Библиографическое описание:

Плахотнюк Ю. И. Взаимодействие органов предварительного следствия с оперативным и другими подразделениями при расследовании уголовных дел по преступлениям против семьи и несовершеннолетних [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, март 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 68-70.

Качество реализации намеченных мероприятий в немалой степени зависит от того, учтены ли при составлении плана возможности взаимодействия с различными службами органов внутренних дел и другими государственными и общественными организациями. Благоприятные предпосылки для такого взаимодействия возникают при специализации определенных сотрудников следственного и оперативного аппаратов на делах о преступлениях против семьи и несовершеннолетних. Целесообразно разрабатывать единый согласованный план следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, который после согласования с руководителями соответствующих подразделений утверждается начальником органа внутренних дел, осуществляющего расследование.

Нужно иметь в виду, что вопрос о возбуждении уголовного дела по фактам преступных действий против семьи и несовершеннолетних должен решаться следователем, за исключением единичных, не терпящих отлагательств случаев.

В ходе проведения первоначальных следственных действий оперативно-розыскные мероприятия направлены: на установление лица, совершившего преступление; организацию мер по розыску и задержанию преступников; выяснение отдельных обстоятельств преступления (например, выявления свидетелей, соучастников преступления); изучение личности несовершеннолетнего (получение сведений об условиях жизни и воспитания и так далее); сбор информации о готовящихся преступлениях и о принятии мер к их пресечению; получение данных о похищенных ценностях и имуществе, о возможностях возмещения ущерба, причиненного преступлениями [5, с. 603].

Нежелательно поручать сотрудникам оперативного подразделения проведение наиболее важных следственных действий, требующих, как правило, знание всех материалов дела.

Одним из условий успешного решения профилактических и других задач расследования по рассматриваемой категории дел является взаимодействие с отделом профилактики правонарушений несовершеннолетних. Рекомендуется, в частности, следующие основные формы взаимодействия: 1) Получение из отдела сведений о подростках, склонных к совершению преступлений, в ходе проверки версии о совершении неочевидного преступления несовершеннолетними; 2). Истребование справок о личности несовершеннолетнего обвиняемого, условиях его жизни и воспитания; 3). Изучение следователем материалов профилактического дела на несовершеннолетнего; 4). Поручение обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, если соответствующие материалы отсутствуют в профилактическом деле. О результатах обследования следователю представляется справка; 5). Совместные сообщения в средствах массовой информации [4, с. 565].

Организация расследования рассматриваемой категории преступлений отличается рядом особенностей, связанных именно с групповым характером совершения. Нередко уже на первоначальном этапе расследования можно выдвинуть версию о совершении преступления группой лиц и в ее развитие — версии об условиях формирования такой группы.

На основе данных версий раскрытие может идти по следующим направлениям:

  • патрулирование в районе совершения преступления силами местной полиции, патрульно-постовых служб с целью выявления по имеющимся приметам или кличкам;

  • проверка оперуполномоченным, специализирующимся по делам против семьи и несовершеннолетних, преступных или озорных групп из числа состоящих на учете в отделе профилактики правонарушений несовершеннолетних на причастность к совершению преступлению.;

  • беседы инспекторов с преподавателями находящегося в данном микрорайоне учебного заведения с целью установления обучаемых, склонных к совершению правонарушений;

  • проверка в районе совершения преступления, ближайших микрорайонах спортивных секций, молодежных клубов;

  • проверка подростков и взрослых, недавно освободившихся из мест лишения свободы, на причастность к данному преступлению.

При планировании расследования рекомендуется уделять внимание не только проблемам выявления и использования фактических данных, имеющих значение для дела. Не менее важна и организационная сторона реализации запланированных действий, поскольку многие их них (одновременные задержания, обыски и так далее) являются большими как по объему выполняемой работы, так и по количеству участников. Своевременное разрешение организационных вопросов в значительной степени облегчает проведения расследования [5, с. 604].

По делам данной категории большое значение приобретает взаимодействие следователя с сотрудниками оперативных служб. Так, сотрудникам целесообразно поручать:

  • выявление неизвестных участников преступной группы несовершеннолетних и их задержание;

  • установление организаторов и их связей с взрослыми преступными группами;

  • проверку причастности несовершеннолетних к совершению других преступлений;

  • установление потерпевших в случаях выявления незарегистрированных фактов преступной деятельности группы несовершеннолетних;

  • поиск свидетелей;

  • получение оперативной информации о взаимоотношениях в группе;

  • установление мест нахождения (сбыта или хранения) похищенных вещей и их изъятие;

  • выявление круга лиц, которые имеют положительные или антисоциальные связи с несовершеннолетними подозреваемыми [1, с. 258].

Взаимодействие с указанными службами поможет следователю получить более полную информацию о самом подростке и его связях, что будет способствовать объективности расследования.

Основой взаимодействия следственных и оперативных работников должно быть установленное законом разграничение их компетенции, чтобы деловой контакт в работе не подменялся незаконной передачей полномочий, когда оперативные работники без поручения следователя выполняли бы следственные действия. Деловой контакт в работе следователя и оперативного работника, обеспечивающий успешное сочетание следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при расследовании преступления, предполагает:

  • четкое разграничение их полномочий;

  • совместный выезд на место происшествия в целях выявления и закрепления следов преступления, розыска и задержания преступника;

  • совместное участие в разработке плана расследования по делу и плана отдельных, наиболее сложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;

  • систематическую взаимную информацию о вновь полученных данных, касающихся обстоятельств расследуемого преступления и лица, его совершившего [5, с. 602].

При бригадном методе расследования целесообразно включать в состав следственно-оперативной группы необходимое количество оперативных работников, которые вместе со следователями, используя специфические методы своей деятельности, направляли бы совместные усилия на успешное решение задачи полного и быстрого раскрытия преступления.

Выделенные для участия в раскрытии преступления работники оперативно-розыскных и экспертно-криминалистических подразделений должны:

  • четко и своевременно выполнять поручения и указания следователя о производстве розыскных и следственных действий;

  • немедленно уведомлять следователя и прокурора об обнаруженном преступлении и следственных действиях;

  • немедленно уведомлять следователя и прокурора об обнаруженном преступлении в случаях, когда производство предварительного следствия обязательно;

  • принимать безотлагательные меры к охране места происшествия, выявлению и закреплению вещественных доказательств, розыску преступника по «горячим» следам и осуществлению других неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;

  • оказывать научно-техническую помощь в выявлении и фиксации следов преступления.

Следователь, в свою очередь, в целях наиболее оптимального сочетания следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий должен ставить в известность соответствующих оперативных работников о результатах выполнения плана расследования, о вновь полученных в ходе следствия данных, которые можно использовать для лучшей организации оперативно-розыскных мероприятий.

В расследовании преступлений могут быть широко и успешно использованы средства и методы судебной фотографии, трасологии баллистики, криминалистического исследования документов, уголовной регистрации, отождествления человека по признакам внешности, психологии и других естественных и технических наук.

Хорошо налаженное взаимодействие следователя и оперативного работника в ходе предварительного следствия по делу создает благоприятные условия для глубокого и всестороннего исследования обстоятельств преступления, способствует успешному выявлению преступных связей обвиняемого и в то же время препятствует возникновению необоснованных подозрений в отношении невиновных лиц.

При реализации плана расследования по уголовному делу нельзя обойтись без планирования отдельных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Этот процесс включает:

а) получение исходной информации;

б) формулирование задач, подлежащих разрешению;

в) выбор тактических приемов, которые должны обеспечивать успешное решение поставленных задач;

г) определение комплекса необходимых технических средств;

д) решение вопроса об использовании оперативных сил, средств и данных, полученных негласным путем;

е) установление круга участников следственного действия или оперативно-розыскного мероприятия и их функций;

ж) уточнение времени и места производства намеченного действия;

з) составление плана производства следственного действия или оперативно-розыскного мероприятия [4, с. 566].

Так, в плане допроса предусматриваются обстоятельства, подлежащие выяснению; формулируются вопросы, которые должны быть поставлены допрашиваемому по каждому из этих обстоятельств. Если на допросе предполагается использовать материалы дела, указывается, какие именно и на каком этапе, в каких целях. В плане должно быть обозначено время, а в необходимых случаях и место допроса [2, с. 104].

Особенности планирования в зависимости от следственной ситуации. Следственная ситуация обусловливается совокупностью обстоятельств, сложившихся на определенный момент расследования и влияющих на программу действий.

Таким образом, качество реализации намеченных мероприятий при расследовании преступлений против семьи и несовершеннолетних в немалой степени зависит от того, учтены ли при составлении плана возможности взаимодействия с различными службами органов внутренних дел и другими государственными и общественными организациями. Нежелательно поручать сотрудникам оперативного подразделения проведение наиболее важных следственных действий, требующих, как правило, знание всех материалов дела. Одним из условий успешного решения профилактических и других задач расследования по рассматриваемой категории дел является взаимодействие с отделом профилактики правонарушений несовершеннолетних, сотрудниками оперативного подразделения.


Литература:

  1. Бородин С. В. Преступления против семьи и несовершеннолетних: Новое уголовное право России. Особенная часть. — М.: Норма, 2006. — 303 с.

  2. Гаврилин Ю. В., Победкин А. В., Яшин А. Н. Следственное действие / Ю. В. Гаврилин. — М.: МосУ МВД России, Книжный мир, 2008. — 187 с.

  3. Герасимов И. Ф. Криминалистика / И. Ф. Герасимов, Л. Я. Драпкин; Под ред. И. Ф. Герасимова. — М.: ИНФРА, 2000. — 408 с.

  4. Мозяков В. В. Руководство для следователей. / В. В. Мозяков М.: Экзамен, 2005. — 912 с.

  5. Фарберова Ф. С. Защита и охрана прав несовершеннолетних. / Ф. С. Фарберова — М.: Мысль, 1999. — 800 с.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle