Библиографическое описание:

Кицай Ю. А. К вопросу об управляющей компании в ЖКХ как участнике ГЧП [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2011 г.). — М.: Ваш полиграфический партнер, 2011. — С. 81-83.

ЖКХ является важнейшей сферой социально-экономической структуры общества. Качество ее функционирования на базе равноправного существования в данной сфере всех форм собственности позволяет создать поле качества экономических отношений собственников услуг ЖКХ и сетевую среду для реализации принципов социально-ориентированной рыночной экономики. Развитие ЖКХ как приоритетное направление ГЧП не получило должного развития в российской экономике, хотя в мировой практике хозяйствования, адаптируемой к российским условиям, широко используются возможности ГЧП на основе таких инструментов взаимодействия бизнеса и государства, как концессионные соглашения. Как указал Президент РФ Д. Медведев в своем ежегодном послании к Федеральному собранию РФ, «…чтобы предотвратить дальнейшую деградацию коммунального хозяйства и одновременно повысить эффективность использования энергии в жилищно-коммунальный сектор, нужно активнее привлекать частный капитал».

При этом важно понимать, что в процессе рыночной трансформации ЖКХ приоритетное место занимают задачи обеспечения стабильности предприятий отрасли, высокого качества оказываемых ими услуг, а также сохранения контролирующей роли государства в данной сфере. В связи с этим необходим научно обоснованный переход к новой организационно-управленческой модели рынка, базирующейся на государственно-частном взаимодействии его субъектов.

Российское ЖКХ находится в состоянии тяжелого системного кризиса, является тормозом экономического роста и ареалом высокой социальной напряженности в регионах. Начало реформ в этой области было провозглашено еще в 1992 году, с тех пор мы не видим ни реальных результатов, ни окончания реформы. Научнообоснованные рекомендации принципов организационно-структурного формирования и управления ЖКХ практически отсутствуют. Одной из главных причин кризисного состояния ЖКХ является низкая управляемость происходящими в нем процессами. Главной проблемой, сдерживающей развитие коммунального хозяйства, следует признать дефицит инвестиций. По оценке экспертов для срочной замены инженерных сетей, для модернизации действующих и строительства в необходимых объемах новых центральных тепловых пунктов и котельных, водозаборов и наносных станций необходимы инвестиции в размере до 4 трлн. рублей. Очевидно, что государство не в состоянии выделить из бюджета средства в таком объеме. Наиболее реальным путем решения проблемы является развитие сотрудничества власти и бизнеса в инвестиционной сфере, используя при этом различные формы государственно-частного партнерства.

Кроме того, с одной стороны, в современных российских условиях выявился ряд новых проблем, связанных с развитием форм сотрудничества государства и частного сектора экономики: формирование экономических принципов разделения полномочий партнеров в управлении инвестициями и созданными на их основе объектами; разработки действенных форм поддержки со стороны государства частных коммунальных предприятий в условиях кризиса; развитие коммунальных бизнес-структур, созданных на условиях ГЧП; развитие сотрудничества местной администрации и частного бизнеса в инновационно-инвестиционной сфере коммунального хозяйства и др.

С другой стороны, следует отметить, что практика ГЧП получила широкое распространение в европейских странах. В 2001-2009 гг. в Европе подписано 750 проектов на условиях ГЧП на сумму в 100 млрд. фунтов, в т.ч. в Великобритании 526 проектов объемом 61 млрд. фунтов. В странах ЕС удельный вес инвестиций на принципах ГЧП составляет: железные дороги – 46%, автодороги – 35, энергетика – 7, аэропорты – 6%. Самый крупный проект на концессионной основе – Евротоннель (общий объем инвестиций - 15 млрд. долл.). ЕС планирует за 20 лет привлечь посредством ГЧП примерно 400млрд. евро в трансъевропейские транспортные и телекоммуникационные сети, в энергетическую инфраструктуру.

В развитых странах в рамках ГЧП государство оказывает существенное воздействие на деятельность частного предприятия, разрабатывая общие нормы работы, тарифную политику, ограничения монополии и другие «правила игры» для частного сектора. Очевидно, что риск изменения этих действовавших на момент заключения договора ГЧП и согласованных норм, и правил составляет существенный риск для частного предприятия, которое стремится его сбалансировать завышением запланированной нормы прибыли.

В развитых странах накоплен бесценный опыт создания и функционирования системы институтов развития, охватывающих важнейшие сферы экономики – это и общеевропейские институты (ЕБРР), и агентства, осуществляющие поддержку экспорта, в том числе экспортное страхование (французская COFACE, итальянская SACE), и институты, поддерживающие инновации и высокие технологии (венчурный фонд SITRA в Финляндии) и др.

В целом анализ опыта развитых стран в области формирования ГЧП в инновационной сфере позволяет сделать вывод о том, что их роль в решении задач повышения инновационной активности как государственного, так и частного секторов постоянно возрастает, количество и многообразие реализуемых программ в этой области неуклонно растет.

Уточним, что государственно-частное партнерство (в зарубежной доктрине и практике используется термин «public-privatepartnership» (PPP)) - это юридически оформленное на определенный срок взаимовыгодное сотрудничество органов и организаций публичной власти и субъектов частного предпринимательства в отношении объектов, находящихся в сфере непосредственного государственного интереса и контроля, предполагающее распределение рисков между партнерами, осуществляемое в целях наиболее эффективной реализации проектов, имеющих важное государственное и общественное значение.

Государственно-частное партнерство характеризуется также в качестве принципа взаимодействия государства и бизнеса и в качестве правовой формы такого взаимодействия.

Как показывает анализ, наиболее благоприятными направлениями развития частного бизнеса в системе муниципального хозяйства зарубежом являются:

-организации эксплуатации жилищного фонда;

-бытовые, в том числе ремонтные услуги населению, благоустройство дворовых территорий, сбор, удаление и переработка бытовых отходов;

-выполнение уборочных работ, озеленение;

-ремонт и содержание дорог.

Изучение опыта ряда развитых европейских стан в сфере развития коммунального хозяйства показывает, что основными задачами органов государственной власти и местного самоуправления в сфере ЖКХ является предоставление возможностей для проявления деловой активности частных компаний, что с одной стороны позволяет получать значительную экономию бюджетных средств, а с другой – сохраняет ответственность городской(муниципальной) администрации за координацию частных компаний и предпринимателей в сфере городского хозяйства. Практический опыт зарубежных стран в развитии ЖКХ базируется на механизмах социальной защиты населения по предоставлению и содержанию жилищ.

Общая практика функционирования коммунальных предприятий в развитых странах с переходной экономикой показывает, что в этих странах существует много гибких форм и методов управления объектами публичной собственности с использованием возможностей частной инициативы, частного капитала и рыночной конкуренции. В целом, наиболее значимыми понятиями в праве различных стран, связанными с предоставлением коммунальных услуг, являются концессии, приватизация и акционирование.

К числу потенциальных выгод функционирования частного бизнеса в сфере предоставления коммунальных услуг можно отнести следующие:

1)наличие емкого, устойчивого, предсказуемого рынка сбыта услуг;

2)значительный потенциал экономии текущих затрат за счет эффективного менеджмента, внедрения ресурсосберегающих технологий;

3)возможность обеспечения доходности капитала при условии экономии текущих издержек.

Успех проекта ГЧП в ЖКХ РФ с использованием управляющих компаний существенно зависит от качества подготовки проекта на начальных стадиях. По мнению автора, в данном случае существенную роль играют следующие аспекты:

-адаптация организационной структуры проекта к местным условиям (многие проблемы, стоящие перед ГЧП, возникают из-за того, что партнеры «скопировали» решения, составленные для другого ГЧП, и поэтому не приняли во внимание данную специфическую ситуацию);

-организация демократического контроля и благосклонного принятия населением;

-развитие доверительных отношений между партнерами (государственный сектор должен быть надежным партнером частным третьим лицам, так как вступление в такие долгосрочные отношения предполагает существенный риск для последних).

Следует выделить основной круг проблем, препятствующих развитию эффективного реформирования ЖКХ РФ с участием управляющих компаний:

1.Сверхнормативный износ основных фондов ЖКХ.

2.Необходимо проникновение крупного западного бизнеса в российский ЖКХ.

3.Предполагаемые инвестиции в ЖКХ, которые придется сделать частному бизнесу, огромны и это может вызвать, в первую очередь рост тарифов для населения.

4.Отсутствует до конца проработанный правовой механизм привлечения инвестиций с соблюдением принципа возвратности вложенных средств.

5.Перераспределение ответственности, в том числе и финансовой, между государством, муниципалитетами, эксплуатационными службами и жильцами.

6.Невостребованы инструменты финансового рынка в деле реформирования ЖКХ.

7.Внутренние противоречия в российском законодательстве, связанные со статусом собственника жилья и объединением собственников жилья.

8.Проблема привлечения инвестиций в ЖКХ в крупных городах обостряется из-за дефицита удобных площадок для осуществления крупномасштабных строительных проектов: приходится вкладывать огромные дополнительные средства в подготовку площадок.

9.Права частных управляющих компаний не защищены, они выходят на рынок ЖКХ на неравных условиях с ДЭЗами.

По результатам исследования можно выделить приоритетные направления дальнейшего развития ЖКХ с участием управляющих компаний, в частности:

-создание эффективной системы тарифного регулирования, повышение эффективности государственной финансовой поддержки,

- финансовое оздоровление муниципальных предприятий,

- формирование эффективной системы финансирования, кредитования и инвестиций в рамках финансового механизма ЖКХ.

В целом, правовая концепция государственно-частного партнерства с управляющей компанией как одним из участников еще не сформировалась в Российской Федерации, хотя очевидно, что эта форма станет эффективным инструментом развития ЖКХ в нашей стране.



Основные термины: реформирования ЖКХ, развития ЖКХ, коммунального хозяйства, собственников услуг ЖКХ, трансформации ЖКХ приоритетное, сфере ЖКХ, Развитие ЖКХ, условиях ГЧП, кризисного состояния ЖКХ, управления ЖКХ, дальнейшего развития ЖКХ, инструментом развития ЖКХ, эффективного реформирования ЖКХ, частного бизнеса, финансового механизма ЖКХ, развитии ЖКХ, управляющих компаний, деле реформирования ЖКХ, рынок ЖКХ, российский ЖКХ

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle