Права человека по Европейскому суду по правам человека в условиях пандемии | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право

Опубликовано в

XIX международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Казань, июнь 2022)

Дата публикации: 25.06.2022

Статья просмотрена: 46 раз

Библиографическое описание:

Хаяров, Д. В. Права человека по Европейскому суду по правам человека в условиях пандемии / Д. В. Хаяров. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы XIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 1-7. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/453/17341/ (дата обращения: 09.05.2024).



Актуальность данного исследования определяется возросшим количеством проблем в практической институтов защиты прав. Поскольку, право человека на жизнь — это субъективное право, защищаемое на уровне государственной политики и международных организаций, то соответственно увеличивается круг общественных отношений, которые необходимо регулировать нормой закона.

Право на жизнь исторически считается самым первым и самым важным для человека. Его называют в науке «царицей прав». Это вполне является оправданным, поскольку жизнь человека — это высшая ценность. В современном мире за последнее время произошли серьезные правовые изменения. Они мотивированы сменой правовой политикой государств на курс гуманизации.

1. Общая характеристика конституционного права на жизнь

За всю историю человечества естественные права человека приобрели ценность лишь в Новое Время. При этом, мы можем говорить лишь о формальном понимании и осознании ценности человека и его прав. Еще не учрежден ни один институт по защите прав, нет ни одного правозащитного движения, но есть сформированная в головах людей мысль о важности и особом значении их собственных прав.

Переход к новому этапу правового сознания ознаменовался постепенным снижением влияния церкви, веры на жизнь человека. Зародившаяся мысль в сознании масс порождала надежды, ранее не свойственные человеческому обществу. Теперь человек начинает осознавать, что он не одинок и возможно сможет отстоять свои права перед государством.

Интересно, что само государство по-прежнему не меняет своего политического курса и продолжает функционировать в том же режиме, что и ранее.

Алексеев С. С. является сторонником позиции, что изучение общей характеристики права на жизнь необходимо с рассмотрения свойств основных прав человека [10]. При этом в науке до сих пор не сформулировано понятие «свойств основных прав человека» как категории конституционного права, что создает большое количество обобщенных и размытых понятий.

В науке существует множество различных точек зрения ученых, которые исходят из источника происхождения прав. Так, сам Алексеев С. С. относит к правам следующие свойства:

  1. Происходят не из правоотношений, а основного Закона государства;
  2. Выражают отношения и связи гражданина и государства;
  3. Не прекращаются и не возникают вновь;
  4. У всех граждан содержание и объем основных прав одинаковые;
  5. Осуществляются преимущественно путем появления конкретных правоотношений, в ходе которых возникают новые субъективные права; реальность основных прав обеспечивается не только и не столько индивидуальными усилиями отдельного гражданина, сколько государственным и общественным строем.

Среди основных прав человека, которые, согласно ст. 17 Конституции, неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, самым важным является право на жизнь. Это вытекает и из содержания ст. 2 Конституции, признавшей человека, его права и свободы высшей ценностью нашего общества.

Право на жизнь гарантированно международными соглашениями, поскольку отступления от них не допускается даже во время чрезвычайных ситуаций. Следует подчеркнуть, что первостепенность права на жизнь заключается в том, что эти права порождают позитивные обязательства по защите людей, находящихся под опекой государства, от смертельных болезней и связанных с ними страданий [11].

Таким образом, была рассмотрена общая характеристика права на жизнь как основного права человека, закрепленных в Конституции. Право на жизнь входит в предмет изучения науки конституционного права, что порождает дискуссии вокруг его характера. Само право на жизнь не персонифицировано и принадлежит каждому человеку от рождения и, конечно не может быть отобрано.

2. Обеспечение права на жизнь в условиях эпидемиологического кризиса, вызванного коронавирусной инфекцией COVID -19

На сегодняшний день система обеспечения конституционных прав и свобод граждан в России представляет собой довольно молодой процесс, причем не только по организационным формам его структуры, но и по темпам продвижения к конституционной модели устройства государственно-правового механизма охраны основных прав и свобод.

Важным с точки зрения обеспечения прав для всей России документом является проект Федеральной концепции обеспечения и защиты прав и свобод человека, разработанный в 2000 г. Комиссией по правам человека при Президенте РФ. В его основе лежат нормы и принципы взаимоотношений гражданина и государства, признанные международным сообществом и перенятые в национальное законодательство.

В данном проекте отражены вопросы развития политических и гражданских прав, прав третьего поколения, защиты социально-экономических прав населения, определены группы населения, нуждающиеся в неотложной защите своих прав, освещены вопросы образования и просвещения в области прав человека, обеспечения единых стандартов защиты прав человека, в том числе с помощью международно-правовых актов и договоров в этой сфере. Однако важные вопросы охраны, предупреждения нарушения и ущемления конституционных прав и свобод граждан не нашли правового регулирования в указанном проекте.

Следует заметить, что на данный момент общепризнанные стандарты обеспечения прав человека отходят на «второй план». Привычное функционирование общества и государства невозможно в связи с возникшим требованием соблюдения изоляции. На наш взгляд, данные меры ограничивают человека и гражданина в правах и свободах, закрепленных национальным и международным правом. Однако это есть мера принужденная, которую нельзя игнорировать.

На сегодняшний день в странах Совета Европы выстроилась своя политика борьбы с COVID-19. Некоторые государства основываются лишь на началах, предусмотренных Европейской конвенцией по правам человека, касающихся охраны здоровья (пп. «е» п. 1 ст. 5 и п. 2 ст.ст. 8–11 Конвенции и п. 3 ст. 2 Протокола № 4 к Конвенции), остальная часть использует исключительные меры только на национальных началах, ограничивая конституционные права граждан.

Объявление режима чрезвычайной ситуации в государстве не позволяет устраивать произвол в стране и нарушать европейские договоренности стран Совета Европы. Для каждого отступления от правил необходимо предусмотреть четкие основания, оно должно быть строго необходимым, т. е. без введения данных мер ситуация в государстве ухудшится. Исследуемым нами инструментарием закреплено, что целью введения режима чрезвычайной ситуации в государстве является сдерживание разрастания кризиса и наиболее быстрый возврат к нормальной жизни. Совет Европы правильно утверждает, что постоянное закрепление за органами государственной власти чрезвычайных полномочий недопустимо, т. к., по нашему мнению, это может привести к произволу со стороны правительства.

Российская Федерация является федеративным государством с тремя уровнями власти: федеративная, региональная и местная. На наш взгляд, в связи с сложившейся ситуации пандемии COVID-19, необходимо преобразовать государство в унитарное, упразднив на время региональную и местную власть и вернуться к обратной форме государственного территориального устройства. Только четкое и планомерное управление на уровне федеральной власти способно сдержать сегодняшний кризис и вернуть жизнь граждан в нормальное русло, где будут обеспечены все их конституционные права.

Необходимо обратить внимание также и на граждан, осужденных к лишению свободы. В процессе исполнения наказания в результате распространения коронавирусной инфекции возникают случаи заболевания осужденных. По состоянию на 1 октября 2020 года в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 491 650 человек [12]. По состоянию на 25 мая 2020 года, в учреждениях УИС выявлено 238 случаев заболевания коронавирусной инфекцией среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных к лишению свободы (87 вылечилось) [13]. Ненадлежащее качество медицинской помощи может быстро привести к ситуациям, квалифицируемым в качестве «бесчеловечного и унижающего достоинство обращения».

Главной целью общественного контроля является соблюдение принципа непрерывности обеспечения прав человека в местах принудительного содержания, даже в условиях ведения ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Таким образом, следует отметить, что в настоящее время государство должно двигаться по пути введения режима чрезвычайной ситуации, целью которого является скоротечное истребление возросшего кризиса и возвращение жизни граждан в привычное русло. Также стоит принять такие временные коренные изменения, как изменение формы государственного территориального устройства, которая будет способствовать укреплению федеративной власти и более четкому решению возникшей проблемы на всей территории нашего большого государства.

Заключение

В ходе написания данной работы в соответствии с поставленными задачами исследования, мы пришли к следующим выводам по научной работе:

Общая характеристика права на жизнь как основного права человека, закрепленных в Конституции РФ, является одним из самых важных в системе прав человека. Наличие права на жизнь, равно как и самой жизни образуют остальные личные права человека. Следует подчеркнуть, что первостепенность права на жизнь заключается в том, что эти права порождают позитивные обязательства по защите людей, находящихся под опекой государства, от смертельных болезней и связанных с ними страданий.

Также стоит принять такие временные коренные изменения, как изменение формы государственного территориального устройства, которая будет способствовать укреплению федеративной власти и более четкому решению возникшей проблемы на всей территории нашего большого государства.

Таким образом, подводя итог исследования, необходимо отметить, что были выполнены: цель исследования — анализ права на жизнь и его обеспечения, задачи исследования, в соответствии с которыми получены выводы по работе.

Литература:

  1. Всеобщая Декларация прав человека. (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Российская газета от 05.04.1995.
  2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (вместе с Протоколом № 1 (Подписан в г. Париже 20.03.1952), Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый протокол к ней (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), Протоколом № 7 (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // СЗ РФ от 08.01.2001, № 2, ст. 163.
  3. Протокол № 6 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни (ETS № 114). Подписан в г. Страсбурге 28.04.1983 // Российская газета от 05.04.1995.
  4. Международный пакт «О гражданских и политических правах» от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 1994. — № 12.
  5. Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 1994. — № 12.
  6. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.
  7. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него (Заключена 09.12.1948) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. — М.: Юридическая литература, 1990. — С. 98–103.
  8. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Принята 21.12.1965 Резолюцией 2106 (XX) Генеральной Ассамблеи ООН) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. — М.: Юридическая литература, 1990. — С. 125–139.
  9. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. — 1993. — 25 декабря; Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
  10. Алексеев С. С. Права человека как институт естественного и позитивного права / Права человека. История, теория и практика. Учебное пособие. // Отв. Ред. Б. Л. Назаров. М., 1995. С. 56.
  11. Информационный бюллетень Секретариата Европейского Суда «Права лиц, лишенных свободы, связанные со здоровьем».
  12. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы // http://fsin.su/: ФСИН России. Режим доступа: // http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Kra.. (доступ свободный).
  13. ФСИН назвала число заразившихся коронавирусом в России заключенных: Общество:: РБК // https://www.rbc.ru/: Новости дня в России и мире — РБК. Режим доступа: // https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5ecbc2dc9a794726a75f50e1#:~:text=ФСИН %20назвала %20число %20заразившихся %20коронавирусом %20в %20России %20заключенных,-Фото %3A %20ФСИН %20России&text=В %20учреждениях %20исправительной %20системы %20ФСИН,РБК %20в %20пресс-службе %20ведомства (доступ свободный).