Современное состояние и перспективы развития электронного правительства в России | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Овчухова, О. Ю. Современное состояние и перспективы развития электронного правительства в России / О. Ю. Овчухова. — Текст : непосредственный // Государство и право: теория и практика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, март 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/83/3490/ (дата обращения: 19.04.2024).

В наш век высоких технологий, когда практически весь документооборот перенесен на электронные носители, закономерно появление и развитие электронного правительства. Суть электронного правительства состоит в использовании виртуального пространства для совершенствования моделей оказания услуг и повышения эффективности функционирования органов власти и государственных учреждений. Создание национальных «электронных правительств» в постиндустриальных странах происходит в русле глубокого реформирования всей системы государственного управления. В наибольшей степени в осуществлении таких проектов преуспели страны Европейского Союза и Северной Америки, где правительства хотят и могут себе позволить тратить немалые средства на информатизацию управления государством. Опыт этих стран показал, что при стабильном финансировании и эффективном менеджменте эта инициатива способна в короткие сроки окупить затраченные средства. При этом граждане получают реальный шанс участвовать в диалоге с властью, влиять на принятие решений и выдвигать собственные инициативы, получать детальную информацию о работе государственных структур и осуществлять контроль за их деятельностью.

Применение успешных практик реализации концепций электронного правительства зарубежных стран является одним из инструментов достижения целей эффективного электронного правительства России. Ведь, несмотря на всю свою важность, в России только 38 федеральных органов исполнительной власти из 64 представили в министерство планы по переходу на оказание государственных услуг в электронном виде. Из них 13 не оказывают гражданам государственных услуг и не имеют государственных функций в электронном виде, остальные пока не готовы к электронному правительству [4].

В первую очередь, это связанно с проблемами формирования законодательства в сфере перехода к электронным государственным услугам. В российском законодательстве по-прежнему не определен правовой статус электронного документа и связанных с ним процедур так, чтобы электронный документ мог выполнять все функции традиционного документа. Хотя закон «Об электронном документе» был внесен в Государственную Думу еще в декабре 2000 г. (проект Федерального закона № 39828–8), он до сих пор не вышел на стадию утверждения. Между тем аналогичный закон в Республике Беларусь был принят в 2009 г., а в Республике Казахстан — в 2003 г.

Однако в области законодательства есть и свои значительные достижения. В ноябре 2009 г. появился «План перехода федеральных органов исполнительной власти на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде», в который были включены 73 базовые государственные услуги, которые к 2015 г. необходимо перевести в электронный вид, а в 2010 г. была завершена работа над долгосрочной государственной программой «Информационное общество 2011–2018». Были приняты два важнейших закона: ФЗ от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и ФЗ от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» которыми регулируются предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Кроме того, вышло множество постановлений и распоряжений Правительства РФ, которые регулируют самые разные аспекты межведомственного электронного взаимодействия.

Стоит отметить так же, что рядовой гражданин не совсем понимает суть и значение электронного правительства. По данным Фонда общественного мнения, реально к государственным услугам в интернете прибегают лишь около 6 % населения, причем наиболее популярными услугами являются вызов врача или запись на приём в поликлинику. Так же отмечено, что основными причинами, по которым у людей нет желания пользоваться электронными госуслугами, являются недостаток навыков или возможности работы с компьютером и интернетом, а также отсутствие такой необходимости. Подобные мотивы шире распространены среди людей старшего возраста. Поэтому очевидно, что среди желающих в будущем использовать данные услуги преобладают молодые, в качестве причин своей заинтересованности чаще отмечая удобство, доступность и простоту использования, возможность сэкономить время и не стоять в очередях. Наличие у 18–35-летних опыта пользования интернетом в сочетании с потребностью рационализировать личное время является мотивом к использованию государственных услуг через интернет [3].

Для повышения востребованности электронных услуг необходима очень тщательная и выверенная стратегия работы с такими гражданами, и особенно с теми, кто, в общем доверяет органам власти и не слишком часто посещает государственные учреждения. Именно у представителей этой группы в настоящее время интерес к электронному правительству выше. Именно у них следует формировать позитивную связку «ожидаемая польза от электронного правительства — легкость освоения новых навыков», а также формировать доверие к техническим аспектам новой системы. В этом случае электронное правительство если и не обеспечит перехода к идеальной бюрократии, то позволит к ней приблизиться. Преимущества «электронного правительства» очевидны: упрощение бюрократических процедур, значительное сокращение сроков при оформлении документов, обеспечение легко верифицируемой, строгой налоговой подотчетности юридических и физических лиц посредством введения унифицированной системы электронного учета, повышение уровня бюджетных поступлений, сокращение масштабов коррупции и, соответственно, рост доверия граждан к институтам власти.

Можно выделить ряд актуальных задач, стоящих в повестке дня дальнейшего развития «электронного правительства» в России.

  1. Переход к более высоким стадиям электронного правительства, взаимосвязь электронного государственного управления с характером административных реформ, большая ориентация на нужды граждан как потребителей государственных электронных услуг.

  2. Улучшение электронного документооборота и обмена информацией внутри органов исполнительной власти, особенно по линии «центр — регионы — органы местного самоуправления — организации гражданского общества».

  3. Организация непрерывного обучения госслужащих и введения этого критерия в результаты периодической аттестации, предусмотренной законом.

  4. Унификация страниц государственных учреждений в Интернете, с тем чтобы гражданам было легче воспринимать ту информацию, которая в них есть.

  5. Формирование национальных стандартов доступности электронного правительства.

  6. Создание административных регламентов, чтобы заявитель понимал, что происходит с его документом.

  7. Повышение компьютерной грамотности населения страны [6].

Модель «электронного правительства» привлекательна для тех стран и культур, в которых государство воспринимается как социальная структура, обслуживающая интересы граждан. Российская же политическая культура базируется на укоренившемся в патерналистском стереотипе восприятии государства. Однако, несмотря на эту и другие национальные особенности политических культур, все государства имеют достаточно стандартный набор обязанностей перед обществом. Ценность электронного правительства заключается именно в конкретной пользе для граждан и бизнеса — в сокращении издержек, в сокращении затрат времени граждан, времени и денег бизнесменов и в той добавленной стоимости, которые дают эти системы для общества. Следовательно, проект электронного правительства будет успешным тогда, когда станет приносить реальную пользу гражданам, обществу и государству. Электронное правительство имеет целый ряд базовых преимуществ, делающих его частью глобальной социально-технологической парадигмы нового века, и решение его текущих проблем применения сделает его наиболее «дружественным» к гражданам РФ, что, возможно, послужит шагом к восстановлению доверия народа к власти [5].


Литература:

  1. Алексеева Ю. А. Количественная оценка взаимодействия правительства субъектов РФ с населением посредством систем электронного правительства// Вестник Астраханского технического университета. — 2007. — № 4. — С 212–215

  2. Болдырева Е. П. Выявление и экспертная оценка проблемных вопросов электронного правительства // Информационная безопасность регионов. — 2012. — № 1. — С. 83–87

  3. В тридевятом царстве, в электронном государстве // Пресс-релиз Фонда «Общественное Мнение», 2011. 13 июля [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/cat/smi/smi_int/pressr_080711 (дата обращения — 17.10.2012)

  4. Дьякова Е. Г. Переход к электронному правительству как процесс институциональной адаптации// Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. — 2011. — № 11. — С 234–252

  5. Зайко А. Русь электронная // Энергия промышленного роста — 2009 — № 3 [31] — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.epr-magazine.ru/prompolitics/maintheme/cyber_russ/ (дата обращения — 17.10.2012)

  6. Ирхин Ю. В. «Электронное правительство» как форма интерактивной коммуникации между органами власти и гражданами// Вестник Российского государственного гуманитарного университета. — 2009. — № 1. — С. 160- 174

  7. Красильникова Е. В. Экономические издержки и результаты реализации концепции электронного правительства в России// Вестник Поволжской академии государственной службы. — 2010. — № 3. — С 18–27

  8. Сединкин М. А. Возможности применения зарубежного опыта формирования электронного правительства в России// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия1: Регионоведение, философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. — 2011. — № 3. — С 349–360

  9. Шадаев М. И. Внедрение электронного правительства: первые итоги и новые задачи // Информационное общество. -2007. — № 1–2. — С. 25–27.

Основные термины (генерируются автоматически): электронное правительство, услуга, электронный вид, исполнительная власть, Россия, электронный документ, гражданин, Интернет, местное самоуправление, орган.

Похожие статьи

Нормативно-правовое обеспечение электронного правительства

электронное правительство, электронный вид, услуга, Россия, электронный документ, исполнительная власть, местное самоуправление, Интернет, гражданин, орган.

Электронное правительство в России: проблемы и перспективы

электронное правительство, электронный вид, Российская Федерация, орган, исполнительная власть, услуга, местное самоуправление, Россия, государственная власть, информационное общество.

Электронное правительство: его перспективы, возможности...

электронное правительство, электронный вид, Российская Федерация, орган, исполнительная власть, услуга, местное самоуправление, Россия, государственная власть, информационное общество.

Структура механизмов электронного правительства России

электронное правительство, электронный вид, услуга, Россия, электронный документ, исполнительная власть, местное самоуправление, Интернет, гражданин, орган.

Реализация проекта электронного правительства в условиях...

электронное правительство, электронный вид, услуга, Россия, электронный документ, исполнительная власть, местное самоуправление, Интернет, гражданин, орган. Похожие статьи.

Предоставление государственных и муниципальных услуг...

услуга, муниципальная услуга, исполнительная власть, орган, гражданин, качество предоставления, доля граждан, местное самоуправление, повышение качества предоставления, Портал.

Предоставление государственных услуг | Статья в журнале...

электронное правительство, электронный вид, Российская Федерация, орган, исполнительная власть, услуга, местное самоуправление, Россия, государственная власть, информационное общество.

услуга, муниципальная услуга, орган власти, орган, местное...

услуга, муниципальная услуга, исполнительная власть, орган, гражданин, качество предоставления, доля граждан, местное самоуправление, повышение качества предоставления, Портал.

Система электронного документооборота в органах...

электронное правительство, электронная подпись, Российская Федерация, удостоверяющий центр, Россия, электронный документ

электронный документооборот, электронная подпись, система, Российская Федерация, исполнительная власть, электронный вид...

Похожие статьи

Нормативно-правовое обеспечение электронного правительства

электронное правительство, электронный вид, услуга, Россия, электронный документ, исполнительная власть, местное самоуправление, Интернет, гражданин, орган.

Электронное правительство в России: проблемы и перспективы

электронное правительство, электронный вид, Российская Федерация, орган, исполнительная власть, услуга, местное самоуправление, Россия, государственная власть, информационное общество.

Электронное правительство: его перспективы, возможности...

электронное правительство, электронный вид, Российская Федерация, орган, исполнительная власть, услуга, местное самоуправление, Россия, государственная власть, информационное общество.

Структура механизмов электронного правительства России

электронное правительство, электронный вид, услуга, Россия, электронный документ, исполнительная власть, местное самоуправление, Интернет, гражданин, орган.

Реализация проекта электронного правительства в условиях...

электронное правительство, электронный вид, услуга, Россия, электронный документ, исполнительная власть, местное самоуправление, Интернет, гражданин, орган. Похожие статьи.

Предоставление государственных и муниципальных услуг...

услуга, муниципальная услуга, исполнительная власть, орган, гражданин, качество предоставления, доля граждан, местное самоуправление, повышение качества предоставления, Портал.

Предоставление государственных услуг | Статья в журнале...

электронное правительство, электронный вид, Российская Федерация, орган, исполнительная власть, услуга, местное самоуправление, Россия, государственная власть, информационное общество.

услуга, муниципальная услуга, орган власти, орган, местное...

услуга, муниципальная услуга, исполнительная власть, орган, гражданин, качество предоставления, доля граждан, местное самоуправление, повышение качества предоставления, Портал.

Система электронного документооборота в органах...

электронное правительство, электронная подпись, Российская Федерация, удостоверяющий центр, Россия, электронный документ

электронный документооборот, электронная подпись, система, Российская Федерация, исполнительная власть, электронный вид...