Библиографическое описание:

Аду Я. Н. Проблема государственного регулирования приобретения гражданства в меняющемся мире [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2011 г.). — М.: Ваш полиграфический партнер, 2011. — С. 126-128.

До настоящего времени проблема гражданства сохраняет свое значение как в современном международном праве, так и в национальном праве. Понятие гражданства тесно связано с государством и правом. Государства долгое время жестко регламентировали процедуру приобретения гражданства. Государства и международное сообщество длительное время отрицательно относились к двойному гражданству и/или множественному гражданству. Правовое регулирование проблемы гражданства входит исключительно в компетенцию государства и является комплексным институтом права. Однако в современном меняющемся мире данная компетенция может быть ограничена международными обязательствами государства.

В определенных случаях физическое лицо может оказаться в состоянии одновременного гражданства двух (бипатризм) и более государств [2, С179]. Множественное гражданство имеет место обычно вследствие коллизии правовых норм различных государств о способе приобретения или утраты гражданства. Для определения понятия множественное гражданство необходимо уточнить, что такое гражданство и каким путем оно приобретается.

Гражданство, по российскому законодательству, есть «устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей [4]». Приобретение или предоставление гражданства по-разному рассматриваются государствами, исходя из их собственной правовой системы. Существуют различные способы приобретения (предоставления) гражданства. Однако известны два крупных деления: «общее и исключительное [2, С.171]».

Общий способ приобретения гражданства представлен в свою очередь двумя разновидностями. К первой группе относят обстоятельства предоставления гражданства независимо от воли человека, то есть независимо от факторов самого лица или действия его родственников: рождение лица на территории определенного государства независимо от того, являются ли его родители гражданами данного государства. Такой способ приобретения гражданства зависит от места рождения. Это право   так называемое «право почвы» (jus solis), то есть национальное право того государства, где рождается лицо. К государствам, признающим «право почвы», относятся такие страны, как Канада, США, Франция и др. Все дети, рожденные в этих странах, являются «de facto» и «de jure» их гражданами со всеми вытекающими последствиями.

Ко второй группе относятся случаи, когда дети имеют гражданства обоих или одного из родителей. Данный способ приобретения гражданства осуществляется по филиации, по «праву крови» (jus sanguinis). Таким образом, дети, родившиеся от родителей, граждан конкретного государства, приобретают автоматически гражданства последних независимо от человеческих факторов, от воли ребенка. К таким странам относятся Кот д’ Ивуар, Франция, Канада, США и др. В некоторых случаях многие государства используют обе естественные системы предоставления гражданства, т.е «право почвы» и «право крови».

При исключительном порядке приобретения гражданства   предоставление гражданства зависит от воли человека, то есть он сознательно делает тот или иной выбор. К данному способу приобретения гражданства относятся натурализация, оптация, трансферт, реинтеграция, приобретение гражданства на основании международного договора или закона (пожалование, репатриация).

  Натурализация – это способ приобретения гражданства лицом, не являющимся гражданином данного государства, т.е. иностранцем или лицом без гражданства. Натурализация имеет место по различным причинам, а именно: вступление в брак с гражданином или гражданкой другой страны, приобретение гражданства лицом, ранее не имеющим никакого гражданства (апатрид), изменение своего прежнего гражданства на другое при сохранении или утрате последнего.

  Оптация представляет собой добровольный выбор гражданства в результате перехода части территории одного государства другому [2, С.175] или распад государства на несколько государств. После распада СССР на ее территории образовалось несколько независимых государств. Граждане СССР могли оптировать для себя гражданство любого из образованных новых независимых государств.

  Трансферт – это тоже своеобразная оптация, но в отличие от нее новые государства не образуются, но происходит передача территории одного государства другому, то есть образование нового государства вместо другого, в международном праве подобный случай еще пока не имел место. Трансферт   это также переименование названия одного государства другим. Например, переименование нынешнего государства Буркина-Фасо с «Haute-Volta» (что означало «Северная Вольта») на Буркина-Фасо или переименование Конго в Демократическую Республику Конго. Новое возникшее государство становится по факту и по юрисдикции правопреемником предыдущего государства и соответственно происходит трансферт гражданства на его населения.

  Реинтеграция, или восстановление в гражданстве – это восстановление законных прав лица, лишившегося гражданства по тем или иным причинам. Это может быть на основании вступившего в законную силу приговора суда за совершение особо тяжких преступлений против государства, гражданином которого является лицо.

Также существует случай так называемого «пожалования гражданства», то есть предоставление за особые заслуги перед государством гражданства иностранному гражданину или лицу без гражданства.

Как видим, приобретение гражданства зависит от двух важных факторов, то есть приобретение гражданства в зависимости от воли индивида или внешних обстоятельств. Выделение двух способов приобретения гражданства, общего и исключительного, имеет важное значение в современном меняющемся мире, особенно при приобретении двойного (множественного) гражданства.

Если раньше государства отрицательно относились к множественному гражданству, то в настоящее время ситуация меняется. Множественное гражданство, по нашему мнению, следует отнести к естественным правам человека и способам сближения народов, следовательно, укрепления дружественных отношений и мира между ними. Отметим, что именно такой подход является одной из целей Организации Объединенных Наций (ст. 1 Устава ООН). Например, многие выходцы из бывшего СССР и многие граждане России и Израиля имеют двойное гражданство.

Двойное гражданство способствует реализации ряда целей, которые закреплены в различных международных документах по правам человека. Оно позволяет свободно передвигаться, что закреплено в статье 13 Всеобщей декларации прав человека 1948 года: «Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах каждого государства [1, 3, С.41]». Это также позволяет развивать сотрудничество между государствами на самом высоком уровне на основе взаимных интересов. Например, отмена визового режима между Россией и Израилем.

В современном мире вопрос о двойном гражданстве обусловлен бурным процессом глобализации и развития прав человека. Глобализацию можно рассматривать как открытие границ между государствами. Она диктуется экономическими, политическими, культурными, научными социальными условиями современного мира: экономические взаимозависимости, ускорение процесса и способа передачи информации с помощью новых технологий, появление новых человеческих проблем в их преодолении, которые одному государству решить не удается и т.п.

Согласно ч. 1 и 2 статьи 62 Конституции РФ, гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии федеральным законом и международным договором Российской Федерации [2, С.179]. Вступление в брак с иностранным гражданином или приобретение гражданства другого государства в СССР не поощрялось и фактически было запрещено, западноевропейские государства также отрицательно относились к двойному гражданству. Например, в мае 1963 г. европейскими государствами была заключена Конвенция (Страсбургская) о сокращении случаев множественного гражданства [2, С.181] Однако в 1997 возникло понятие «европейское гражданство», иными словами, множественное гражданство стало допустимо на основании Европейской Конвенции о гражданстве и Хартии Европейского Союза об основных правах от 7 декабря 2000 г.

Если раньше государства отрицательно относились к множественному гражданству, то в современном международном порядке предпринимаются попытки устранения таких случаев. В 1954 г. в рамках Лиги арабских государств (ЛАГ) была заключена Конвенция о двойном гражданстве [2, С.181]. В 1933 г. в Конвенции Монтевидео о гражданстве женщин было зафиксировано обязательство государств-участников не устанавливать различия в отношении гражданства на основании пола [2, С.174]. Данное положение укрепляет равенство между мужчинами и женщинами, противостоит половой дискриминации.

В соответствии с Конвенцией, принятой в Нью-Йорке в 1957 г., и Европейской Конвенцией 1997 г., расторжение брака не влечет автоматической утраты гражданства, приобретенного вследствие брака [2, 174].

Можно назвать множественное гражданство «мировым гражданством или мульти-гражданством». «Гражданин мира» – это каждый человек, взятый в отдельности. Он является носителем определенных прав и обязанностей. Все «граждане мира» составляют «экипаж одного судна», в случае затопления которого погибнут все. «Гражданин мира» обладает всеми правами человека, включая экологические права человека и права на безопасность и мир.

Глобализация приводит к появлению нового типа человека. Если раньше мир был замкнут и бракосочетание в каждом государстве происходило при определенных ограниченных условиях, то в период глобализации происходит активное смещение народов («metissage»). В настоящее время один человек может иметь кровных родственников на каждом континенте. Такие люди, безусловно, являются «гражданами мира» и носителями определенных прав. Им должен предоставлять гражданство каждое из государств, гражданами которых являются его родственники, независимо от того, живут ли они в этом государстве или не живут. Таким путем можно полностью осуществлять «свободное передвижение и свободный выбор места жительства», как это закреплено во Всеобщей декларации прав человека.

Право на гражданство в настоящее время носит универсальный характер, так как оно закреплено в универсальных документах по правам человека, таких, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция о правах ребенка и др. Пункт 3 ст. 24 Международного пакта о гражданских и политических правах гласит: «Каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства». Такое же положение содержится в ст.7 Конвенции о правах ребенка 1989 г. Таким образом, идея о том, что правовое регулирование гражданства входит в исключительную компетенцию государства, неоправданно сужает границы вопроса.

Из всего вышесказанного можно делать выводы о том, что гражданство как правовой институт имеет большое значение для любой правовой системы. Деление способов приобретения гражданства на общий и исключительный позволяет отличать «искусственные» от «естественных» прав человека при предоставлении гражданства государствами.

Гражданство регулируется как национальным, так и международным правом. Гражданство в настоящее время носит универсальный характер, что подтверждается на международно-правовом уровне и приводит к ограничению деятельности государства по урегулированию гражданства. Гражданство в зависимости от международных обязательств государства должно быть предоставлено детям, имевшим родителей-апатридов, в соответствии ст. 7 Конвенции о правах ребенка.

Попытка отрицать преимущество двойного гражданства имеет во многом военный и материальный характер. Воинская повинность как причина ограничения двойного гражданства в современных международных отношениях теряет свою значимость.

Двойное гражданство способствует укреплению международного мира и безопасности, а также развитию дружественных отношений между народами. Оно положительно влияет на экономическое сотрудничество между государствами. Подобным примером является введение множественного гражданства в рамках Европейского Союза в целях свободного передвижения лиц, товаров и капиталов, которое отличается значительным своеобразием.

В настоящее время не вызывает сомнения, что понятие «гражданин мира» как носитель определенных прав и обязанностей имеет место в юридических дискуссиях, так как человек является, прежде всего, членом международного общества, затем членом конкретного государства и, наконец, членом определенной семьи.


Литература:

  1. Всеобщая декларация права человека 10 дек. 1948 год

  2. Международное гуманитарное право: Учебник под/ред. А.Я. Капустина. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. – С.179

  3. Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. д.ю.н., проф. В.А. Карташкин., д.ю.н. Е.А. Лукашева. – 2-е изд., доп. – М.: Изд. НОРМА.

  4. Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle