осужденным подросткам вообще. Упразднились суды и тюремное заключение. Декрет исключал уголовную ответственность несовершеннолетних до 17 летнего возраста. Дела рассматривались комиссиями по делам несовершеннолетних и выбирались наказания не связанные с лишением свободы, исключения были только в том случаи, если подросток являлся рецидивистом, или совершал тяжкое или особо тяжкое преступление. В этом случаи его дело отправлялось на рассмотрение в народный суд, а далее в учреждения системы НКЮ. В 1921 году появилось «Положение о трудовых домах для несовершеннолетних». Целью данного положения являлось исправление несовершеннолетних осужденных по средством привлечения к труду, а так же прививание трудолюбия, порядочности, усердности. Необходимо отметить, и такую задачу как развитие умственных способностей подростков, посредствам общего и профессионально образования. Для этого были созданы на территории трудовых домов общеобразовательные школы и учебно-производственные мастерские. Возможно труд и сделал из обезьяны человека, однако на мировоззрение и сознание подростка он не имеет настолько сильного влияния. В связи с этим последовала реорганизация трудовых домов в школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). К марту 1931 года данная реорганизация была выполнена полностью. Хотя использование труда, так и оставалось ключевым перевоспитывающим фактором, в дополнение к нему, пришли такие рычаги как взаимосвязь с промышленными предприятиями, с дальнейшей перспективой работы там, коллективами трудящихся, для полноценной социализации подростка, содействие комсомола. Что, способствовало на более высоком уровне осуществлять перевоспитание.

В 1935 году было принято Постановление СНК СССР «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности», которое устанавливало типы учреждений, занимающихся исправлением несовершеннолетних преступников: изоляторы, трудовые колонии, приемники распределители. До выхода в свет данного Постановления, все исправительные учреждения регламентировались исправительным законодательством.

Во времена 2-й мировой войны СНК ССР издал новое Постановление «Об усилении борьбы с детской беспризорностью, безнаказанностью и хулиганством», датированный 15.06.1943 года. Данное постановление привело к системной работе с несовершеннолетними, чем улучшило всю деятельность исправительных учреждений. Все исправительные учреждения регламентировались Положениями, которые утверждало для них НКВД-МВД ССР. В 1968 году ему был присвоен законодательный характер посредством Указа Президиума Верховного Совета СССР. Благодаря всей этой проведенной работе сформировалась стойкая и надежная система управления исправительными учреждениями, базирующаяся на гуманном отношении к несовершеннолетним. В 1969 году воспитательно-трудовые колонии вошли в систему исправительно-трудовых учреждений закрепленной Основами исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик.

На сегодняшний момент действует Уголовно-Исполнительный кодекс принятый 08.01.1997 года № 1-ФЗ., который в п.9 ст. 16 одним из органов исполняющим наказание в виде лишения свободы выделяет воспитательные колонии. Регламентация их деятельности, а также порядок исполнения наказания в данных учреждениях также находит свое отражения в УИК РФ в главе 17. Для контроля и надзора деятельности всех исправительных учреждения законодатель создал специальный орган — Федеральную службу исполнения наказаний (ФСИН России). ФСИН России согласно «Положению о Федеральной Службе Исполнения Наказаний» является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и(или) ограничений. В ведении ФСИН России на сегодняшний момент согласно опубликованным на сайте ФСИН России данным находятся 46 воспитательных колоний, расположенные в 43 субъектах Российской Федерации. Из них 43 — для содержания несовершеннолетних осужденных мужского пола и 3 (в Белгородской, Рязанской и Томской областях) — для содержания несовершеннолетних женского пола. Лимит наполнения всех ВК составляет 15440 места, в том числе женских ВК — 1323 места. На 01.07.2012 года в ВК отбывали наказание в воспитательных колониях 2597 осужденных, в т. ч. 156 несовершеннолетних женского пола. Впервые отбывают наказание в виде лишения свободы 2505 человек. Анализ преступности несовершеннолетних, позволяет увидеть, что около 40 % преступлений, совершенно лицами, не достигшими 16 летнего возраста. Хотелось бы отметить, достаточно острую проблему, вытекающую из анализа преступности несовершеннолетних — это рецидивная преступность, которая составляет 70 %.

В системе исправительных учреждений, воспитательные колонии занимают особое место, так как необходимо учитывать особенности личности несовершеннолетних правонарушителей, которым с одной стороны, предоставляются льготные по сравнению со взрослыми преступниками условия содержания, а с другой стороны, создают благоприятные условия для возвращения к правильному образу жизни в обществе. В рамках данной статьи хотелось бы упомянуть о прошедшей конференции, где обсуждалось дальнейшее развитие воспитательных колоний. В ходе данной научно-практической конференции по вопросам реформирования уголовно-исполнительной системы, которая состоялась 10 сентября 2009 г. в Москве, были определены задачи по реформированию уголовно-исполнительной системы. Решение этих задач направлено, на дальнейшую гуманизацию системы исполнения наказаний и на повышение возможностей в достижении целей исправления осужденных, предупреждения совершения ими новых преступлений. Комплекс мероприятий по решению данных задач нашел свое отражение в проекте Концепции развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации на период до 2020 г. Несомненно, главной задачей, стоящей перед современным исправительным учреждением для несовершеннолетних, является организация деятельности психолого-педагогического и реабилитационного характера, которая должна проводиться с учетом не только возрастных, но и индивидуальных (психологических, физиологических, уголовно-правовых) характеристик осужденных.

Все это предопределяет объективную необходимость рассмотрения вопроса о создании исправительного учреждения для несовершеннолетних осужденных нового типа, с учетом европейских стандартов пенитенциарной деятельности, а также накопленного отечественного и зарубежного опыта. Основная задача данного учреждения должна состоять в организации комплексной, завершенной системы исполнения лишения свободы для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте, направленной на социализацию личности. С этой целью бывшим директором ФСИН России А. А. Реймером было принято решение о разработке модели исправительного учреждения для несовершеннолетних осужденных нового типа. К работе по ее подготовке были подключены Вологодский институт права и экономики ФСИН России, Научно-исследовательский институт ФСИН России, Научно-исследовательский институт информационных и производственных технологий ФСИН России, Академия ФСИН России. При разработке модели также учитывались мнения ведущих ученых Академии Генпрокуратуры Российской Федерации, Академии управления МВД России и др. Под руководством заместителя директора ФСИН России А. М. Величко осуществлена научно-практическая разработка по теме «Концептуальная модель воспитательного центра для несовершеннолетних осужденных». Модель включает в себя описание целей и задач воспитательного центра, его функциональной и организационной структуры, условий отбывания наказания и содержания под стражей. В модели также представлена характеристика системы управления воспитательным центром, даны предложения по организации отдельных направлений его деятельности, разработан примерный расчет штатной численности персонала. Приведены предложения по материальной базе воспитательного центра, рассмотрены вопросы подготовки кадров для работы с несовершеннолетними осужденными.

Хотелось бы привлечь внимание и к тому, что попытки внедрения новой модели исполнения наказания в отношении несовершеннолетних, уже находят отражения в разных колониях, так например 16 марта 2013 года в Можайской ВК прошел круглый стол на тему» Актуальные проблемы апробации проекта модели воспитательно центра на базе Можайской воспитательной колонии и пути их решения».

Еще один несомненно положительный путь решения проблемы с рецидивной преступностью несовершеннолетних, предложил ФСИН России в своем проекте федерального закона № 493301–4 «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и статью 397 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Целью настоящего законопроекта является гуманизация уголовно-исполнительного законодательства в отношении несовершеннолетних осужденных.

Все изменения, и грядущие поправки в вопросе отбывания наказания, в отношении несовершеннолетних, разработаны и направлены на облегчение, смягчение условий для несовершеннолетних, если все данные программы, концепции и изменения войдут в силу, в том объеме в каком они представляются, то несомненно результат будет достигнут, конечно не на все 100 %, так как уголовно-исполнительная система еще не пришла в то стабильное состояние, при котором показатели преступности, и рецидивной преступности поползли вниз, но однозначно приведет к улучшению в вопросе несовершеннолетней преступности.

Литература:

1.         Уголовно-Исполнительный Кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 01.02.2013); http://www.consultant.ru

2.         Указ Президента Российской Федерации «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» от 13.10.2004 г. № 1314 (ред. от 30.03.2012 № 351)

3.         Декрет СНК РСФСР «О комиссиях для несовершеннолетних» от 14.01.1918 г.

4.         «Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних»- Сборник статей-М.: «Права человека»,2000.

5.         Научно-исследовательский институт информационных и производственных технологий: Концептуальная модель воспитательных центров для содержания лиц, осуждённых к лишению свободы в несовершеннолетнем возрасте: Москва, 2010.

6.         Проект федерального закона № 493301–4 «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и статью 397 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

7.         http://www.minjust.ru

8.         http://www.fsin.su

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle