Библиографическое описание:

Мацкевич Ю. Д. К вопросу о международных обязательствах РФ по созданию специализированной судебной системы по делам несовершеннолетних [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 62-64.

Создание судебной системы по делам несовершеннолетних прямо вытекает из обязательств Российской Федерации по применению общепризнанных принципов и норм международного права, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ 1993 г. общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы РФ.

Российская Федерация, как правопреемница СССР, взяла на себя обязательства по исполнению Конвенции о правах ребенка, вступившей в силу для РСФСР 2 сентября 1990 года, и предоставлению Комитету ООН по правам ребенка периодического доклада об исполнении Конвенции, осуществляющему контроль за его соблюдением [4, с. 6].

Комитет по правам ребенка чаще всего подвергает критике именно политику и практику отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Учет зарубежного и российского исторического опыта, первых результатов экспериментов по специализации отдельных судов свидетельствуют в пользу необходимости специализации судов и создания системы правосудия по делам несовершеннолетних [5, с. 35].

Государства-участники обязаны соблюдать международные обязательства в отношении правосудия для несовершеннолетних, в том числе, обязательства по созданию всеобъемлющей системы правосудия в отношении несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом, а также детей-свидетелей и потерпевших.

Российская Федерация не является исключением, поскольку создание судебной системы по делам несовершеннолетних прямо вытекает из обязательств России по применению общепризнанных принципов и норм международного права, и, прежде всего, Конвенции ООН о правах ребенка.

Непосредственно правосудию в отношении несовершеннолетних посвящены статьи 37 и 40 Конвенции, однако при их реализации также должны учитываться и статьи 2-4, 6, 12 и 39 Конвенции.

Государства-участники Конвенции признают право каждого ребенка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признается виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других и при котором учитываются возраст ребенка и желательность содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе [3].

Помимо Конвенции ООН о правах ребенка Российская Федерация в области отправления правосудия в отношении несовершеннолетних должна учитывать Минимальные Стандартные Правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила» 1985 г.), Руководящие Принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних («Эр-Риядские руководящие принципы») и другие.

Статья 40 Конвенции о правах ребенка предусматривает, что государства должны создать для детей, оказавшихся в конфликте с законом, отдельную систему правосудия, в рамках которой обеспечивалось бы соблюдение их прав [7, с. 30]. Согласно п. 3 ст. 40 Конвенции государства-участники стремятся содействовать установлению законов, процедур, органов и учреждений, имеющих непосредственное отношение к детям, которые, как считается, нарушили уголовное законодательство, обвиняются или признаются виновными в его нарушении [3].

Кроме того, в 2009 году состоялось принятие Федеральным Собранием РФ и подписание Президентом России Федерального закона «О ратификации Европейской социальной хартии» [10]. Россия подписала Хартию 14.09.2000 (Распоряжение Президента РФ от 12.05.2000 N 151-рп), ратифицировала (Федеральный закон от 03.06.2009 № 101-ФЗ). Ратификационная грамота передана на депонирование Генеральному секретарю Совета Европы 16.10.2009. Хартия вступила в силу для России 01.12.2009. Это событие явилось также одним из главных аргументов актуализации проблемы ювенальных судов.

При этом в печати наблюдаются противоречивые оценки данного документа. Одни воспринимают ее как благо для повышения авторитета нашей страны на международной арене. Другие расценивают как посягательство на нравственные устои и традиции российского общества, которое основано на принципах вседозволенности.

Представляется закономерным обсуждение данного документа в контексте проблем ювенальной юстиции, поскольку на его основе состоится легализация ряда институтов в ее системе. Ратифицировав хартию, Россия приняла на себя обязательства по созданию специальных органов по защите детства, которые должны быть включены в структуру ювенальной юстиции. Между тем предлагаемые защитные механизмы воспринимаются и применяются неоднозначно.

Особое внимание аналитиков обращается на статьи 11 и 17, реализация которых может обернуться непоправимыми последствиями для семьи и других институтов воспитательного характера, поскольку, согласно пункту 2 статьи 11 сексуальное просвещение школьников в рамках учебного плана практически становится обязательным, а статья 17 предусматривает создание специальных органов по защите детства, которые должны быть включены в структуру ювенальной юстиции. В соответствии со статусом страны, ратифицировавшей международный документ, Российская Федерация теперь обязана создать соответствующие механизмы по реализации указанных и иных положений Европейской социальной хартии [1, с. 17-67].

Поскольку ратификация Европейской социальной хартии произведена Россией без каких-либо оговорок, реализация ее статей вполне может обернуться последствиями, подобными приведенным выше. При этом надо учитывать не только текст Хартии, а в том содержании, которым наполняет ее Совет Европы. Совет Европы рассматривает Хартию как декларативный документ. Есть Хартия, а есть еще механизмы ее реализации и методы, которые предписываются странам.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Пекинских правил в рамках каждой национальной юрисдикции следует предпринять усилия для принятия комплекса законов, правил и положений, которые относятся непосредственно к несовершеннолетним правонарушителям и учреждениям и органам, в функции которых входит отправление правосудия в отношении несовершеннолетних[6].

В ст. 38 Руководящих принципов, касающихся правосудия в вопросах, связанных с участием детей-жертв и свидетелей преступлений от 22 июля 2005 г. указано, что в дополнение к профилактическим мерам, которые должны быть предусмотрены для всех детей, дети-жертвы и свидетели, являющиеся особо уязвимыми с точки зрения рецидивной виктимизации или совершения преступлений, нуждаются в специальных стратегиях[9].

Руководящие принципы ООН в отношении действий в интересах детей в системе уголовного правосудия 1995 г. в п. «а» ст. 14 закрепляют, что должны быть приняты такие процессуальные нормы по делам несовершеннолетних, которые комплексно учитывают интересы ребенка[8].

П. «d» ст. 14 данного документа указывает, что государствам следует создавать суды по делам несовершеннолетних, обладающие главным образом юрисдикцией над несовершеннолетними, совершившими преступные акты, и разрабатывать специальные процедуры, учитывающие особые потребности детей. В качестве альтернативы обычные суды должны применять, как это требуется, такие процедуры.

Исходя из вышеизложенного, термин «система правосудия в отношении несовершеннолетних» (ювенальная юстиция) употребляется применительно к законам, процедурам, руководящим принципам, нормам уголовного и уголовно-исполнительного, материального и процессуального права, специалистам, учреждениям и методам (технологиям) воздействия, специально предназначенным для работы с детьми, преступившими закон.

Для оценки эффективности системы правосудия по делам несовершеннолетних, соблюдения прав детей в конфликте с законом, в результате продолжительного процесса изучения общемировых показателей качества правосудия в отношении несовершеннолетних, во исполнение положений Конвенции ООН о правах ребенка (в части положений Конвенции, которые устанавливают принципы обращения с несовершеннолетними, оказавшимися в конфликте с законом и обеспечения их прав при отправлении правосудия), группой специалистов ООН подготовлено «Руководство по оценке показателей в области правосудия в отношении несовершеннолетних».

Показатели в области правосудия в отношении несовершеннолетних обеспечивают основу для определения и представления специальной информации о положении детей, преступивших закон. Эта информация касается как количественных показателей – таких как число детей, находящихся в заключении на момент проведения конкретной переписи, - так и наличия соответствующей политики. Основные показатели представляют собой базовый набор данных и инструмент сравнительного анализа, который обеспечивает основу для оценки, исследования и разработки услуг и политики. Описанная в «Руководстве» методология помогает каждой стране начать и поддерживать национальный процесс сбора данных о правосудии в отношении несовершеннолетних, который ведет к оценке показателей. Оно служит практическим руководством, предоставляет процедуры и инструментарий для сбора информации, систематизации данных, расчета показателей и показывает – какие необходимо принять меры на местном и федеральном уровнях по созданию всеобъемлющей системы правосудия в отношении несовершеннолетних в конфликте с законом.

«Руководство» конкретно и чётко определяет «границы» правосудия в отношении несовершеннолетних – это правосудие в отношении несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом, а также детей-свидетелей и потерпевших. При этом «Руководство» не содержит прямых указаний, какие органы должны входить в систему правосудия в отношении несовершеннолетних, оставляя этот вопрос на усмотрение государств. «Не важно, является ли система преимущественно административной, или судебной, или носит смешанный характер, – она должна так или иначе быть способной определить орган или органы, несущие ответственность за принятие окончательного решения по делу ребенка с учетом полного набора обстоятельств, при которых ребенок переступает закон» [7, с. 40].

Комитет по правам ребенка указывает, что для обеспечения полного осуществления принципов Конвенции ООН о правах ребенка и прав детей, оказавшихся в конфликте с законом, необходимо наличие всеобъемлющей системы правосудия по делам несовершеннолетних [2, с. 36].

Всеобъемлющая система правосудия по делам несовершеннолетних требует наличия специализированных подразделений в полиции, прокуратуре, судебной системе (например, эффективная организационная структура для отправления правосудия по делам несовершеннолетних – специализированный суд либо специализированные судьи), адвокатуре или иных представителей, которые оказывали бы правовую помощь ребенку [2, с. 36].

Следует создать специализированные службы, например, службы пробации, консультационных услуг или надзора, а также специализированные учреждения, включая, например, дневные центры ухода и, если это необходимо, учреждения для размещения детей – правонарушителей и ухода за ними по месту жительства. В системе правосудия по делам несовершеннолетних следует постоянно поощрять эффективную координацию деятельности всех специализированных подразделений, служб и учреждений [2, с. 37].

Комитет ООН рекомендует добиваться более активного участия неправительственных и общественных организаций в разработке и осуществлении комплексной политики в области правосудия по делам несовершеннолетних и предоставлять им необходимые ресурсы для такого участия [2, с. 37]. При этом Комитет прямо не указывает, что специализированные службы, неправительственные организации должны входить в систему правосудия для несовершеннолетних.

Таким образом, анализ международных документов подтверждает, что создание ювенальных судов вытекает из международных обязательств, которые приняла на себя Российская Федерация.


Литература:

  1. Европейская социальная хартия (пересмотренная) от 3 мая 1996 года / Бюллетень международных договоров. 2010. № 4. - 17 – 67 с.

  2. Замечания общего порядка №10 (2007) «Права детей в рамках отправления правосудия в отношении несовершеннолетних» /Комитет ООН по правам ребенка, 44 сессия, Женева, 15 января - 2 февраля 2007 г. ст. 90, 92, 94-95. – 36 - 37 с.

  3. Конвенция ООН о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года. ст. 40. - [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.un.org/russian/documen/convents/childcon.htm (дата обращения 10.10.2012)

  4. «Конституция детства» / Сборник. - М.: Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2009. – 6 с.

  5. Марковичева Е.В. Некоторые аспекты дифференциации уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних// Российский судья. 2007. № 10. - 35 с.

  6. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 г. 40/33 «Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»)». п. 3 ст. 2. - [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.un.org/russian/documen/ (дата обращения 10.10.2012)

  7. Руководство ООН по оценке показателей в области правосудия в отношении несовершеннолетних // - М.: ЮНИСЕФ, 2010. - 30, 40 с.

  8. Руководящие принципы ООН в отношении действий в интересах детей в системе уголовного правосудия (1995). п. «а» ст. 14. - [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.un.org/russian/documen/ (дата обращения 10.10.2012)

  9. Руководящие принципы, касающихся правосудия в вопросах, связанных с участием детей-жертв и свидетелей преступлений. Принята резолюцией 2005/20 ЭКОСОС от 22 июля 2005 года. 1. ст. 38. - [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.un.org/russian/documen/ (дата обращения 10.10.2012)

  10. Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 101-ФЗ «О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года». // «Собрание законодательства РФ», 08.06.2009, № 23, ст. 2756.

Основные термины: отношении несовершеннолетних, делам несовершеннолетних, отправления правосудия, правах ребенка, системы правосудия, всеобъемлющей системы правосудия, области правосудия, Конвенции ООН, систему правосудия, Российская Федерация, судебной системы, правам ребенка, системе уголовного правосудия, отношении несовершеннолетних должна, отношении несовершеннолетних», отношении правосудия, Европейской социальной хартии, Режим доступа, Руководящие принципы ООН, Электронный ресурс

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle