Библиографическое описание:

Кицай Ю. А. Отдельные вопросы совершенствования работы управляющих организаций в сфере ЖКХ на муниципальном уровне [Текст] // Право: современные тенденции: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.

Актуальность совершенствования работы управляющих организаций в сфере ЖКХ на муниципальном уровне связана с рядом отдельных вопросов: 1) особенности организации предоставления населению муниципального образования жилищно-коммунальных услуг; 2) рост числа граждан-неплательщиков коммунальных услуг; 3) проблемы взаимодействия хозяйствующих субъектов и органов власти муниципалитета; 4) тарифная политика.

Координацию действий управляющих компаний и их отношений с потребителями на территории муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления.

Основой правовых и правоприменительных аспектов реализации органами местного самоуправления полномочий организации для населения жилищно-коммунальных услуг являются Правила предоставления коммунальных услуг 2006 г., которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Как показывает анализ, основным нововведением Правил стал порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг вследствие их неоплаты и частичной оплаты.

Для управляющих компаний в ЖКХ неплательщики представляют большую проблему. При этом важно понимать, что проблема неплатежей за коммунальные услуги не столько муниципальная, сколько, прежде всего, общегосударственная и связана с относительно низким уровнем жизни многих граждан-неплательщиков. В данном контексте отметим, что федеральный законодатель в последние годы принимает очень частые изменения в вопросы законодательного регулирования (в ЖК РФ [1]) платы за коммунальные услуги и предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, что свидетельствует о неустоявшейся его позиции по этому блоку жилищно-правовых отношений. Соответственно органы местного самоуправления вынуждены менять и свои муниципальные правовые акты, и в целом такую тенденцию следует оценить как негативную. В п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг [2] определение понятия коммунальных услуг конкретизируется, и каждому виду коммунальных услуг дается самостоятельное определение – указанный перечень услуг для населения муниципальных образований как раз и должны организовать органы местного самоуправления.

Подчеркнем, что законодатель не случайно употребляет термин «организация» услуг (например, в ст. 14, 15, 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3]), поскольку сами органы местного самоуправления непосредственно не обеспечивают население жилищно-коммунальными услугами – это делают соответствующие предприятия и организации в рамках хозяйствующей деятельности.

При этом коммунальные услуги не сводятся к деятельности исполнителя только по транспортировке коммунальных ресурсов, поскольку их предоставление является деятельностью по «обеспечению комфортных условий проживания граждан в жилых помещениях», это цель деятельности, а не ее содержание. Задача органов местного самоуправления заключается в том, чтобы создать условия для жилищно-коммунального бизнеса, имея в виду его эффективность и такую ценовую политику по стоимости жилищно-коммунальных услуг, чтобы они были доступны населению муниципальных образований. При этом, однако, понятие «комфортности» законодатель не раскрывает и прямо не ассоциирует с формальным соблюдением установленных технических требований.

Данный вопрос имеет существенное значение, поскольку предопределяет тот минимум жилищно-коммунальных услуг, которые должен получать потребитель жилья и которые обеспечивают комфортное проживание, и прежде всего в условиях социального найма (что касается собственников жилья, то в этом случае условия проживания во многом определяет он сам), при котором вся нагрузка за организацию предоставления жилищно-коммунальных услуг лежит на органах местного самоуправления (реализация данных услуг осуществляется в частности управляющими компаниями и т.д.). Соответственно целесообразно в ЖК РФ раскрыть данное понятие хотя бы на базовом уровне, имея в виду соответствующие социальные стандарты.

Отдельно необходимо отметить проблему взаимодействия органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов в жилищно-коммунальной сфере. В настоящее время в системе жилищно-коммунального хозяйства действует более 50 тысяч предприятий, в том числе 10 тысяч муниципальных и государственных, в отрасли занято около 4 млн. чел., и при этом большинство МУП являются убыточными. Причины такого положения связаны с совокупностью факторов. Так, на федеральном уровне при формировании планов реформирования жилищно-коммунального в большей мере должны учитываться реальные условия. Например, согласно Концепции реформирования жилищно-коммунальной отрасли к 2003 г. все муниципальные предприятия в отрасли должны были быть приватизированы. Но этого не произошло, причем сегодня этот процесс не следует искусственно ускорять и подталкивать местные власти к приватизации муниципальных унитарных предприятий. Этот процесс должен быть плавным и естественным. Кроме того, не нужно ставить цели приватизировать все муниципальные унитарные предприятия - жилищно-коммунальное хозяйство слишком сложное, слишком запущенное, и в предстоящее обозримое будущее (очевидно, несколько десятилетий) данная форма хозяйствования в рассматриваемой сфере будет единственно возможной во многих небольших городах и поселках.

Другой проблемой выступает установление и регулирование тарифов и надбавок на жилищно-коммунальные услуги. Тарифное регулирование как одно из основных полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения предусмотрено ч. 1 ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации». В соответствии с указанной нормой органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов: а) устанавливают тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами; б) осуществляют регулирование: тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения); тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры; тарифов организаций коммунального комплекса на подключение; надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса; надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

При этом размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами: «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» 1995 г. [4]; «О газоснабжении в Российской Федерации» 1999 г. [5]; «Об электроэнергетике» 2003 г. [6]; «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» 2004 г. [7] и других [8]. При расчете размера платы за коммунальные услуги органам местной власти необходимо учитывать, что каждый из названных федеральных законов имеет свою специфику установления тех или иных тарифов. Так, с 29 июля 2010 года положения ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» не применялись к отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в электроэнергетике на 2011 и последующие годы, а с 1 января 2011 года утратили силу полностью.

Как видно, тарификационную деятельность осуществляют все уровни публичной власти – федеральной, региональной и муниципальной, причем на местном уровне устанавливаются в основном надбавки к тарифам, определенные вышестоящими органами власти.

Особенности реализации органами местного самоуправления полномочий по установлению и регулированию тарифов и надбавок определяются, прежде всего, ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»: 1) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения твердых бытовых отходов); 2) тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструированных) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры; 3) тарифы организаций коммунального комплекса на подключение; 4) надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса; 5) надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

В ст. 5 ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» детально определяются полномочия органов местного самоуправления, при этом законодатель императивно выделяет полномочия представительных органов местного самоуправления и не выделяет исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления, то есть местные администрации, несмотря на то, что именно местные администрации выполняют в муниципальных образованиях основной объем работ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, что представляется неправильным.

Нормы о тарифах перманентно меняются, к этому следует добавить громоздкую структуру тарифов (которые могут одноставочными и двухставочными) и многочисленных (16) разновидностей надбавок к тарифам. Осилить такую масштабную деятельность, да еще в условиях часто меняющегося законодательства и отсутствия достаточного опыта работы в условиях рыночной экономики, может далеко не каждый муниципалитет. На практике, например, «надбавки к тарифам на тепловую энергию» и «надбавки к тарифам на передачу тепловой энергии» не всегда различаются сотрудниками. Причем, несмотря на внешнюю схожесть и едва ли не идентичность, это совершено разные надбавки, и по каждой должен быть самостоятельный расчет, и этот расчет должны проверять, а во многих случаях и производить органы местного самоуправления.

Мы полагаем, что механизмы для тарификационной деятельности субъектов ЖКХ на уровне местного самоуправления уже перешли разумный уровень сложности. Здесь требуется упрощение, которое должны осуществить федеральные и региональные органы власти как обладающие необходимым кадровым профессиональным потенциалом. А пока по данной причине наблюдаются частые нарушения в практике.

В целом, для совершенствования работы управляющих организаций в сфере ЖКХ на муниципальном уровне целесообразно сведение множества жилищно-коммунальных норм в единый закон о жилищно-коммунальном хозяйстве с выделением блока полномочий управляющих организаций и органов местного самоуправления в этой сфере.


Литература:

  1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 18.07.2011) // Собрание законодательства РФ. – 03.01.2005. – N 1 (часть 1). – ст. 14.

  2. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») // Собрание законодательства РФ. 30.05.2011. N 22. ст. 3168.

  3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.08.2011) // Собрание законодательства РФ. 06.10.2003. N 40. ст. 3822.

  4. Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации». Документ утратил силу с 1 января 2011 года (Федеральный закон от 26.03.2003 N 36-ФЗ (в ред. Федерального закона от 26.07.2010 N 187-ФЗ)) // Собрание законодательства РФ. 17.04.1995. N 16. ст. 1316.

  5. Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ (ред. от 07.11.2011) «О газоснабжении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 05.04.1999. N 14. ст. 1667.

  6. Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «Об электроэнергетике» // Собрание законодательства РФ. 31.03.2003. N 13. ст. 1177.

  7. Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» // Собрание законодательства РФ. 03.01.2005. N 1 (часть 1). ст. 36.

  8. Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 30.11.2009. N 48. ст. 5711.

Основные термины: местного самоуправления, органы местного самоуправления, коммунальных услуг, организаций коммунального, органов местного самоуправления, Собрание законодательства РФ, организаций коммунального комплекса, тарифов организаций коммунального, Российской Федерации», муниципальном уровне, предоставления коммунальных услуг, услуги организаций коммунального, регулирования тарифов организаций, органами местного самоуправления, основах регулирования тарифов, организаций коммунального комплекса», организации местного самоуправления, коммунальные услуги, Федеральный закон, государственном регулировании тарифов

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle