Библиографическое описание:

Колокольчикова О. С. Проблемы предоставления льгот иностранным инвесторам [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 48-50.

Правовой статус иностранного инвестора определяется Федеральным законом от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» [7]. Этот закон носит достаточно декларативный характер: содержит только в самом общем виде гарантии и льготы для иностранных инвесторов.

Иностранным инвестором признается лицо, имеющее право в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации. Это иностранное юридическое лицо или иностранный гражданин, в определенных случаях в качестве инвестора может выступать международная организация либо иностранное государство.

Закон №160-ФЗ устанавливает для иностранных инвестиций национальный правовой режим и предусматривает условия, как ограничительного, так и стимулирующего характера. Это означает, что деятельность иностранного инвестора подчиняется тем же нормам, что и деятельность российского лица, но может иметь свои особенности [3].

Закон №160-ФЗ устанавливает довольно большой перечень гарантий и льгот иностранным инвесторам, которые призваны стимулировать приток иностранных инвестиций в Российскую Федерацию. К ним относятся: гарантия от неблагоприятного изменения российского законодательства; гарантия обеспечения надлежащего рассмотрения споров; гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций; гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу; гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества; гарантия использования на территории РФ и перевода за пределы РФ доходов; гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество и иные [1].

Но большинство гарантий носит слишком общий характер и не содержит конкретный механизм их реализации, или отсылает к российскому законодательству. Все это в совокупности не способствует эффективной защите прав и интересов иностранных инвесторов.

Среди указанных в законе гарантий и льгот можно выделить гарантии от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора российского законодательства - «стабилизационная оговорка».

«Стабилизационная оговорка» представляет собой традиционную меру защиты инвестиций в практике международного сотрудничества. Но в Законе №160-ФЗ она носит усеченный характер. Легальная формулировка стабилизационной оговорки, установленной в ст. 9 Закона об иностранных инвестициях, уже не раз обоснованно критиковалась в правовой литературе как за то, что в ней установлено слишком много исключений, на которые она не распространяется, так и за то, что она сформулирована слишком громоздко и сложно и в итоге не получит применения на практике срок, в течение которого действует стабилизационная оговорка, связан со сроком окупаемости инвестиционного проекта, но не может превышать 7 лет. В исключительных случаях по решению Правительства РФ срок действия стабилизационной оговоркой может быть продлен. Оговорка защищает иностранного инвестора от негативного для них изменения налогового и таможенного законодательства [2].

Но она действует, во-первых, только в отношении инвесторов осуществляющих приоритетный национальный проект, а также в определенных случаях в отношении обществ, имеющих долю иностранного участия в своем уставном капитале более 25 %. Другие организации с участием иностранного капитала оговорка не защищает [5]. Данные льготы распространяются на ввоз товаров на территорию России в качестве вклада в уставный капитал российской организации. Это означает, что льготы распространяются не на все способы приобретения иностранным инвестором акций или доли участия в российском хозяйственном обществе, а только на те из них, которые связаны с таким приобретением при дополнительном выпуске акций или увеличении уставного капитала, а также при учреждении такого общества [4].

Согласно ст. 34 Закона о таможенном тарифе тарифные льготы (тарифные преференции) в отношении товаров устанавливаются настоящим Законом и не могут носить индивидуального характера. При этом под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от уплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара. Порядок предоставления льгот определяется Правительством России. Предоставление тарифных льгот допускается в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные капиталы коммерческих организаций с иностранными инвестициями [8].

Также стоит отметить, что, вместо того чтобы распространяться на все возможные формы иностранных инвестиций, она распространяется только на некоторые формы прямой иностранной инвестиции. Данная оговорка подлежит применению, только если для реализации приоритетного инвестиционного проекта иностранный инвестор ввозит на территорию России какие-либо товары, хотя неясно, почему она не может распространяться на случаи, когда иностранный инвестор оплачивает необходимые товары, произведенные в России и не требующие ввоза. В данном виде стабилизационная оговорка не отвечает как интересам иностранных инвесторов, так и интересам государства, стремящегося к привлечению иностранных инвестиций.

Статьей 16 Закона №160-ФЗ предусмотрены таможенные льготы при ввозе товаров на территорию России в качестве вклада в уставный капитал российской организации. При этом из указанной нормы следует, что льготы по уплате таможенных платежей предоставляются инвесторам или обществам, осуществляющим приоритетный национальный проект.

В этом случае возникает проблема соотношения данной нормы с таможенным законодательством. Таможенные льготы предусматриваются Законом РФ «О таможенном тарифе». Такие льготы предоставляются исключительно по решению Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.1996 № 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями» предусмотрено, что товары, ввозимые на таможенную территорию РФ в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами если товары не являются подакцизными, относятся к основным производственным фондам и ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного капитала.

Других условий для освобождения от таможенных платежей таможенное законодательство не содержит. Получается интересная ситуация, что Закон №160-ФЗ, который принимался с целью защиты прав иностранных инвесторов, ограничивает их право на освобождение от уплаты таможенных платежей по сравнению со специальным законодательством.

Перечень условий освобождения от таможенных платежей необходимо увеличить, так как действие этой льготы не может эффективно работать в таких ограниченных рамках.

Также хотелось затронуть вопрос касающийся предоставления отдельных льгот иностранным инвесторам субъектами РФ и органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 72 Конституции России и ст. 17 Закона об иностранных инвестициях субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии.

Виды льгот и способов государственной поддержки, применимых к иностранному инвестору:

  1. освобождение от уплаты налогов, зачисляемых в бюджет субъекта Российской Федерации;

  2. финансовая поддержка за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в форме предоставления бюджетного кредита, субсидий и субвенций, а также в форме бюджетных инвестиций;

  3. снижение арендной платы на арендуемое имущество;

  4. предоставление денежных гарантий;

  5. залог имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации либо органа местного самоуправления;

  6. содействие в развитии инфраструктуры, необходимой для обеспечения иностранной инвестиционной деятельности;

  7. информационная, организационная и правовая поддержка.

Вызывает вопрос правомочность органов власти субъектов Российской Федерации устанавливать налоговые льготы иностранным инвесторам. Закон об иностранных инвестициях в ст. 17 предусматривает возможность установления региональным законодательством льгот и гарантий, но не указывает на характер таких льгот и гарантий [6]. В то же время, как отмечается в протесте прокурора на Закон Оренбургской области об иностранных инвестициях, установление региональным законодательством именно налоговых льгот противоречит абзацу 2 п. 2 ст. 3 НК РФ, согласно которому не допускается устанавливать налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

То есть установленные региональным законодательством налоговые льготы противоречат НК РФ и, соответственно, должны признаваться недействующими. Данные положения НК РФ, которые запрещают установление региональных налоговых льгот для иностранных инвесторов, не отвечают потребностям Российской Федерации в иностранных инвестициях. Поэтому целесообразно изложить абзац 2 п. 2 ст. 3 НК РФ следующим образом: "...не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала, за исключением случаев, предусмотренных законодательством об иностранных инвестициях". При этом ст. 17 Закона об иностранных инвестициях следует изложить, например, следующим образом: "Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы, в том числе налоговые, и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки иностранных инвестиций за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных средств"

В целом анализ существующего правового регулирования деятельности иностранных инвесторов показывает, что идет тенденция к увеличению объема правового регулирования иностранных инвестиций. Вместе с тем, общие формулировки Закона №160-ФЗ приводят к тому, что его нормы редко применяются на практике, и суды чаще обращаются к национальному законодательству при рассмотрении споров, чем к нормам Закона №160-ФЗ. Эти положения не согласуются с целями законодательства об иностранных инвестициях


Литература:

  1. Чекунова С.А. Правовое положение иностранных инвестиций в России //Законодательство и экономика. 2003. N 5.

  2. Антипова О.М. Правовое регулирование инвестиционной деятельности (анализ теоретических и практических проблем). М.: Волтерс Клувер, 2010.

  3. Лабин Д.К. Международное право по защите и поощрению иностранных инвестиций. М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 3.

  4. Вознесенская Н.Н. Правовое регулирование и защита иностранных инвестиций в России: Монография. М.: Волтерс Клувер, 2011.

  5. Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Международное частное право и инвестиции: Науч.-практ. исслед. М.: Контракт; Волтерс Клувер, 2011.

  6. Фархутдинов И.З., Магомедов М.Ш. Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" - 10 лет спустя (опыт, проблемы и пути совершенствования)//Законы России: опыт, анализ, практика. N 12.

  7. Федеральный закон от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"//Собрание законодательства РФ. 1999. N 28. Ст. 3493.

  8. Федеральный закон от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"//Собрание законодательства РФ. 1999. N 9. Ст. 1096.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle