Библиографическое описание:

Иванова А. А. Унификация права в сфере образования как составляющая процесса формирования Европейского пространства высшего образования в контексте Болонского процесса [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2011 г.). — М.: Ваш полиграфический партнер, 2011. — С. 130-132.

В сентябре 2003 г. Российская Федерация присоединилась к процессу формирования Европейского пространства высшего образования, и Министерство образования РФ приступило к реализации принципов Болонского процесса.

Безусловно, Болонский процесс наиболее актуален для государств Европейского Союза, однако другие государства Европы также имеют свой интерес. Стремитель­ное развитие информационно-коммуникационных технологий, требующих внедрения инноваций в экономику государств; изменение требова­ний рынка труда обусловили интерес международного сотрудничества европейских государств в сфере образования.

Например, в России все больше повышается спрос на работников со средним профессиональным образованием, и в то же самое время наблюдается избыток работников, имеющих высшее образование. Ситуация, когда государственные средства расходуются на обучение лиц, которые в последующем работают не по специальности, на наш взгляд, просто недопустима, особенно в сложившихся экономических условиях. Научно-технический прогресс, требующий регулярных мероприятий по повышению квалификации сотрудников (концепция обучения в течение всей жизни), а также другие факторы требуют определенных изменений в сфере образова­ния, в порядке организации учебного процесса, в структуре и содержании образова­тельных программ.

Все вышеперечисленные причины радикальной трансформации системы высшего образования обусловлены двумя особенностями развития современного общества: глобализацией и информатизацией. Первая привела к тому, что в среде, становящейся все более интернационализированной, характеризующейся глобализированным и либерализованным рынком рабочей силы, «глобализирующимися профессиями», интернациональной областью интересов научного и академического персонала, характер ведения образовательной политики в национальных рамках с каждым днем становится все более неприемлемым. [1 c.17]

Государства вынуждены искать критерии и параметры сопоставимости образования, и Россия не может оставаться в стороне. Вторая отражает глубину и необратимость происходящих процессов трансформации современного общества, связанные также и с переориентацией человеческого сознания на качественно новые методы получения, переработки и усвоения информации о мире.

Реформы системы образования проводившейся в России в 90-х гг. совпали с глубокими изменениями в политической и экономической сферах общества, что, безусловно, повлияло на экономические, финансовые и правовые механизмы поддержки системы образования. По этому поводу высказывался А.Я. Капустин: «На первое место выдвигалась задача коренной ломки принципов и элементов прежней советской системы образования без должной критической и объективной оценки ее положительных и отрицательных сторон». [2 c.62]

Проводимые рыночные преобразования нанесли серьезный ущерб высшему образованию. Оставшись без значительной доли финансовой поддержки со стороны государства, система высшего образования стала очень чувствительна к рыночным колебаниям и различным кризисным явлениям. Что в конечном итоге привело к упадку престижа системы высшего образования, снижению качества образования, оттоку молодых и высокопрофессиональных кадров, в системе высшего образования появилась реальная угроза появления таких явлений, как старение и консервация.

Ни одна правовая система не может существовать изолированно в условиях мировых процессов глобализации, в противном случае велик риск оказаться в числе стран, интересных мировому сообществу исключительно в качестве сырьевого придатка. Научные исследования издавна носят международный характер, и в современных условиях система высшего профессионального образования России не может более оставаться в стороне от всего мира.

Модернизация образовательной системы в Российской Федерации в первую очередь требует изменений в законодательной и нормативно-правовой базе. В связи с этим подготовлен проект нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который в настоящее время проходит широкое общественное обсуждение.[3 c.6]

Как отмечает Л.А. Петручак, целью разработки этого законопроекта является обеспечение комплексной модернизации законодательства Российской Федерации в области образования, направленной на приведение его в соответствие с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики и международными обязательствами Российской Федерации в сфере образования.

В Концепции проекта Федерального закона, утвержденной Комиссией Правительства РФ 1 июня 2009 года закрепляется положение о том, что «Законопроект представляет собой нормативный правовой акт, регламентирующий отношения в сфере образования и выполняющий роль системообразующего (базового) акта в системе законодательства в области образования».

Более того, в сложившихся экономических условиях требуется обеспечить продуктивное взаимодействия на уровнях государства, предприятий и организаций, профессиональных сообществ, конкретных граждан и т.д., что невозможно без новой образовательной политики и специальных унификационных процедур, в том числе и в области права.

Обеспечение взаимопонимания в отношениях между субъектами образовательного права, выработка унификационных правил и процедур мониторинга качества образовательных программ, а также правил и процедур признания дипломов об образовании можно назвать главной задачей унификации права в области высшего профессионального образования.

Безусловно, что в процессе унификации права важно учитывать национальные особенности образовательной системы, уже сложившиеся за многие годы академическую культуру и традиции, юридические традиции. Тем более что согласно принципам Болонского процесса не требуется приведения систем образования европейских государств к абсолютной идентичности, а реализуемые мероприятия имеют среди других целей рост занятости европейских граждан; повышение качества образования; повышение привлекательности систем высшего образования Европы, то есть другими словами увеличение конкурентоспособности европейских университетов и др.

В связи с происходящими процессами унификации О.С. Бутенко выделяет два признака, свойственных этому процессу:

- увеличение числа международно-правовых актов, которые являются образцами, моделями единообразных норм внутригосударственного законодательства;

- несовпадающая степень унификации для различных подотраслей и институтов образовательного законодательства.

Среди ожидаемых результатов от унификации права в области высшего профессионального образования О.С. Бутенко выводит:

  • упрочнение международно-правового сотрудничества (в том числе расширение научно-технологического сотрудничества России и ЕС и создание общего научного пространства;

  • повышение предсказуемости и более высокая степень стабильности правового пространства;

  • уменьшение специфических «правовых рисков» международного общения, которые мешают, например, как участникам правоотношений устанавливать прочные связи, так и международным судьям устранять противоречия, возникающие в процессе международных обменов.

В настоящее время в России уже реализована большая часть необходимых правовых предпосылок для дальнейшей интеграции в мировое образовательное пространство:

  • с 1993 г. Российская Федерация страна-участница Болонского процесса и в настоящее время входит в Европейское пространство высшего образования;

  • система многоуровневого высшего профессионального образования (бакалавриат (4 года обучения) – магистратура (2 года обучения)) законодательно закреплены в Федеральном Законе «О высшем и после вузовском профессиональном образовании»;

  • расширяется нормативно-правовая база процедуры признания и установления эквивалентности иностранных документов об образовании в России. Правительством Российской Федерации был разработан законопроект о признании в России документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях (принят в первом чтении Государственной Думой РФ 07.10.2011г.). Согласно законопроекту предлагается без каких-либо дополнительных процедур признавать документы иностранных государств об образовании и (или) квалификации, подпадающие под действие соответствующего международного договора о взаимном признании и эквивалентности;

  • закреплена возможность выдавать выпускникам российских вузов Европейское приложение к диплому;

  • обеспечена большая прозрачность процедур аккредитации и аттестации вузов и образовательных программ, в том числе на базе стандартов ГОСТ Р ИСО 9000:2008;

  • российские вузы могут участвовать в реализации совместных образовательных программ, в том числе с ведущими мировыми университетами.

В заключении можно сказать, что модернизация системы образования является необходимостью в условиях мировых процессов глобализации, интернационализации и информатизации. Безусловно, в процессе унификации права важно учитывать академическую культуру и традиции, юридические традиции. В настоящее время модернизация законодательства и образования в России идет в контексте формирования и развития Европейского пространства высшего образования и Болонского процесса, европейские страны и Россия, движутся к определенной унификации образовательного законодательства.


Литература:

  1. В.Н. Чистохвалов. Особенности модернизации российского и европейского высшего образования в 1991-2005 годах: историко-сравнительный анализ / М.: РУДН. 2010.

  2. А.Я. Капустин Проблемы кодификации законодательства России об образовании / Известия высших учебных заведений: Правоведение. 2005 №6. (263).
  3. Е.Смирнова/ Современное образование: стратегии, проблемы, перспективы/Форум №3 (123) 25 марта 2011г.
  4. О.С. Бутенко Болонский процесс и правовое регулирование высшего образования, кан. дисс. Кубанский государственный аграрный университет. Краснодар, 2008
Основные термины (генерируются автоматически): высшего образования, высшего профессионального образования, пространства высшего образования, сфере образования, Европейского пространства высшего, системы высшего образования, системы образования, Болонского процесса, унификации права, система высшего образования, сфере высшего образования, области высшего профессионального, Российской Федерации, качества образования, системе высшего образования, высшего образования Европы, унификации права важно, процессе унификации права, пространство высшего образования, профессионального образования России.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle