Библиографическое описание:

Мамазакиров Р. У. Вопросы разработки и принятия концепции современной национальной правовой политики Кыргызской Республики [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, март 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 5-8.

В статье автором рассмотрены вопросы теоретической разработки концепции современной национальной правовой политики Кыргызской Республики и ее воплощение в практической деятельности.


Произошедшие в последние два десятилетия изменения социально-политического устройства Кыргызской Республики потребовали создания новых правовых средств социального регулирования системы общественных отношений, содержащихся в правовой системе. В связи с этим, теоретическая разработка концепции современной национальной правовой политики и реальное ее воплощение в практической деятельности, составляет одну из первоочередных задач, от решения которой зависят многие другие правовые проблемы, в частности, вопросы, связанные с совершенствованием права в целом, определением его места и роли среди других юридических явлений и социальных регуляторов. Это становится актуальным в условиях построения демократического правового государства, где право приобретает ведущее значение, а правовая наука нуждается в обобщающей категории, позволяющей оперировать ею при научном анализе всей правовой действительности.

Правовая политика есть научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и муниципальных органов, а также общественных объединений по созданию эффективного механизма правового регулирования, по оптимизации правового развития конкретной страны. Правовая политика — это более осознанное и ответственное отношение к совершенствованию правовой системы общества, возможному юридическому прогрессу, организации процесса конституционно-правового строительства страны, так как он не может протекать в стихийном ключе, а в данной сфере нужны стратегия, логика и система действий.

Правовая политика имеет собственное содержание, свою природу и должна полноценно реализовываться наряду с экономической, социальной, национальной и другими видами политики. Правовая политика во многом обусловлена потребностями упорядочивания и целенаправленного развития такой самостоятельной формой жизнедеятельности общества, как правовая жизнь.

В настоящее время в Кыргызской Республике разработка и принятие концепции правовой политики станет одной из ключевых составных частей стратегии сбалансированного и устойчивого развития страны. Так, распоряжением Президента Кыргызской Республики от 25 февраля 2011 года № 37, в целях осуществления системной правовой политики, утверждения принципов верховенства права, а также эффективной защиты прав и свобод человека и гражданина была образована рабочая группа по разработке проекта Концепции правовой политики, из числа представителей органов государственной власти, международных организаций, высших учебных заведений и гражданского сообщества1.

Проект Концепции правовой политики Кыргызской Республики на 2012–2016 годы, подготовленный рабочей группой представила на рассмотрение Правительства Кыргызской Республики, в котором особое внимание уделено прогнозно-аналитическому обеспечению правотворческой деятельности, основанной на мониторинге тенденций развития отраслей права и анализе правоприменительной практики.

Сегодня назрела необходимость осуществлять системную правовую политику, утверждения принципов верховенства права, а также эффективной защиты прав и свобод человека и гражданина. Существующая практика и действующая нормативная правовая база свидетельствуют о несогласованности действий государственных органов при проецировании путей развития для достижения одной цели. Такая тенденция четко прослеживается при осуществлении реформирования судебной системы и правоохранительных органов. Требуют комплексного подхода и вопросы реформирования адвокатуры, юридического образования и науки, правового просвещения. Единый системный подход в проведении правовой политики позволит скоординировать усилия государственных органов и привлекаемых партнеров на формирование единого и согласованного правового пространства.

Необходимо освободить правовую систему Кыргызской Республики от мелочного регламентирования социально-экономической и общественно-политической жизни общества, от карательно-репрессивных методов деятельности правоохранительных органов, обвинительного уклона в судопроизводстве и приоритета государственных интересов во взаимоотношениях государства и частного собственника.

Действующее законодательство, обеспечивающее функционирование правовой системы страны в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики 2010 г.2, общепризнанными принципами и нормами международного права, требует дальнейшего развития, в частности, поэтапного совершенствования действующих законов, а также принятия при необходимости новых нормативных правовых актов, отвечающих требованиям дальнейшей демократизации общества и задачам его социально-экономического развития.

Конституционные идеи правового государства должны найти свое воплощение в формировании законодательства на идеях права, справедливости, гуманизма, в создании эффективных средств укрепления правопорядка, материальных, организационно-правовых, политических гарантий прав и свобод человека и гражданина. В то же время следует повышать ответственность государственных служащих и иных граждан, которые должны неукоснительно выполнять свои конституционные обязанности. Чрезвычайно важное значение имеет реализация конституционной идеи социального государства. Эта работа в первую очередь осуществляется государственными органами, которые должны создавать необходимые условия для самореализации и экономической свободы личности, гармонизировать сферы социальной жизни, оказывать помощь социально уязвимым слоям общества, не допуская патернализма, поляризации общества, противостояния различных социальных групп.

При этом следует признать неприемлемыми идеи «демократии без предела и границ», которые ничего общего не имеют с подлинной демократией. Важно осознание и отстаивание светского характера государства в условиях многонационального, поликонфессионального населения страны, роста вблизи границ Кыргыской Республики религиозного экстремизма, терроризма. Конституционные идеи светского государства должны воплощаться в законодательных актах и иных мероприятиях, которые создавали бы заслон влиянию религиозных течений на государственную идеологию, проявлениям экстремистских религиозных идей, в то же время не ограничивали бы деятельность религиозных объединений в рамках конституционного порядка.

Исходя из того, что в Конституции речь идет об основополагающих принципах деятельности общества и государства, общественное согласие и политическую стабильность должны обеспечивать как общественные, так и государственные институты. Так, основополагающий конституционный принцип — экономическое развитие на благо всего народа — должен воплощаться в жизнь и реализовываться и в государственном, и частном секторе экономики, поскольку собственность обязывает, пользование ею должно одновременно служить общественному благу.

Решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, как основополагающий конституционный принцип деятельности республики, возможно также на основе совместных усилий государственных институтов, политических партий, других общественных объединений, неправительственных организаций, различных социальных слоев и групп населения.

При этом организация и оценка деятельности государственных органов не должна ограничиваться формально-статистическими показателями их работы. Следует принимать во внимание в первую очередь реальные результаты работы по защите конституционных прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц и государства.

Указанные в Конституции Кыргызской Республики основополагающие принципы деятельности республики нашли в той или иной степени закрепление в законодательстве. Этот процесс должен углубляться и расширяться соответственно потребностям новых политических, экономических и социальных условий как внутри страны, так и в отношениях Кыргызстана с другими государствами. Но, тем не менее, на сегодняшний день, как справедливо отмечает вице-премьер-министр Ш.Атаханов, «парламент Кыргызстана вносит законопроекты совершенно противоположные друг другу. Некоторые вынесенные депутатами постановления не соответствуют законам Кыргызской Республики. В связи с этим было принято решение разработать концепцию правовой политики. Этот документ будет определять правовую рамку деятельности государства. В частности реформирование правоохранительной системы и развитие судебной системы»3.

Структура представленного проекта концепции правовой политики Кыргызской Республики на 2012–2016 годы включать следующие составляющие:

  1. Цели и задачи Концепции правовой политики на период до 2016 года

  2. Развитие нормотворческого процесса

  3. Реформирование национального права

  4. Развитие правоохранительной системы

  5. Развитие судебной системы

  6. Реформа юридического образования. Института правовой пропаганды

Как отмечается в целях и задачах данного проекта в концепции сформулированы основные направления совершенствования национальной правовой системы, основанные на современных тенденциях ее развития, накопленном отечественном и мировом опыте, научно обоснованных представлениях о перспективах развития нашего государства и права. Ввиду чего Концепция представляет собой программный документ, определяющий правовое развитие страны на ближайшую перспективу.

В процессе дальнейшего совершенствования законодательства необходимо неуклонно следовать принципам верховенства Конституции и соответствия норм актов нижестоящего уровня актам вышестоящего уровня.

Совершенствование норм действующего законодательства необходимо проводить путем реализации следующих мер:

  • восполнения пробелов в правовом регулировании и углубления его в наиболее важных сферах общественных отношений;

  • продолжения и расширения практики проведения научной экспертизы законопроектов, в том числе на предмет соответствия интересам национальной безопасности;

  • формирования в целях унификации законодательства единого перечня используемых в нем терминов на государственном и русском языках;

  • в целях создания условий для эффективной реализации всех принимаемых законов четкого соблюдения принципа достаточности их финансового обеспечения;

  • в целях выявления предпосылок, прямо или опосредованно создающих условия для совершения преступлений, коррупционных и административных правонарушений, введения криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов;

  • в целях улучшения планирования законопроектной деятельности введения практики ее перспективного планирования.

Следует планировать работу по систематизации массива национального законодательства на среднесрочную перспективу, вести научный анализ общественных отношений, требующих правовой регламентации. Такой упреждающий анализ позволит выявить сферы общественных отношений, не урегулированных нормативными правовыми актами и нуждающихся в разноуровневой регламентации.

Систематизация законодательства должна осуществляться посредством применения всех трех ее форм: инкорпорации, консолидации и кодификации.

В любом обществе, как известно, возможны противоречия интересов различных индивидуумов, социальных групп, организаций. В связи с этим такому явлению, как лоббирование, необходимо придать цивилизованные, законодательные рамки.

Сегодня законодательные акты содержат большое количество бланкетных (отсылочных) норм, позволяющих государственным органам принимать подзаконные акты, содержание которых не соответствует воле законодателя, а порой и прямо противоречит ей. В нормотворческой практике государственных органов не изжит узкоотраслевой, ведомственный подход, в результате чего имеют место коррупционные правонарушения, ущемление прав, свобод человека и законных интересов граждан и организаций. К тому же такая ситуация приводит к фактической подмене законов подзаконными актами. В связи с этим процесс разработки законодательных актов должен характеризоваться решительным уменьшением количества отсылочных норм и оптимально возможной конкретизацией законов. Наряду с этим следует усовершенствовать механизм введения в действие принятых законов, обеспечивающий их полную реализацию, в том числе своевременное принятие необходимых подзаконных актов.

Нуждается в повышении качества местное нормотворчество. При этом также необходимо предпринять дополнительные меры, направленные на реализацию норм законодательства об обязательности регистрации актов местных государственных органов, имеющих общеобязательное значение, межведомственный характер или касающихся прав, свобод и обязанностей граждан.

В настоящее время существует большое число учебных заведений, обеспечивающих получение высшего юридического образования. Однако качество подготовки специалистов в этих организациях зачастую оставляет желать лучшего. Эта проблема требует своего скорейшего решения. Наряду с этим необходимо предпринимать меры по поддержке плодотворно развивающейся отечественной правовой науки. Вынуждены констатировать резкий дисбаланс между юридическим образованием и требованиями современного правоприменения. Анализ текущего состояния показывает, что стандарты юридического образования не удовлетворяют реалиям нашего времени.

Для разрешения этих проблем необходима целенаправленная политика государства направленная на развитие юридической науки через процессы глубокой научной проработки стандартов юридического образования


11. См.: www.president.kg/ru/posts/4d6cf5537d5d2e720d000867

22. Принят Законом Кыргызской Республики «О новой редакции Конституции Кыргызской Республики» от 27 июня 2010 г. / Эркин Тоо от 6 июля 2010 года N 61.

33. См.: http://www.kyrtag.kg/?q=ru/news/12723

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle