Библиографическое описание:

Курбангалеева Л. А. Новые способы исполнения судебных актов и актов уполномоченных органов [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 125-127.

В наше время в связи с развитием новых видов технологий, изобретений и возникновения новых возможностей для работы и отдыха, приходится применять меры воздействия на стороны исполнительного производства, которые раньше не применялись. Данное обстоятельство связано с тем, что государство заинтересовано в укреплении судебной власти путем совершенствования способов государственного принуждения по исполнению судебных актов и актов уполномоченных органов.

В соответствии с действующим законодательством об исполнительном производстве обязанность правильное, полное и своевременное исполнение судебных актов и актов уполномоченных органов и восстановление нарушенного конституционного права о исполнению судебных актов возложена на Федеральную службу судебных приставов Росси. «Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества, либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий. (2011)

Основными задачи Федеральной службы судебных приставов России является правильное, полное и своевременное исполнение судебных актов и актов уполномоченных органов и восстановление нарушенного конституционного права.

Исполнительными действиями пережде всего в соответствии со ст. 64 Федерального закона № 229 «Об исполнительном производстве» являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: 1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документоов;4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; 5) входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; 6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником; 7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; 8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; 9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик); 10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; 13) взыскивать исполнительский сбор; 14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; 15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; 16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы; 17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных док взыскателя. с новыми формами применения мер по исполнению судебных актов.

Так под иными действиями судебные приставы стали размещать в средствах массовой информации сведения о должниках. Следует отметить, что ранее, некоторые территориальные органы ФССП России вводили практику размещения фотографий должников на информационных стендах (чаще всего электронных информационно-рекламных экранах). Данные действия на тот момент были признаны несоответствующими законодательству за исключением данного размещения по исполнительным производствам о взыскании алиментных платежей, в ходе которых судебными приставами при помощи МВД России осуществлялся розыск должника.

Однако в письме (от 15.06.2012 № 01ШР-13654)Роскомнадзор (2), как орган исполнительной власти уполномоченный наблюдать за соблюдением законодательства о защите персональных данных, согласно, разъяснения было установлено, что Федеральная служба судебных приставов имеет право на использование и распространение (в том числе биометрических) данных должника-гражданина.

К биометрическим данным, подлежащим законодательной защите, относятся отпечатки пальцев, радужная оболочка глаз, анализы ДНК, вес, походка и т.д. Фотографии и видеозаписи человека Роскомнадзор также относит к биометрическим персональным данным, подлежащих защите. Анализируя случаи, в которых защита с персональных граждан может быть снята, Роскомнадзор делает вывод о том, что обработка данных без согласия субъекта может осуществляться в связи с осуществлением правосудия и исполнением судебных актов «Таким образом, исходя из общего понятия обработки персональных данных, предусмотренного статёй 3 Федерального закона «О персональных данных», судебные приставы-исполнители, в рамках исполнительных производств по принудительному исполнению судебных актов, вправе осуществлять обработку, в том числе распространять, биометрические данные (фотографию должника-гражданина) без его согласия».

Размещение сведений о должниках через средства массовой информации и через интернет-сайт дает большой общественный резонанс, что влечет за собой формирование у граждан правового сознания, направленного на исполнение решения суда. Так, например, в июне 2012 года в г. Набережные Челны через средства массовой информации и интернет порталы были размещены фотографии находящегося в розыске гражданина и ребенка.

Другим распространенным способом понуждения гражданина –должника к исполнению является ограничение права выезда должника за пределы Российской Федерации. Данное исполнительное действие применятся в случае злостного уклонения от исполнения решения суда. Так, в соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. (3)

Протоколом № 4 от 16.09.1963 года к Конвенции «О защите прав человека и основных свобод», измененным в соответствии с положением протокола №11 с даты вступления его в законную силу 01.11.1998, в пункте 2 статье 2 «Свобода передвижения» установлено, что каждый свободен покидать любую страну, включая свою собственную. Однако пункт 3 данной статьи предусматривает ограничение прав на выезд граждан в случаях, предусмотренных законом, если это обосновано необходимостью демократического общества в интересах национальной безопасности или общественного спокойствия, либо для защиты прав и свобод других лиц. (4)

Главой 3 Федерального закона Российской Федерации «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» регулируется порядок выезда граждан Российской Федерации из Российской Федерации. В соответствии с п. 5 ст. 15 данного Федерального закона право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами.

Федеральным законом «О судебных приставах» на службу судебных приставов возложена задача по исполнению судебных актов и актов других органов, а Федеральный закон «Об исполнительном производстве» определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов. В соответствии с п.15 ч. 1 ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации. (5)

Согласно статьей 67 Федерального закона «Об исполнительном производстве» при неисполнении должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта или являющимся судебным актом, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации. Если исполнительный документ не является судебным актом и выдан не на основании судебного акта, то взыскатель или судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации.

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации (6)сделал вывод о том, что «предусмотренная пунктом 5 статьи 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" возможность временного ограничения права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации в случае уклонения от исполнения обязательств, наложенных на него судом, «направлена на защиту конституционно- значимых целей и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя».

Таким образом, подводя итог можно сказать, что исполнительное производство это не только завершающая стадия судебного процесса, а постоянно развивающаяся отрасль права, целью которой является правильное, полное и своевременное исполнение судебных актов и актов уполномоченных органов и восстановление нарушенного конституционного права. А также укрепление не только судебной, но и законодательной и исполнительной власти путем применения новых нестандартных способов государственного принуждения граждан-должников к исполнению последних своих обязанностей.


Литература:

  1. Определение Конституционного суда Российской Федерации от 24.02.2005 года № 291 .

  2. Конституция Росийсаой Федерации 2012 . - Москва : Юрист, .

  3. Письмо Роскомнадзора России от 15.06.2012 № 01ШР-13654. -.

  4. Протоколом № 4 от 16.09.1963 года к Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» [ФССП].

  5. Федеральный закон № 229 "Об исполнительном производстве" - Москва : Юрист, 2011. .

  6. Федеральный закон № 118 "О судебных приставах" . - Москва : Юрист, .

  7. Федеральный закон № 229 "Об исполнительном производстве" - Москва : Юрист, 2011.. статья 47.


Основные термины: Российской Федерации, судебных актов, исполнению судебных актов, Федерального закона, исполнения судебных актов, исполнение судебных актов, «Об исполнительном производстве», гражданина Российской Федерации, судебных приставов, своевременное исполнение судебных, выезд должника, принудительного исполнения судебных, настоящим Федеральным законом, субъекты Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, договором Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, территории Российской Федерации, Российской Федерации «О, службу судебных приставов

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle