Библиографическое описание:

Бидова Б. Б. Общекриминологическое противодействие молодежному экстремизму [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 75-77.

Противодействие экстремизму в качестве одного из ведущих направлений правоохранительной деятельности в связи с особой опасностью угроз экстремистского характера неоднократно признавалась официально.

В то же время, очевидно, что экстремизм невозможно контролировать средствами исключительно правоохранительных органов, в противном случае возможен прямо противоположный результат [1,с.36].

К сожалению, в США, Великобритании, России и некоторых других странах мира, стоящих на переднем крае борьбы с терроризмом, в чем уверены В.В. Меркурьев и A.B. Павлинов, почти не уделяется внимание вопросам изучения реальных причин и условий, способствующих возникновению и разрастанию экстремизма, их устранению или минимизации [2,с.31].

В связи с этим, наряду с уголовно-правовыми и иными запрещающими средствами, следует разработать систему других криминологических мер по противодействию молодежному экстремизму, тем более что молодежь требует к себе особого взвешенного подхода.

О том, что противодействие молодежному экстремизму нельзя рассматривать с точки зрения исключительно репрессивной (в том числе, уголовно-правового воздействия), говорит тот факт, что среди основных групп факторов, наиболее существенно влияющих на совершение преступлений по мотивам расовой и национальной ненависти, являются:

  • социально-психологические факторы (негативные процессы в нравственной и духовной области, межнациональная напряженность; влияние СМИ, нагнетающих эту напряженность, и т.п.);

  • социально-экономические факторы;

  • социально-политические факторы (негативы социально- политической обстановки в стране; политические ошибки, порождающие межнациональные проблемы; исторические просчеты, и т.п.);

  • организационно-управленческие факторы (недостатки управления общественными процессами, способствующие проявлением ненависти и вражды; умышленные и неосторожные действия общественных лидеров; миграционные проблемы; недостатки организации правоохранительной деятельности и др.);

  • факторы воспитательного характера (влияние семьи, просчеты образования и т.п).

Процесс активизации вовлечения молодежи в экстремистские объединения приобретает особое значение в контексте проблем социальной безопасности российского общества, вызванных действиями экстремистов и ведущих к физической и духовной деградации, разрушению личности, этноса, общества, государства. Как отмечает Н.Б. Бааль, поскольку активизация экстремизма молодежи в настоящее время представляет серьезную опасность для российского общества, она должна быть глубоко и всесторонне изучена как явление, требующее общественного: политико-правового, административно-управленческого и социокультурного противодействия[3,с.42].

Экстремистское движение как тип девиации представляет собой сложное социальное явление, имеющее тенденцию к саморазвитию. Его появление обусловлено наличием целого ряда социально-экономических и социокультурных факторов, тесно взаимодействующих между собой. В то же время, отсутствие одного или нескольких из этих факторов значительно препятствует распространению экстремистских настроений и резко снижает воздействие экстремистской идеологии на этнонациональный менталитет и социокультурную деятельность.

Характерная черта современного молодежного экстремизма - рост масштабности, жестокости, навязывание своих принципов оппонентам, стремление к общественному резонансу путем устрашения населения.

Рост негативных тенденций в молодежной среде во многом обусловлен следующими факторами:

  • отсутствием целостной системы воспитательной работы в школах и учебных заведениях, кризисной ситуацией с идеологическими и духовными ценностями, потерей жизненных ориентиров;

  • коммерциализацией досуга, недоступностью объектов социокультурной сферы, расслоением молодежи по социально-экономическим показателям, безработицей, стремлением быстро достичь материального благополучия, слабой материально-технической базой информационного обеспечения молодежи;

  • снижением уровня жизни, социальной незащищенностью, ростом наркотической и алкогольной зависимости, негативного влияния средств массовой информации на мировоззрение молодого поколения.

Сегодня существует множество молодежных общественных объединений, которые имеют позитивное влияние на сверстников, отстаивают их права и законные интересы: ДИМСИ (детские и молодежные общественные инициативы), Союз молодежных организаций (Общероссийская ассоциация общественных объединений), РСМ (Российский Союз молодежи), партия «Идущие вместе» и др., также проводятся молодежные форумы, спортивные игры, развиваются духовно-патриотические движения[4,с.21].

В продолжение этого направления противодействия молодежному экстремизму видится дальнейшее использование возможностей молодежных объединений.

С точки зрения противодействия экстремизму немаловажное значение имеет искоренение негативных тенденций в молодежной среде путем реформирования воспитательной, социальной и экономической сфер жизни. Как справедливо отмечает Н.В. Степанов, в плане противодействия экстремизму и связанным с ним преступлениям «меры по оздоровлению экономики, повышению занятости, трудовой активности и повышению жизненного уровня и т.п. не только прямо и непосредственно подрывают экономические корни этих социально негативных явлений (что само по себе очень важно), но и способствуют устранению (блокированию, нейтрализации) иных (не экономических) детерминантов противоправного поведения - идеологических, социально-психологических, организационно-управленческих и других причин и условий правонарушений» [5,с.10].

Одной из причин быстрого распространения религиозного экстремизма на постсоветском пространстве, безусловно, являлся внезапное возрождение многих религиозных течений, сект различного толка, деятельность которых была запрещена в советское время.

Однако нельзя забывать о том, что после таких запретов возникает другая проблема - вопрос о судьбе сторонников экстремистских организаций, которые после запрещения деятельности организаций не должны оказаться вне активного внимания. Нужно продолжать работу, чтобы они не стали искать новые пути реализации своих целей.

Здесь также нельзя забывать и о роли религии в становлении и развитии духовности и культуры страны. Религиозный экстремизм волнует не только государство и в целом общество, но и официально зарегистрированные религиозные конфессии [6,с.42].

Борьба, в частности, с религиозным молодежным экстремизмом должна вестись на конфессиональном уровне, где бы крайние, радикальные религиозные течения, исповедующие экстремистские мировоззрения, подвергались обоснованной и конструктивной критике со стороны официальных представителей религиозных конфессий. Кроме того, в рамках самих официальных религий возможна пропаганда толерантности в пределах допускаемых официальных постулатов. Так, отсутствие широкого распространения ваххабизма в Татарстане отчасти объяснимо, с точки зрения М. Шаймиева, введением в XIX в. у татар толерантного течения ислама - «джадидизма», который выступает за получение высокого образования, равноправие мужчин и женщин и т.п.

Представляется, что необходимо более тесное сотрудничество властей с официальными религиозными конфессиями (православием, католицизмом, мусульманством, буддизмом, иудаизмом и др.) для развенчания экстремистских идей, целенаправленного формирования отрицательного отношения к экстремистским идеям и материалам, в которых они отражаются, и наоборот, демонстрирование положительных, конструктивных положений той или иной религии [7,с.45].

Ведение разъяснительной работы среди населения, и особенно, молодежи, о деятельности традиционных конфессий и создание всесторонней межконфессиональной системы толерантности и межрелигиозного диалога должны быть приоритетным направлением, необходимым условием для укрепления единства среди народа разной национальности и разного вероисповедания. Включение традиционных конфессий в деле профилактики экстремизма создает условия для взаимодействия различных конфессий и повышения их образовательного уровня.

Многонациональное устройство России, безусловно, вызывает сложность в знании и понимании всего многообразия культур ее этносов, что так же порой способствует проявлениям нетерпимости. Поэтому необходимой является реализация предложений о разработке и внедрении в образование изучение системных знаний о национальных и религиозных процессах в нашей стране и их отражениях в общественном сознании и устройстве. Следует повышать межкультурную коммуникацию и компетентность, позволяющих человеку успешно контактировать с представителями любой культуры [8,с.26].

Вместе с тем в профилактике молодежного экстремизма правоохранительным органам следует более широко использовать возможности СМИ.

Основные направления в этой области видятся в следующем: приоритет взвешенного и ответственного подхода к освещению явлений, связанных с расовыми и этническими аспектами, для исключения искаженной информации, не продуцирования негативных стереотипов; ориентация СМИ на пропаганду правопослушного образа жизни, культуры здоровых межэтнических отношений, установок толерантного сознания, способствование ведению диалога между различными группами населения; дискредитация экстремистских организаций, их лидеров и покровительствующих им лиц; использование информационной системы для создания ситуации дезорганизации в экстремистских структурах; подготавливаемые (или поддерживаемые) соответствующими государственными органами программы, репортажи, сообщения с целью доведения до сведения граждан информации о негативной деятельности экстремистских групп рассматриваемой направленности, о том вреде, который причиняется ими разнообразным составляющим национальной безопасности; непрерывное взаимодействие по вышеуказанным направлениям со специалистами в области межэтнических и межконфессиональных проблем.

В результате сформулируем некоторые общекриминологические меры противодействия молодежному экстремизму:

  1. Наряду с уголовно-правовыми и иными запрещающими средствами следует разработать систему других криминологических мер по противодействию молодежному экстремизму. Тем более что молодежь требует к себе особого взвешенного подхода, сочетающего в себе культурные, воспитательные и иные меры противодействия экстремизма. В этом случае государство будет заручаться поддержкой местного населения, в том числе молодежи, как бы «соревноваться» с экстремистским этнодвижением. В связи с тем, что молодежь составляет наиболее активную, в том числе в политическом отношении, часть населения, органам государственной власти и органам местного самоуправления следует более активно во всех субъектах России организовывать деятельность молодежных объединений с учетом исторических и культурных особенностей региона, духовно-патриотических и военно- патриотических движений.

  2. Государство должно усилить взаимодействие с официальными религиозными конфессиями (православием, католицизмом, мусульманством, буддизмом, иудаизмом и др.) по следующим направлениям: в части постоянного осуждения не только актов насилия (особенно терроризма), но даже угрозы их совершения; усилить совместный контроль за деятельностью отдельных представителей всех религиозных конфессий, отклоняющихся от общепринятых догматов в сторону возбуждения, разжигания или распространения национальной и религиозной вражды и розни; совместно в средствах массовой информации в образовательных учреждениях, в сети Интернет, в том числе на экстремистских сайтах организовать целенаправленное формирование отрицательного отношения к экстремистским идеям и материалам, обоснованную и конструктивную критику экстремистских идей и пр. В этом случае официальные традиционные конфессии будут задействованы в качестве субъектов противодействия молодежному экстремизму.

  3. Государству следует наладить долгосрочную совместную работу: по опровержению недостоверных фактов, ранее опубликованных в СМИ, особенно данные, возбуждающие, разжигающие или распространяющие национальную и религиозную вражду и рознь; по более широкомасштабному опубликованию перечня организаций, в том числе самих СМИ, сайтов в Интернете, имеющих отношение к экстремистским организациям, и т.д.

  4. Государственным органам, органам местного самоуправления совместно общественными, этническими и религиозными общинами следует более активно использовать позитивный потенциал этнических обычаев, традиций, в том числе путем организации общественных мероприятий, посвященных культуре разнообразных этносов.


Литература:

  1. Дубко Е.Л. Терроризм и нравственность //Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2005. № 4.

  2. Меркурьев В.В., Павлинов A.B. Проблемы предупреждения экстремизма в России. – М.: Инфра-М, 2006.

  3. Бааль Н.Б. Политический экстремизм молодежи как острейшая проблема современной России //Российский следователь. 2010. № 7.

  4. Бааль Н.Б. Историография молодежного экстремизма в постсоветской России //Человек и закон. 2007. № 4.

  5. Бааль Н.Б. Феномен девиантного поведения в системе знаний о криминальном экстремизме молодежи //Российский следователь. 20010. № 3.

  6. Степанов Н.В. Криминологические проблемы противодействия преступлениям, связанным с политическим и религиозным экстремизмом: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М.: Изд. ИГУ, 2008.

  7. Жээнбеков Э.Т. Профилактические меры противодействия религиозному экстремизму //Российский следователь. 2010. № 7.

  8. Романченко Ю.Г. Религиозный экстремизм и его особенности на территории Южного федерального округа Российской Федерации //Российский криминологический взгляд. 2010. № 3.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle