Библиографическое описание:

Маркова И. Д., Гамонина А. Н. Ответственность за несвоевременную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [Текст] // Право: современные тенденции: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.

В статье рассматриваются виды ответственности за несвоевременную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обращается внимание на изменения, произошедшие в законодательстве, и анализируются спорные ситуации, связанные с применением отдельных правовых норм.

Ключевые слова: ответственность, несвоевременная регистрация, юридические лица, индивидуальные предприниматели.


The article deals with various types of liabilities for late registration of legal entities and individual enterprises. The author analyses several controversial matters, associated with application of certain legal rules and pays attention to recent changes in the legislation.

Key words: liability, late registration, legal entities, individual enterprises.


Порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлен Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) [4]. В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона № 129-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны сообщить в регистрирующий (налоговый) орган по месту своего нахождения (жительства) об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ в течение трех рабочих дней. Исключением являются сведения о лицензиях, ИНН и дате постановки на учет в налоговом органе, номерах и дате регистрации в качестве страхователя, а также об изменении паспортных данных и месте жительства учредителей (участников) юридического лица, лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица, и индивидуальных предпринимателей.

Законодательством Российской Федерации в соответствии со статьей 25 Закона № 129-ФЗ установлена ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за непредставление или несвоевременное представление сведений, необходимых для включения в государственные реестры, а также за представление недостоверных сведений. Если при создании юридического лица были допущены неоднократные либо грубые нарушения закона или иных правовых актов, в том числе носящие неустранимый характер, регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица. По аналогичным основаниям может быть заявлено требование о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке.

Российским законодательством установлена административная, налоговая и уголовная ответственность за правонарушения, совершенные юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, связанные с их несвоевременной регистрацией.

К административной ответственности за нарушения в сфере предпринимательской деятельности могут быть привлечены граждане, должностные лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели. Причем Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) приравнивает индивидуальных предпринимателей к должностным лицам [7, c. 63]. Согласно части 3 статьи 14.25 КоАП РФ непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений в орган, осуществляющий государственную регистрацию, влечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей [1]. Кроме того, в статье 15.3 КоАП РФ установлено, что нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; то же деяние, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе, влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Налоговая ответственность закреплена в статье 116 Налогового кодекса (далее – НК РФ) [2], где говорится, что нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей. Ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

Уголовная ответственность установлена статьей 171 Уголовного кодекса [3], согласно которой осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или лицензии, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается наложением штрафа в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев. То же деяние, совершенное организованной группой и (или) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, наказывается наложением штрафа в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо без такового.

Стоит отметить, что с 1 июля 2011 года внесение изменений в единые государственные реестры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случае изменения паспортных данных осуществляется без их участия на основании информации, полученной регистрирующим органом от территориальных органов Федеральной миграционной службы. Но важно учитывать, что, если изменение паспортных данных произошло до указанной даты, то представить сведения необходимо.

В то же время, с 1 января 2011 года установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в течение трех рабочих дней с момента изменения перечня заявленных ранее видов деятельности (кодов по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности) сообщить о данном факте в регистрирующий орган [5]. В случае невыполнения указанных требований может наступить административная ответственность, предусмотренная частью 3 статьи 14.25 КоАП РФ. Действующее законодательство не содержит других видов ответственности, как и запрета на осуществление видов деятельности, не запрещенных федеральными законами (Постановление ФАС Поволжского округа от 29.09.2010 по делу № А55-30696/2009).

Анализ судебной практики позволяет сделать вывод о том, что в случае привлечения к ответственности по части 3 статьи 14.25 КоАП РФ за несвоевременное представление сведений в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, арбитражный суд при наличии смягчающих ответственность обстоятельств может изменить меру ответственности со штрафа на предупреждение (Постановления ФАС Уральского округа от 18.06.2009 № Ф09-4123/09-С1, ФАС Северо-Кавказского округа от 20.08.2009 № А32-5483/2009-30/19-7АЖ, ФАС Северо-Кавказского округа от 21.07.2009 № А53-15992/2008-С4-48).

Однако в НК РФ содержатся лишь общие нормы, а на практике возникают проблемы, связанные с привлечением к ответственности за несвоевременную регистрацию.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 НК РФ обособленным является подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Обособленное подразделение организации признается таковым независимо от того, отражено ли его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах, и от полномочий, которыми указанное подразделение наделяется. При этом не разъяснено, возникает ли обособленное подразделение, если вне места нахождения организации создано только одно стационарное рабочее место. Согласно официальной позиции, выраженной УФНС России по городу Москве в письме от 31.03.2010 № 16-15/033302@, обособленное подразделение образуется и в том случае, если оборудовано только одно стационарное рабочее место на срок более одного месяца. По месту нахождения такого подразделения организация обязана встать на учет в течение одного месяца со дня его создания на основании заявления, к которому прилагаются копии свидетельства о постановке на учет организации и документов о создании подразделения [6, c. 27]. Аналогичная позиция выражена в судебном решении (Постановление ФАС Поволжского округа от 22.02.2007 по делу № А49-2663/06-166А/22).

Сложившаяся судебная практика позволяет сделать вывод о том, что срок для постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения исчисляется с момента оборудования в нем стационарных рабочих мест. Издание распорядительного документа о создании обособленного подразделения, перевод сотрудника на должность его руководителя или заключение договора аренды помещения не являются доказательством создания обособленного подразделения, если сведения о наличии стационарных рабочих мест отсутствуют. Этот вывод подтверждают Постановления ФАС Дальневосточного округа от 13.10.2009 № Ф03-5338/2009, ФАС Уральского округа от 27.10.2008 № Ф09-7766/08-С3.

Однако наличие выданной доверенности на осуществление деятельности от имени организации вне места ее нахождения и фактическое ведение такой деятельности свидетельствуют о создании обособленного подразделения. В соответствии с Постановлением ФАС Поволжского округа от 22.02.2007 № А49-2663/06-166А/22 при нарушении срока подачи заявления о постановке на учет в таком случае применяется ответственность по статье 116 НК РФ (с 02.09.2010 - только пункт 1 статьи 116 НК РФ).

На основании судебного решения можно сделать вывод о том, что декларирование доходов и уплата причитающихся с них налогов не исключает привлечения к ответственности за осуществление деятельности без постановки на учет и может служить лишь смягчающими ответственность обстоятельством (Постановление ФАС Центрального округа от 22.01.2008 по делу № А14-2114-2007-106/34).

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов, регламентирующих процедуру государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, избавит в будущем от санкций за их нарушение. Ответственность за несвоевременную регистрацию установлена административным, налоговым и уголовным кодексами. При этом на практике всегда возникают отдельные вопросы, связанные с пробелами в законодательстве. И хотя в России применяется континентальная правовая система и судебный прецедент не является источником права, однако рассмотрение судебных решений помогает понять основные тенденции и предугадать исход дела до тех пор, пока имеющиеся коллизии не будут преодолены.


Литература:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: офиц. текст с изм. и доп. на 25 мая 2012 г. – М.: Омега-Л, 2012. – 368 с.

  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1,2: офиц. текст с изм. и доп. на 1 июня 2012 г. – М.: Омега-Л, 2012. – 736 с.

  3. Уголовный кодекс Российской Федерации: офиц. текст с изм. и доп. на 1 апреля 2012 г. – М.: Омега-Л, 2012. – 175 с.

  4. Федеральный закон Российской Федерации от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»: офиц. текст с изм. и доп. на 1 января 2012 г. – М.: Эксмо, 2012. – 48 с.

  5. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Российская газета. №5248, 2.08.2010.

  6. Авдеев В.В. Ответственность за нарушения налогового законодательства, связанные с постановкой на учет и регистрацией // Бухгалтер и закон. – 2011. – №5. – С. 26 – 28.

  7. Антошина Н.Н. Постановка на учет - это серьезно? // Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2010. – № 6. – С. 60 – 64.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle