Библиографическое описание:

Пасынков Д. О. Прогрессивная схема налогообложения: перспективы введения в России [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2011 г.). — М.: Ваш полиграфический партнер, 2011. — С. 61-62.

В соответствии со ст. 224 Налогового кодекса РФ налог на доходы физических лиц взимается по ставке 13 процентов. Ставка по налогу на прибыль организаций составляет 20 процентов (ст. 284 Налогового кодекса РФ). Иные ставки устанавливаются в отношении определённых видов доходов [1]. При этом российское законодательство не предусматривает дифференцированную шкалу в зависимости от уровня доходов.

Однако в настоящий момент всё чаще можно услышать мнение о том, что плоская шкала не в полной мере удовлетворяет современным реалиям. Перспективы введения прогрессивного налогообложения широко обсуждаются на различном уровне. Чаще всего требования о введении прогрессивной шкалы высказывают в политических целях так называемые «левые» партии в своих программах («Справедливая Россия» - организация акций протеста [2], КПРФ – подготовка законопроекта о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ [3]). Думается, необходимо определить обоснованность таких политических требований, обозначить перспективы введения прогрессивного налогообложения.

Часть вторая ныне действующего Налогового кодекса РФ была введена в действие с 1 января 2001 года. Кодекс вводил плоскую шкалу налогообложения и «должен был, по замыслу авторов, упростить сбор налогов, легализовать зарплаты, выдаваемые в конвертах, и повысить привлекательность России для частных инвесторов» [4]. Предполагалось, что эта мера вводится на 10 лет. Однако никаких изменений, исходящих со стороны государства, не планируется.

Стоит ли менять действующие нормы налогового права? Для этого определимся, что представляет собой прогрессивная система налогообложения. «При прогрессивном налогообложении с ростом налоговой базы возрастает ставка налога» [5]. Это позволяет получить определённые экономические выгоды (выражающиеся, например, в возрастании налоговых поступлений в бюджет), а также способствует снятию социального напряжения в государстве. Т.к. в России большинство субъектов федерации являются дотационными, увеличение доходов региональных бюджетов (за счёт увеличения налогообложения определённой части лиц) могло бы способствовать их развитию.

Что касается социального напряжения, то этот вопрос особенно актуален для современной России. Дело в том, что разрыв между наиболее обеспеченными слоями населения и наименее обеспеченными кратен 15-ти [6]. Прогрессивное налогообложение должно способствовать усилению поддержки граждан с низкими доходами за счёт увеличения налоговой нагрузки на граждан с высокими доходами.

Несмотря на перечисленные преимущества, необходимо отметить, что отношение к прогрессивной шкале налогообложения остаётся неоднозначной. При этом существуют противоположные взгляды относительно этого вопроса у различных должностных лиц нашего государства. Так, Председатель Правительства В. В. Путин неоднократно высказывал своё мнение о том, что плоскую шкалу менять не следует, и причины такой позиции: «жульничество и коррупция, и уходы от уплаты» [7].

Другая точка зрения исходит от Счётной палаты. В заключении на проект закона о федеральном бюджете на 2010 год названо целесообразным «введение прогрессивной шкалы налогообложения физических лиц (по крайней мере, в отношении лиц с наиболее высокими доходами)» [8]. Глава Счётной палаты Сергей Степашин считает справедливым возвращение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц.

Своё мнение по рассматриваемому вопросу высказали и академики РАН в докладе, посвящённом «Стратегии-2020». РАН предлагает вернуться к прогрессивному обложению доходов, что должно стать одной из мер, направленных на экономическое развитие России [9].

По нашему мнению, при решении вопроса о переходе на прогрессивную шкалу налогов, необходимо учитывать следующие проблемы. Во-первых, увеличение налогов может привести к тому, что налогоплательщики будут скрывать свои доходы, а такие массовые нарушения могут способствовать не увеличению поступлений в бюджеты, а их снижению. Именно это является основной причиной ввода плоской шкалы. Решение данной проблемы связано с развитием правовой культуры граждан и преодолением правового нигилизма.

Во-вторых, крупные налогоплательщики обычно получают доходы в более развитых регионах страны, что приводит к ещё большему неравенству субъектов РФ в случае, когда налоги остаются в этом «богатом» регионе. Преодоление данной проблемы возможно путём принятия соответствующих законодательных установлений, позволяющих перераспределить денежные средства.

В-третьих, прогрессивное налогообложение может восприниматься как наказание лиц, получающих более высокие доходы (или даже «государственный рэкет»). По нашему мнению, данные утверждения не совсем корректны. Так, развитие среднего класса в России только происходит, и увеличение налогов не будет способствовать развитию этого слоя общества. Что же касается крупных предприятий, граждан с высокими доходами, то прогрессивная система может рассматриваться с социальной точки зрения, т. е. как помощь малообеспеченным слоям населения. Таким образом, социальная роль бизнеса будет проявляться и в таком аспекте. Так, Ольга Крыштановская, руководитель Центра изучения элиты Института социологии РАН, утверждает «что в странах, где богатство имеет давнюю историю, состоятельные люди считают своим долгом быть людьми респектабельными и тратить большую часть своих средств на благотворительность». В России же решением может быть введение прогрессивного налогообложения [10].

Хотелось бы отметить, что прогрессивное налогообложение в перспективе должно быть введено в Российской Федерации. По нашему мнению, такие нововведения являются необходимыми, но не должны быть спонтанными, основываться только на политических стремлениях. Изменения сопряжены с глубокой переработкой налогового законодательства, изучением экономических, социальных, а главное – правовых последствий. Хотелось бы отметить, что применение прогрессивной шкалы в первую очередь имеет смысл для корпоративного налога, хотя и налог на доходы физических лиц должен претерпеть определённые изменения.



Литература:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая // СПС «Консультант Плюс».

2. «Справедливая Россия» требует прогрессивной системы налогообложения // http://www.srduma.ru/2_2022.html.

3. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 224 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации» // http://kprf.ru/dep/78088.html.

4. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» // http://comstol.info/2011/07/ekonomika/1833.

5. Пепеляев, С. Основы налогового права: Учебно-методическое пособие // http://pravouch.com/page/nalog/ist/ist-19--idz-ax273--nf-35.html.

6. Россия: разрыв в доходах между богатыми и бедными // http://www.rb.ru/inform/31037.html.

7. Путин против введения прогрессивного налогообложения // http://www.infox.ru/business/finances/2010/06/01/Putin_protiv_vvyedye_print.phtml.

8. Яковлев, М. Вернётся ли Россия к прогрессивной схеме налогообложения? // http://www.audit-it.ru/news/account/219062.html.

9. Академики предложили Путину ввести прогрессивный налог на доходы // http://www.izvestia.ru/news/496150.

10. Эксперт: прогрессивное налогообложение в России неизбежно // http://www.vesti.ru/doc.html?id=424522&cid=520.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle