Библиографическое описание:

Уметбаева Ю. И. Механизмы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 91-93.

Развитие малого и среднего предпринимательства является неотъемлемым элементом рыночной системы хозяйствования, соответствующей цели экономических реформ в России – созданию эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения [1].
Как показывает практика развитых стран, именно малый и средний бизнес является ключевой «точкой роста» экономики страны и способен обеспечить развитие конкурентоспособной экономики. Это еще и база для реализации предпринимательской активности населения, основа для формирования и расширения среднего класса. Кроме того, предпринимательская сфера является мощным инструментов борьбы с безработицей, представляющим широкие возможности для самозанятости населения, что на сегодняшний день является особенно актуальным [2, с.64].
Развитию малого и среднего бизнеса, совершенствованию его внешней среды и модернизации соответствующей инфраструктуры поддержки уделяется в последнее время большое внимание.
1 января 2008 года вступил в действие Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"[3]. Данный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
Вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в законе уделяется особое внимание. Под поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанным законом предусмотрены общие формы поддержки: финансовая, имущественная, информационная, консультационная, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников малого и среднего предпринимательства, которые осуществляются органами государственной власти и органами местного самоуправления, наделенными достаточно широкими полномочия для собственного усмотрения в части условий и порядка предоставления поддержки.
Кроме того, закон выделяет особые виды поддержки в зависимости от отраслевой принадлежности субъекта малого и среднего предпринимательства (приоритетные направления предпринимательства): поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества; поддержка субъектов МСП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность; поддержка субъектов МСП, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность [4, с.111].
Одной из приоритетных задач, названных в законе, является формирование и осуществление не только федеральных, а также региональных и муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В Республике Башкортостан развитию и поддержке малого и среднего бизнеса также уделяется особое внимание.
В июне 2011 года общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» опубликовала результаты исследования «Предпринимательский климат в России: индекс опоры 2010-2011». Целью исследования являлась всесторонняя оценка условий для развития малого и среднего предпринимательства в российских регионах и составление рейтинга регионов по интегральному показателю, характеризующему предпринимательский климат. В рейтинге 40 российских регионов по качеству условий для развития малого и среднего бизнеса Республика Башкортостан заняла 10 место[5].
Во исполнение положений ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в Республике Башкортостан были приняты одноименные программы. В настоящее время действует Республиканская программа развития малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2010-2011 годы[1]. Целью программы является создание условий для развития малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на основе формирования эффективных механизмов его поддержки, повышения вклада МСП в решение экономических и социальных задач Республики.
В программе предусматривается реализация мероприятий по следующим направлениям:
а) финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры. Развитие прогрессивных финансовых механизмов поддержки субъектов МСП является одним из наиболее востребованных направлений содействия развитию бизнеса. В рамках финансовой поддержки предусматривается:
- субсидирование субъектов малого предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса - поддержка начинающим;
- предоставление грантов (субсидий) на приобретение оборудования субъектам малого предпринимательства;
- субсидирование части ранее понесенных затрат субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры, в том числе субсидирование части процентной ставки, страховых взносов, лизинговых платежей, затрат по участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях и др;
б) имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры. Основными задачами такого вида поддержки являются:
- регулярное пополнение информационных банков данных по неиспользуемым площадям государственного имущества (свободным, сдаваемым в аренду, предлагаемым к реализации и пр.);
- удовлетворение растущих потребностей субъектов МСП в нежилых помещениях, отвечающих современным и качественным технологическим и функциональным требованиям;
в) развитие инновационной и производственной сфер малого и среднего предпринимательства. В рамках данного направления предусмотрено обеспечение текущего финансирования деятельности действующих бизнес-инкубаторов[1].
Под бизнес-инкубатором на территории Республики Башкортостан понимается организация, созданная для поддержки субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских, юридических услуг. В настоящее время на территории РБ осуществляют свою деятельность 3 бизнес-инкубатора, целью которых является создание максимально благоприятных условий для успешного начального развития малых предприятий[6].
г) нормативное правовое обеспечение развития малого и среднего предпринимательства. Мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы в области развития и поддержки МСП направлены на:
- анализ республиканской нормативной правовой базы, затрагивающей вопросы предпринимательства;
- внесение соответствующих изменений в республиканские нормативные правовые акты, способствующих более динамичному развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан;
- анализ нормативных правовых актов Российской Федерации в области предпринимательства и подготовку нормотворческих инициатив;
д) формирование эффективной системы информационной поддержки малого и среднего предпринимательства. Данного вида мероприятия направлены на:
- создание системы мероприятий в сфере информационного обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства;
- проведение просветительской работы в области финансовой грамотности начинающих и действующих предпринимателей через проведение "круглых столов", консультаций, конференций, широкого обсуждения проблематики в средствах массовой информации при активном участии предпринимательских объединений, кредитных организаций, образовательных учреждений, республиканских органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
- освещение в средствах массовой информации вопросов поддержки субъектов МСП, развития предпринимательского движения, формирования положительного имиджа предпринимателя и повышения общественного мнения о предпринимательском сообществе [1].
Для обеспечения потребностей малых и средних предприятий, возникающих в процессе организации, ведения и расширения предпринимательской деятельности также формируется инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно ст. 15 ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" под инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства понимается система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных, региональных и муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и оказания им поддержки.
Инфраструктура поддержки субъектов МСП на территории Республики Башкортостан представлена различными организациями. К ним относятся: Фонд развития и поддержки малого предпринимательства Республики Башкортостан, Башкирское региональное отделение малого и среднего предпринимательства ОПОРА РОССИИ, Торгово-промышленная палата Республики Башкортостан, Ассоциация организаций предпринимательства Республики Башкортостан, Центр микрофинансирования субъектов малого предпринимательства Республики Башкортостан и другие.
В целях оптимизации мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сентябре 2010 г. Ассоциацией организаций предпринимательства РБ были выработаны предложения «По совершенствованию мер поддержки малого и среднего предпринимательства» [7]. Данные предложения включают в себя:
- повышение эффективности работы органов государственной власти и местного самоуправления в сфере поддержки предпринимательства через: совершенствование взаимоотношений государственных и муниципальных служащих с субъектами малого и среднего предпринимательства, повышение ответственности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере поддержки предпринимательства, проведение мер по повышению заинтересованности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере развития предпринимательства;
- устранение административных барьеров препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства;
- совершенствование системы налогообложения малого и среднего предпринимательства, в частности снижение налогового бремени для субъектов МСП;
- развитие инфраструктурной поддержки предпринимательства;
- повышение доступности кредитов для субъектов МСП;
- совершенствование системы подготовки кадров для субъектов МСП, развитие молодёжного предпринимательства, реализация инновационного потенциала молодёжи и др.
Представляется, что учет данных предложений позволить улучшить меры поддержки малого и среднего бизнеса, что благоприятным образом скажется на бизнес-климате региона в частности и на взаимодействии бизнеса и власти в целом.

Литература:
1. Республиканская программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2010 - 2011 годы. Утверждена постановлением Правительства Республики Башкортостан от 03.03.2010 № 64 // Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 08.04.2010. № 7(325). Ст. 419.
2.Тормышева Т.А. Муниципальная программа поддержки предпринимательства: механизм формирования // Муниципальное хозяйство. 2009. № 3. С. 64 - 73.
3. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4006.
4. Жукова С.М. Пути оптимизации поддержки малого и среднего предпринимательства
в Российской Федерации // Государство и право: теория и практика: материалы междунар. заоч. науч. конф.(г.Чита, апрель 2011 г.) / Под общ. ред. Г.Д.Ахметовой. – Чита, 2011. – С. 110 – 113.
5. Предпринимательский климат в России: индекс опоры 2010-2011. Результаты исследовательского проекта // http://opora.ru/analysis/research/12167/
6.Постановление Правительства Республики Башкортостан от 07.02.2011 № 29 «Об утверждении Порядка управления деятельностью бизнес-инкубаторов, созданных на территории Республики Башкортостан на условиях софинансирования за счет субсидий, выделенных из федерального бюджета» // Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 02.06.2011. № 11(353). Ст. 670
7. Предложения Ассоциации организаций предпринимательства Республики Башкортостан «По совершенствованию мер поддержки малого и среднего предпринимательства» http://www.aop-rb.ru/offers/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle