Библиографическое описание:

Забзалюк Д. Е. Орден тамплиеров в крестоносном движении: историко-правовой аспект [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 24-28.

Адекватно оценивая ситуацию, которая сложилась в Европе в конце ХІ века и, опираясь на свой колоссальный авторитет, Католическая Церковь выступила с идеей организации движения европейцев на Восток с целью освобождения от мусульман главной христианской святыни — города Иерусалим. Следует отметить, что эта идея нашла свою реализацию в эпоху крестовых походов, которые продолжались почти двести лет.

В эпоху крестовых походов Церковь вырабатывает новую форму организации, которая должна была обеспечить успех крестоносного движения и утвердить личный авторитет и господство в Новом мире — духовно-рыцарские ордена.

Без сомнения, среди духовно-рыцарских орденов, что участвовали в крестоносном движении на Восток, одним из самых влиятельных был Орден бедных рыцарей Христа и Храма Соломона, который более широкому кругу знаком под именем «Орден Тамплиеров».

Главной силой армии крестоносцев было рыцарство, расцвет которого припадает ХІ — ХІІІ века, то есть на период крестовых походов. По нашему мнению, именно рыцарство должно было, за замыслом Папы Римского, стать той главной основополагающей силой, которая должна была сыграть решающую роль в реализации идеи крестоносного движения на Восток, а в случае необходимости стать на защиту и самой Церкви.

Следует отметить тот факт, что «во время крестовых походов западное рыцарство объединилось…. Начали вырабатываться правила общественного поведения… Идеалы рыцарства широко распространились по всей Западной Европе, стали служить предметом наследования для всех западноевропейских народностей, и, таким образом, объединили все рыцарство в одну общую семью, с одинаковыми понятиями и стремлениями» [1, с. 90].

Именно такой рыцарский отряд с собственным «кодексом чести» создали девять французских рыцарей во главе с Гуго де Пэйном в 1118 году. Своим главным заданием рыцари-монахи считали защиту и охрану паломников по пути в Иерусалим.

Если вести разговор про качественный состав Ордена Тамплиеров, то необходимо констатировать тот факт, что членами этих братств были в большинстве богатые и знатные феодалы, а также глубоко верующие люди, которые жертвовали всеми мирскими благами раде защиты паломников, христиан, Церкви и служению Господу и не допускали, чтобы недостойные поступки братьев-рыцарей «замалчивались и не карались» [2, с. 21]. На фоне большинства представителей рыцарства, которая участвовала в крестовых походах, и, которая, в большинстве, отличалась цинизмом, жестокостью и жаждой наживы, Орден Тамплиеров, по нашему мнению, были воплощением всех рыцарских идеалов.

Устав Ордена был утвержден на соборе в Труа 1128 года. Принятие данного Устава сопровождалось многочисленными дискуссиями, которые велись в среде папского окружения. И в этом нет ничего удивительного, ведь само словосочетание «духовно-рыцарский орден», да еще в контексте исполнения монашеских функций, вызывало неоднозначные мысли. С одной стороны Церковь всегда выступала против применения силы и насилия, что являлось главными постулатами канонического права. З другой стороны, Крестоносное движение, которое завладело Европой в конце ХІ — в начале ХІІ веков, предусматривало борьбу с оружием в руках. И данное противоречие могло не только существенно подорвать авторитет самой Церкви, но и поставить под удар саму идею крестовых походов в «Святую землю».

Устав предусматривал четкую и тщательную административную иерархию и строго определенный свод законов: от экипировки и использования ценностей, отданных в распоряжение тамплиеров, до их поведения на поле боя [3, с. 65].

Данный документ имел колоссальное значение с точки зрения его инновационного содержания (что не было характерным для Уставов других орденов и церковных институций), поскольку он давал Великому Магистру Ордена право изменять некоторые правила в силу тех или иных обстоятельств, что делало его достаточно революционным для той эпохи и повлияло на развитие церковного и канонического права, а также позволило говорить о появлении специфического и уникального в своем роде орденского права.

Это был так называемый Латинский устав Ордена бедных рыцарей Христа и Храма Соломона, который состоял из 72 статей, и который со временем несколько видоизменился, и в конечном счете был существенно дополнен и известен, как Французский текст Устава Ордена. Он состоял из семи разделов и совершенствовался на протяжении 170 лет. Текст Французского Устава Ордена ярко иллюстрирует, как Тамплиеры приспосабливались к политическим изменениям и формировали свой собственный нормативно-правовой кодекс.

Монашеско-рыцарские ордена и Орден Тамплиеров, в частности, имел четкую иерархическую структуру: «члены ордена, как правило, делились на три группы — братьев-воинов, капелланов (священников), братьев-служителей. Во главе ордена стоял великий магистр (гроссмейстер), который избирался пожизненно и утверждался папой, владевшим верховной властью над орденами. В подчинении великого магистра (гроссмейстера) находились определенные должностные особы: начальник провинции (приор), маршал, командоры, коннетабли и т. п. Периодически созывался генеральный капитул (собрание должностных лиц ордена), который имел законодательную власть» [1, с.27].

Если говорить более детально об организационной структуре Ордена, то следует отметить, что главными должностными лицами Ордена Тамплиеров были: магистр — глава Ордена, власть которого ограничивалась и контролировалась генеральным капитулом; братья-капелланы Ордена, которые отвечали за проведение служений, исповедей и т. д.; сенешаль, который заведовал снабжением и бытом Дома; Маршал Конвента Храма, который отвечал за военную подготовку и дисциплину в монастыре. Конвент состоял из братье, которые составляли военную силу Ордена, то есть братьев-рыцарей и сержантов. Кроме того, были Командоры трех провинций Востока — Иерусалима, Триполи и Антиохи, которые были подчинены Великому Магистру Ордена и генеральному капитулу; хранитель одежд, который занимался экипировкой братьев-рыцарей. За командорами провинций шли шателены (управляющие замками), командоры Домов, командоры рыцарей; братья-рыцари, братья-сержанты (пехотинцы и легкая кавалерия, которая набиралась из представителей низшего, чем рыцари, социального класса) и братья-казальеры (отвечающие за сохранение казалий — ферм Ордена), которые подчинялись маршалу своего монастыря; туркопольеры — командиры туркополов — наемников из местных жителей; подмаршалы — ответственные за мелкий инвентарь и его погрузку, доставку и ремонт; оруженосцы, знаменосцы, инфирмарий — управляющий лазаретом.

Результатом деятельности Ордену в «Святой земле» в первые двадцать лет своего существования стала булла папы Иннокентия ІІ «Omne Datum Optimum» («Всякий дар совершенен» — лат.) 1139 года, которая давала Ордену огромные привилегии и подчиняла его непосредственно Папе Римскому. Орден де-юре выходил из-под юрисдикции епископальной власти, тем самым ставал фактически автономной организацией.

И это было не случайным. С самого начала главный понтифик и его окружение понимали, насколько мощное орудие власти оказалось в их руках. Орден постепенно превращался, по сути, в церковную полицию в форме регулярного военизированного формирования, первую профессиональную армию, которая была готова без лишних колебаний выступить на защиту Церкви.

Таким образом, Орден стал важным элементом государственной доктрины Католической Церкви, что пыталась объединить весь христианский мир под своим началом.

Невозможно не отметить ту роль, которую сыграл Орден Тамплиеров в духовном, политическом, экономическом, культурном и правовом развитии средневековой Европы.

Так, например, благодаря деятельности Ордена Тамплиеров в Европе сформировалась мощная банковская и финансово-кредитная система. Используя опыт мусульманских стран во время пребывания в «Святой земле», тамплиеры внедряли новые технологии в сельском хозяйстве, медицине, архитектуре, топографии, мореплавании и судостроительстве, литературе. Благодаря стараниям Ордена «Античная мудрость, которую сохраняли арабские ученые, наконец-то дошла до христианского мира» [4, с. 364]

Существенное влияние имела деятельность Ордена на становление, развитие и реформирование церковного и канонического права, которые без сомнения, в значительной мере начали приспосабливаться не только не только к потребностям самой Церкви, но и к более эффективному регулированию отношений со светской властью, что однозначно позитивно повлияло на развитие Европы в целом.

Конечно же, духовно-рыцарский Орден Тамплиеров сыграл одну из ключевых ролей в крестоносном движении ХІ — ХІІІ веков, а его значительное влияние на политическую и социально-экономическую жизнь средневековой Европы не подлежит сомнению. Эта уникальная по своей сути организация стала оплотом христианства в Святой земле, а со временем и во всей Европе, активно влияя на церковные и канонические нормы путем их имплементации и реформирования на основе внедрения собственных правовых норм. Такое влияние дает основания говорить о формировании уникального в своей сущности орденского права.

Литература:

1.         Рыцарские ордена: с крестом и мечом. — М.: Изд-во Эксмо, изд-во Алгоритм, 2004. –384 с.

2.         Мельвиль М., История ордена тамплиеров. / Пер. с фр. к.и.н. Г. Ф. Цыбулько. Науч. редактор М. Ю. Медведев. / И. Мельвиль — СПб: «Евразия», 2000–416 с.

3.         Бейджент М., Ли Р., Линкольн Г. Святая Кровь и Святой Грааль. / М. Бейджент, Р. Ли, Г. Линкольн — М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 496 с.

4.         Норман Дейвіс. Європа. Історія. /переклад з англ. П. Тарещук /Дейвіс Норман — Київ: Вид-во Соломії Павличко „Основи”, 2008. — 1463 с.

5.         Бордонов Ж. Повседневная жизнь тамплиеров в ХІІІ веке / Пер. с фр., предисл. и науч. ред. В. Д. Балакина / Ж. Бордонов — М.: Молодая гвардия, 2004. — 243 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle