Библиографическое описание:

Иванова А. А. Унификация права в сфере образования как составляющая процесса формирования Европейского пространства высшего образования в контексте Болонского процесса [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2011 г.). — М.: Ваш полиграфический партнер, 2011. — С. 130-132.

В сентябре 2003 г. Российская Федерация присоединилась к процессу формирования Европейского пространства высшего образования, и Министерство образования РФ приступило к реализации принципов Болонского процесса.

Безусловно, Болонский процесс наиболее актуален для государств Европейского Союза, однако другие государства Европы также имеют свой интерес. Стремитель­ное развитие информационно-коммуникационных технологий, требующих внедрения инноваций в экономику государств; изменение требова­ний рынка труда обусловили интерес международного сотрудничества европейских государств в сфере образования.

Например, в России все больше повышается спрос на работников со средним профессиональным образованием, и в то же самое время наблюдается избыток работников, имеющих высшее образование. Ситуация, когда государственные средства расходуются на обучение лиц, которые в последующем работают не по специальности, на наш взгляд, просто недопустима, особенно в сложившихся экономических условиях. Научно-технический прогресс, требующий регулярных мероприятий по повышению квалификации сотрудников (концепция обучения в течение всей жизни), а также другие факторы требуют определенных изменений в сфере образова­ния, в порядке организации учебного процесса, в структуре и содержании образова­тельных программ.

Все вышеперечисленные причины радикальной трансформации системы высшего образования обусловлены двумя особенностями развития современного общества: глобализацией и информатизацией. Первая привела к тому, что в среде, становящейся все более интернационализированной, характеризующейся глобализированным и либерализованным рынком рабочей силы, «глобализирующимися профессиями», интернациональной областью интересов научного и академического персонала, характер ведения образовательной политики в национальных рамках с каждым днем становится все более неприемлемым. [1 c.17]

Государства вынуждены искать критерии и параметры сопоставимости образования, и Россия не может оставаться в стороне. Вторая отражает глубину и необратимость происходящих процессов трансформации современного общества, связанные также и с переориентацией человеческого сознания на качественно новые методы получения, переработки и усвоения информации о мире.

Реформы системы образования проводившейся в России в 90-х гг. совпали с глубокими изменениями в политической и экономической сферах общества, что, безусловно, повлияло на экономические, финансовые и правовые механизмы поддержки системы образования. По этому поводу высказывался А.Я. Капустин: «На первое место выдвигалась задача коренной ломки принципов и элементов прежней советской системы образования без должной критической и объективной оценки ее положительных и отрицательных сторон». [2 c.62]

Проводимые рыночные преобразования нанесли серьезный ущерб высшему образованию. Оставшись без значительной доли финансовой поддержки со стороны государства, система высшего образования стала очень чувствительна к рыночным колебаниям и различным кризисным явлениям. Что в конечном итоге привело к упадку престижа системы высшего образования, снижению качества образования, оттоку молодых и высокопрофессиональных кадров, в системе высшего образования появилась реальная угроза появления таких явлений, как старение и консервация.

Ни одна правовая система не может существовать изолированно в условиях мировых процессов глобализации, в противном случае велик риск оказаться в числе стран, интересных мировому сообществу исключительно в качестве сырьевого придатка. Научные исследования издавна носят международный характер, и в современных условиях система высшего профессионального образования России не может более оставаться в стороне от всего мира.

Модернизация образовательной системы в Российской Федерации в первую очередь требует изменений в законодательной и нормативно-правовой базе. В связи с этим подготовлен проект нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который в настоящее время проходит широкое общественное обсуждение.[3 c.6]

Как отмечает Л.А. Петручак, целью разработки этого законопроекта является обеспечение комплексной модернизации законодательства Российской Федерации в области образования, направленной на приведение его в соответствие с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики и международными обязательствами Российской Федерации в сфере образования.

В Концепции проекта Федерального закона, утвержденной Комиссией Правительства РФ 1 июня 2009 года закрепляется положение о том, что «Законопроект представляет собой нормативный правовой акт, регламентирующий отношения в сфере образования и выполняющий роль системообразующего (базового) акта в системе законодательства в области образования».

Более того, в сложившихся экономических условиях требуется обеспечить продуктивное взаимодействия на уровнях государства, предприятий и организаций, профессиональных сообществ, конкретных граждан и т.д., что невозможно без новой образовательной политики и специальных унификационных процедур, в том числе и в области права.

Обеспечение взаимопонимания в отношениях между субъектами образовательного права, выработка унификационных правил и процедур мониторинга качества образовательных программ, а также правил и процедур признания дипломов об образовании можно назвать главной задачей унификации права в области высшего профессионального образования.

Безусловно, что в процессе унификации права важно учитывать национальные особенности образовательной системы, уже сложившиеся за многие годы академическую культуру и традиции, юридические традиции. Тем более что согласно принципам Болонского процесса не требуется приведения систем образования европейских государств к абсолютной идентичности, а реализуемые мероприятия имеют среди других целей рост занятости европейских граждан; повышение качества образования; повышение привлекательности систем высшего образования Европы, то есть другими словами увеличение конкурентоспособности европейских университетов и др.

В связи с происходящими процессами унификации О.С. Бутенко выделяет два признака, свойственных этому процессу:

- увеличение числа международно-правовых актов, которые являются образцами, моделями единообразных норм внутригосударственного законодательства;

- несовпадающая степень унификации для различных подотраслей и институтов образовательного законодательства.

Среди ожидаемых результатов от унификации права в области высшего профессионального образования О.С. Бутенко выводит:

  • упрочнение международно-правового сотрудничества (в том числе расширение научно-технологического сотрудничества России и ЕС и создание общего научного пространства;

  • повышение предсказуемости и более высокая степень стабильности правового пространства;

  • уменьшение специфических «правовых рисков» международного общения, которые мешают, например, как участникам правоотношений устанавливать прочные связи, так и международным судьям устранять противоречия, возникающие в процессе международных обменов.

В настоящее время в России уже реализована большая часть необходимых правовых предпосылок для дальнейшей интеграции в мировое образовательное пространство:

  • с 1993 г. Российская Федерация страна-участница Болонского процесса и в настоящее время входит в Европейское пространство высшего образования;

  • система многоуровневого высшего профессионального образования (бакалавриат (4 года обучения) – магистратура (2 года обучения)) законодательно закреплены в Федеральном Законе «О высшем и после вузовском профессиональном образовании»;

  • расширяется нормативно-правовая база процедуры признания и установления эквивалентности иностранных документов об образовании в России. Правительством Российской Федерации был разработан законопроект о признании в России документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях (принят в первом чтении Государственной Думой РФ 07.10.2011г.). Согласно законопроекту предлагается без каких-либо дополнительных процедур признавать документы иностранных государств об образовании и (или) квалификации, подпадающие под действие соответствующего международного договора о взаимном признании и эквивалентности;

  • закреплена возможность выдавать выпускникам российских вузов Европейское приложение к диплому;

  • обеспечена большая прозрачность процедур аккредитации и аттестации вузов и образовательных программ, в том числе на базе стандартов ГОСТ Р ИСО 9000:2008;

  • российские вузы могут участвовать в реализации совместных образовательных программ, в том числе с ведущими мировыми университетами.

В заключении можно сказать, что модернизация системы образования является необходимостью в условиях мировых процессов глобализации, интернационализации и информатизации. Безусловно, в процессе унификации права важно учитывать академическую культуру и традиции, юридические традиции. В настоящее время модернизация законодательства и образования в России идет в контексте формирования и развития Европейского пространства высшего образования и Болонского процесса, европейские страны и Россия, движутся к определенной унификации образовательного законодательства.


Литература:

  1. В.Н. Чистохвалов. Особенности модернизации российского и европейского высшего образования в 1991-2005 годах: историко-сравнительный анализ / М.: РУДН. 2010.

  2. А.Я. Капустин Проблемы кодификации законодательства России об образовании / Известия высших учебных заведений: Правоведение. 2005 №6. (263).
  3. Е.Смирнова/ Современное образование: стратегии, проблемы, перспективы/Форум №3 (123) 25 марта 2011г.
  4. О.С. Бутенко Болонский процесс и правовое регулирование высшего образования, кан. дисс. Кубанский государственный аграрный университет. Краснодар, 2008

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle