Библиографическое описание:

Алиев Т. Р. Методология в изучении истории государства и права Азербайджана [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2011 г.). — М.: Ваш полиграфический партнер, 2011. — С. 21-23.

Научное исследование истории государства и права Азербайджана и преподавание его как отдельного предмета началось в так называемый Советский период (1920-1991 годы) – со второй половины XX века. Написанные под идеологическим влиянием советского периода эти исследования, в основном носили конъектурный характер. Эксплуатационное государственное правление, угнетенные классы, выражающая интересы господствующего класса система законодательства, общественно-государственный строй существовавших государств, правовые отношения, естественно, освещались односторонне, а значительная роль этих государств в государственной истории Азербайджана в описываемый период и в последующие этапы не оценивалась. В истории советской науки, без всякого научного обоснования, был определен принцип деления изучения государства и права современного времени на два периода: до и после «Великой Октябрьской Социалистической Революции 1917 года». Однако, изучение предмета в общепринятых рамках древнего, среднего и современного периода, будучи более верным с научно-методологической точки зрения, еще более облегчило бы его усвоение. [1, с.23]

История государства и права древнего периода Азербайджана изучает общественно-правовые отношения рабовладельческого периода, охватывающий этап с античных времен до III века до н. э. Оно охватывает, продолжающиеся на территории Азербайджана с III по XVIII век феодальные государственные правовые отношения средних веков, своеобразное развитие государственности и права Азербайджана. Именно в этот период существовали могущественные государства Ширваншахов, Атабеков, Сефевидов и др., а также правовые институты и усовершенствованные учреждения феодального правления, регулирующие общественные отношения в этих государствах. Государство и право современного периода, в основном, охватывая буржуазно-капиталистические отношения, в отличие от определенных советским традиционным принципом периодизации и названных «новый период» - до «Великой Октябрьской Социалистической Революции 1917 года» и «новейший период» - послереволюционный период правил периодизации, объединяет в себе этап с XIX до начала XXI века. В этом этапе, наряду с буржуазно-капиталистическими отношениями, изучаются общественные отношения советского времени. Известно, что государство существовало не всегда. Образование на территории Азербайджана классового общества и государства началось с конца III тысячелетия до н.э.[2, с.45]

Начиная с этого времени, образовались первичные политические объединения - племенные союзы. Начиная с I тысячелетия до н. э. постепенно сформировались такие независимые государства, как Манна, Атропатена, Албания. Изучение истории государства и права таких феодальных государств Азербайджана, как Ширваншахов, Атабеков, Эльханидов, Каракоюнлу, Аккоюнлу, Сефевидов, которые заменяли рабовладельческие государства, и азербайджанских ханств в тесной взаимосвязи с политическими событиями является одним из основных условий в выявлении исторических правовых процессов, происходящих в этих государствах. Составляющий период средних веков Азербайджана и продолжающийся более XV веков феодальный строй был связан с земельной собственностью и землевладением. В этот период, являющиеся господствующим классом феодалы и, зависящие от них, крестьяне постоянно были в центре общественных отношений. Земля, будучи основным средством производства, определяла характер развития государства, правовых отношений и, частично, официальной религии. Феодалы на своей собственности имели политическую, административную, фискальную (финансовую), полицейскую и, частично, судебную власть. Мусульманские духовные лица являлись крупными землевладельцами. В этот период мусульманское право, исламская религия оказывала большое влияние на политическую власть. Формирование новых правовых источников, в особенности образовавшееся в VIII – IX веках в Азербайджане мусульманское право, сыграло значительную роль в развитии правовых отношений того периода. Феодальное законодательство и мусульманское право в основных направлениях общественных отношений естественно предпочитали выражать интересы господствующего класса. [2, с.67]

Этап государства и права современного периода продолжался с XIX века до начала XXI века. Начиная с XIX века, независимые и полузависимые азербайджанские ханства потеряли суверенность и насильно были включены в управленческую и правовую сферу России. Характерной особенностью этого периода было формирование и развитие в составе Российской империи новых буржуазно-правовых отношений, на основе развития в Азербайджане капиталистических.

28 мая 1918 года Российская империя пала. Общественно-политические деятели, интеллигенция и национальная буржуазия Азербайджана, воспользовавшись выгодной ситуацией, провозгласили Азербайджанскую Народную Республику и, тем самым, вернули древнему азербайджанскому народу память о существовании его многовековых традиций государственности. Азербайджанская Народная Республика являлась первым государством на всем Востоке, закрепившим строй парламентской республики. Соответственно форме государственного правления, парламент, в том числе и правительство, занимались не только законодательной деятельностью, но и обладали функцией верховного правительственного органа, в очень сложной внутренней и внешней ситуации выполняющего миссию по обеспечению развития и процветания страны в экономической, социальной, культурной и правовой сферах, суверенитета и территориальной целостности. Политические события, происходящие в мире в тот период, вело молодые республики, только что провозгласившие независимость, к неизбежному падению. И, всего через 23 месяца, Азербайджан попал в подчинение большевистской России.

Начавшийся после этого семидесятилетний советский период Азербайджана, несмотря на потерю независимости, в целом занимал важное место в развитии истории, науки, культуры, экономики нашего народа. В особенности, начиная с первого периода правления Республикой Общенационального лидера Г. Алиева, ускоренным темпом развивались экономика, наука, образование, культура, возродились традиции государственности, была заложена основа восстановления новой независимости. Наконец, в конце XX века, во второй раз построив независимое государство, азербайджанский народ еще раз доказал, что он достоин этой независимости.[3]

Итак, рассмотрев этапы образования и развития государства и права Азербайджана, мы можем дать этому предмету следующее понятие: этот предмет является наукой об истории образования и развития государства и права на территории Азербайджана. Образование государства и др. изучает и история Азербайджана. Однако история государства и права Азербайджана изучает не исторические события в целом, а только исследует положения, связанные с государством и правом, а также с общественным строем, органами правления, с существовавшими в нашей стране системами государства и права. История государства и права Азербайджана исследует, образовавшиеся в хронологической последовательности, государства, их общественный строй, государственный строй, формы правления, полномочия центральных и местных государственных органов, границы этих полномочий и их взаимоотношения, органы административного наказания, военный строй, судебный строй, основные особенности права, источники права, основные институты права: право собственности, право на недвижимость, право на брак и семью, право на наследство, уголовное право, формирование и развитие системы наказания. [1, с.21]

История государства и права Азербайджана по предмету изучения является правовой наукой. История государства и права Азербайджана является составной частью общегосударственной истории и истории права. Этот предмет, как самостоятельный правовой предмет, входит в группу предметов теоретико-исторической области. История государства и права Азербайджана, как самостоятельная наука о праве, исследует государственные и правовые события, исторические условия образования государства и самого права, соответствие закону его развития, его место и роль на различных исторических ступенях общества. Итак, предмет истории государства и права Азербайджана составляет изучение в составе общественных, экономических формаций, в рамках конкретного времени и временной последовательности образования азербайджанских государств, общественного строя, учреждений государственного правления и формирования и развития правовых институтов в этих государствах, значимости и особенностей этого развития, исследуя их на основе общего соответствия закону.[4, с.87]

История государства и права Азербайджана входит в ряд гуманитарных наук. В этом плане, она тесно связана, в первую очередь, с теорией государства и права, общегосударственной историей и историей права, а также с историей обучения политики и права. Помимо указанных предметов, история государства и права Азербайджана взаимосвязана и с азербайджанской философией и литературой.

В функции истории государства и права Азербайджана входит информирование об образовании на территории Азербайджана государств, об общественном и государственном строе, об источниках права, изучение значимости системы правления и права государств, существовавших на территории Азербайджана с древнейших времен до начала XXI века, сравнение систем права и правления, существовавших на территории Азербайджана государств с современными историческими достижениями, борьба против внешних фикций и расколов, направленных против государственных и правовых традиций азербайджанского народа. В этой связи, общенациональный лидер азербайджанского народа Гейдар Алиев поставил перед историками и государствоведами очень серьезную задачу: объективно, верно, без всякого конъектурного характера, справедливо написать государственную историю нового независимого Азербайджана.[1, с.89]

Основу методологической специфики государства и права Азербайджана составляет преобладание, соответственно историко-теоритическому направлению предмета, исследовательских принципов, способов и средств в этом направлении. Для познания предмета и получения научных результатов были использованы общенаучные и специально-научные методы.[5, с.43]

Метод диалектического развития во время исследования выражает существующие противоречия, переход количества в качество, объективное и всестороннее развитие проблемы.

Систематичный метод исследует взаимовлияние или отражение отдельных элементов системы на всю систему в целом. В то время как метод анализа исследует данный объект, условно разделив его на изолированные друг от друга части, метод синтеза обобщает отдельные факты.

Метод дедукции, переходя от общего к собственному, исследует неизвестное на основе общего понятия или реальности, невидимое собственное. Метод индукции, являясь противоположным методу дедукции, ведет различные обобщения. Применяемый метод аналогии определяет сходство между несколькими понятиями или категориями. Назначение сравнительного метода основывается на изучении схожих и отличительных черт различных общественных слоев, органов управления, институтов права.

Исторический метод требует исследования, возникших в социальных слоях, в государственных органах управления и областях права, изменений и условий. Учитывая, что государство и право охватывает период, начиная с древнейших времен до начала XXI века, можно сказать, что исторический метод имеет особое значение. Итак, без исторического метода было бы невозможно получить серьезного заключения об истории образования и развития государств, возникших в этих государствах теории и правовых идей. Именно из этого исходит важность способов и средств исторического подхода по отношению к теории и идеям прошлого. Важный принцип исторического подхода выражается в исследовании значимости и места теорий определенного периода, в определении их значимости, выражении их в правовых знаниях и изучении их взаимоотношений с другими элементами, выявлении связей между различными концепциями современного периода. Исследование взаимной деятельности в логическом контексте, выраженной в идеях и теориях правового опыта прошлого и современности, также относится к важному принципу исторического метода. Исторический метод выступает и как способ оценивания и интерпретации идей и теорий. Итак, необходимо учитывать приобретение нового значения определяющих управленческую систему, подготавливающих законодательные акты, в том числе концепции и конструкции государствоведов и юристов-мыслителей, присущие своему времени роль и значение в новой социально-исторической и политико-правовой ситуации и других контекстах реальности. Требует различать конкретно-исторические и теоретические черты научно-методических концепций.

Конкретно-историческим методом можно определить отношение в государственном управлении к требованиям социальных групп, прослоек и классов, какие интересы и традиции развития были продолжены, какого положения придерживались авторы идей в контексте своего времени.

Итак, материалы, избранные для познания государства и права дают возможность соотнесения хронологических подходов, в свою очередь, точное выявление в различных концепциях общего и собственного, употребление в истории идей традиций и радикальных изменений, раскрытие взаимоотношений объективных и субъективных факторов и прослеживание за их взаимовлиянием. А применение способов и средств сравнительно-исторического исследования помогает сравнительному анализу (непосредственно-синхронный и взаимно-диахронный) различных концепций и их правильному оцениванию, конкретизируя знания об их общих и специфических чертах.

______________________________

1. См.: История Азербайджана с древнейших времен до начала ХХ в. Играр Алиев, Баку:Элм, 1995г.

2.См.: Теория государство и право Азербайджана. Рахиб Акбаров. Баку, закон, 2009г.

3.См.: Азербайджанская государственность с древнейших времен до принятия ислама.

http://azerbaijan.az/portal/History/Middle/middle_r.html

4.См.: Икбал, Мухаммад (д-р). Реконструкция исламской мысли. Лахор, 1991.

5.См.: Коулсон, Н.Дж. История исламского права. Эдинбург, 1994 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle