Библиографическое описание:

Кутюков Д. В. Законодательство Российской Федерации о предпринимательстве [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 85-88.

Модернизация экономики на основе сочетания и развития различных масштабов предпринимательской деятельности является сегодня одним из важных условий достижения нового качества российской экономики и повышения благосостояния населения страны. Переход от централизованно-плановой к рыночной экономике существенно изменил характер и структуру экономических отношений, социально - правовой статус субъектов экономической деятельности и условия хозяйствования. Рыночные отношения, коренные изменения в экономической системе потребовали создания новой правовой основы хозяйственной деятельности, соответствующей экономической действительности. В этих условиях, с учетом осуществляемых радикальных экономических преобразований, формируется новая отрасль отечественного права – российское предпринимательское право.

В русском языке слово «предпринимательство» употребляется в двух общих значениях: характеризуя определенный вид деятельности и обозначая определенную общественную группу, занимающуюся этой деятельностью. Рыночные отношения, бурно развивающиеся в нашем государстве в последние два десятилетия, порождают у многих российских граждан естест­венное стремление иметь «свое дело», с помощью которого они приумножат свою собственность и благосостояние, реализуют свои идеи. Воспринимать предпринимательство в России следует как многообразное явление, воздействующее на государственную и общественную жизнь, обеспечивающее укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. Гражданское законодательство Российской Федерации допускает осуществление предпринимательской деятельности в двух формах: в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 23 ГК РФ), а также путем создания юридического лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами (ст. 18 ГК РФ).

Предпринимательство является главной опорой для рыночной экономики страны и именно поэтому государство, сохраняя в своих руках регулирующие функции, старается стимулировать развитие бизнеса, принимая решения поддерживающие предпринимателя. Всестороннее правовое регулирование предпринимательской деятельности и широкое изучение предпринимательского права становятся важными факторами успеха проводимых в стране экономических реформ. Мировой опыт показывает, что при полноценной и эффективной работе руководителей государства и обеспечении нормального функционирования законов, страна будет процветать независимо от ее географического положения. Следовательно, экономические достижения, победы и поражения абсолютно всех стран определяются не только исключительно экономическими условиями страны (нефть, газ, и т. д.), но и конкретной политической и правовой стратегией их руководства в отношении к предпринимательству и предпринимателю, в связи с чем предпринимательская деятельность представляется ключевым элементом хозяйственного механизма, а предприниматель - одной из центральных фигур социально-экономической жизни общества. И как результат, чем больше возможностей у предпринимателя для расширения своей деятельности, тем более высокими являются темпы развития национальной экономики.

Легальное начало для современного российского предпринимательства было положено в 1991 г. со вступлением в силу Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Впервые термин предпринимательства был закреплен в Законе Верховного Совета СССР от 19 ноября 1986 года «Об индивидуальной трудовой деятельности» (утратил силу). Этот Закон допускал индивидуальную трудовую деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Российский Закон от 25 декабря 1990 года № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (утратил силу) закрепил право граждан вести предпринимательскую деятельность как индивидуально, не применяя наемный труд, так и создавая предприятия с привлечением наемных работников. Граждане, не использующие наемный труд, регистрировались в качестве физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Таких граждан Гражданский кодекс Российской Федерации 1994 года называет индивидуальными предпринимателями.

В 90-е годы XX века в России начался переход от плановой экономики к рыночной, от одной экономической системы к другой. Придание предпринимательской деятельности законного статуса, многообразие форм собственности, в том числе возрождение частной собственности, появление различных организационно – правовых форм предпринимательской деятельности, возведение свободы договора в ранг принципов, в противовес директивному планированию, – все это потребовало изменения сложившейся ранее концепции. Основоположником современной школы хозяйственного (предпринимательского) права стал профессор В.С. Мартемьянов, в трудах которого нашли отражение отвечающие потребностям времени представления о предмете данной отрасли и ее системе, были разработаны основные институты [1, 37].

Конституция России, принятая в 1993 г., содержит необходимые критерии, в соответствии с которыми надлежит осуществлять правовое регулирование экономической и в том числе, предпринимательской деятельности и дает правовую основу для экономики российского государства. Из определения, данного предпринимательской деятельности в ст. 2 ГК РФ, следует выделить основные признаки: такие как систематичность, самостоятельность, рисковый характер, а также возможность ее осуществления только лицом, зарегистрированном в установленном порядке. Иная экономическая деятельность, не относящаяся к предпринимательской, представляет собой разумную деятельность человека, прямо не направленную на получение прибыли, но предполагающую использование его способностей и имущества для удовлетворения материальных потребностей и интересов [2, 34], например, трудовая деятельность, основу осуществления которой регламентирует ст. 37 Конституции РФ.

Принципами предпринимательского права являются его основополагающие начала. В качестве основных можно назвать следующие:

1. Принцип свободы предпринимательской деятельности - конституционно закреплен в ст. 8, 34, 35, 74, 75 и др., получил развитие в ГК РФ и других законодательных актах.

2. Принцип многообразия и юридического равенства форм собственности. Данный принцип конституционно закреплен в основном законе государства: ст. 8, 9, 34, 35 Конституции РФ.

3. Принцип единого экономического пространства, т.е. «свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств» на всей территории Российской Федерации, также относится к числу конституционных (ст. 8, 74 Конституции РФ).

4. Принцип свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности получает конституционное закрепление в статье 8 и статье 34 основного закона страны. Соблюдение данного принципа является необходимым условием для развития рыночной экономики и осуществления предпринимательской деятельности.

5. Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности, что имеет место в любом государстве.

6. Принцип законности, являющийся общеотраслевым и его соблюдение - это основа построения любого правового государства.

Закрепленные в основном законе конституционные принципы образуют основу правовой инфраструктуры современной экономики и способствуют эффективной защите участниками предпринимательской деятельности своих прав и свобод. Конституционные нормы, составляющие правовую базу предпринимательской деятельности, являются взаимодополняющими, представляющими ценность именно в единстве и согласованности. Реализация конституционных гарантий является основой и предполагает формирование нормативной правовой базы, конкретизирующей положения основного закона и обеспечивающей осуществление предпринимательской деятельности. В числе первоочередных задач правовой системы современной России стоит задача обеспечения юридической базы развития рыночной экономики.

Каждый предприниматель для осуществления своей деятельности имеет право требовать принятия такого законодательства, которое бы обеспечивало соблюдение принципов рыночной экономики, и пресекало бы применение органами власти актов и действий, приводящих к нарушению или ограничению экономических принципов и прав предпринимателей. Предпринимательство является той областью взаимодействия государства и экономики, в которой государство с помощью права регулирует отношения, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности, и именно в рамках данной деятельности воздействует на рыночную экономику, используя специфические средства, формы, в том числе правовые. Как следствие данного факта государство должно обеспечить для предпринимателей единую систему правового регулирования, форм и методов защиты предпринимательской деятельности в области гражданского, налогового, административного и других областей права, регулирующих или затрагивающих предпринимательскую деятельность.

Количество принятых в последние годы законодательных и правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность (например, Закон РФ «О банках и банковской деятельности», Закон РФ «О рынке ценных бумаг», Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» и другие) свидетельствует, прежде всего, о том, что развитию  предпринимательства  уделяется большое внимание. Как и другие отрасли российского законодательства, предпринимательское законодательство не является застывшим и окончательно оформившимся - оно постоянно развивается и совершенствуется. Его развитие и совершенствование происходит двумя путями: путем принятия новых нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации и осуществления предпринимательской деятельности, и путем внесения изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты. В числе основных направлений развития и совершенствования предпринимательского законодательства можно назвать следующие:

- устранение пробелов в действующем законодательстве, урегулирование на уровне федеральных законов тех видов предпринимательской деятельности, которые в настоящее время не регулируются специальными законами, но нуждаются в регулировании;

- обновление существующего нормативно-правового материала ввиду отставания действующего законодательства от практики вследствие изменения социально - политических и экономических условий, в расчете на которые они принимались;

- устранение противоречий и несогласованности, которые имеют место в действующем законодательстве и выявляются в процессе правоприменительной практики.

Одним из наиболее важных законодательных актов в области предпринимательской деятельности стал Гражданский кодекс Российской Федерации: часть I, принятая Государственной Думой 21 октября 1994 г., и введенная в действие, за исключением некоторых положений, с 1 января 1995 г., часть II ГК РФ, принятая Государственной Думой 22 декабря 1995 г. и введенная в действие с 1 марта 1996 г., часть III ГК РФ, принятая Государственной Думой 1 ноября 2001 г. и введенная в действие с 1 марта 2002 года. В части первой принятого Гражданского кодекса в предмет гражданского права включена предпринимательская деятельность и определен нормативно-правовой режим  предпринимательства. Принятие первой части ГК РФ стало серьезным этапом развития нормативной базы о предпринимательской деятельности: более трехсот статей Гражданского кодекса закрепляют специальный режим только для случаев, когда хотя бы одной из сторон выступает лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, однако нормы Гражданского кодекса относятся не ко всем, а только к горизонтальным отношениям, в которые вступают предприниматели между собой. Отношения же по вертикали, складывающиеся между предпринимателями и государством (в лице государственных органов), этим Законом не охватываются. За пределами гражданского законодательства остаются положения о государственном регулировании предпринимательской деятельности…. ГК РФ, выступая правовой основой предпринимательской деятельности, фактически не может охватить своим правовым регулированием всего многообразия предпринимательских отношений, поскольку нормы гражданского права главным образом отражают частноправовой подход субъектов указанных отношений, в то время как предпринимательская деятельность имеет значение для всего общества и государства в целом….[1, 57]. Как отмечает В. Ф. Попондопуло, данный Кодекс не отражает особенности правового регулирования предпринимательской деятельности и он неминуемо обрастет множеством специальных нормативных актов, предназначенных для регулирования предпринимательства, а принятие Торгового Кодекса РФ позволило бы унифицировать  законодательство   о   предпринимательстве .

Вопрос о кодификации предпринимательского права сегодня остро дискутируется, так как кодификация необходима для решения целого ряда публично-правовых вопросов по государственному регулированию экономики. В России предпринимательские отношения всегда регулировались гражданским правом, торговое право рассматривалось в качестве подотрасли права гражданского. Автор разделяет мнение ученых, считающих, что предпринимательство представляет собой специфическое явление нового общественно-хозяйственного порядка, и для его регулирования необходим особый механизм хозяйственно-правового регулирования – предпринимательские отношения требуют принятия соответствующего кодекса и регулирования в рамках специальной отрасли, поскольку объединить все в единый гражданский кодекс представляется малоэффективным и теоретически не обоснованным.

Академик Владимир Викторович Лаптев подчеркивает, что в современных условиях необходимо разработать и законодательно закрепить хозяйственно-правовой инструментарий государственного регулирования хозяйственной деятельности, что должно быть сделано путем издания Хозяйственного (предпринимательского) кодекса, определяющего основные положения правового регулирования хозяйственных отношений и по горизонтали, и по вертикали [3, 20-21], т. к. разрыв между публичными и частными нормами достиг пределов, затрудняющих правоприменение.

Новый Закон должен регулировать общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимателями предпринимательской деятельности, определять основные правовые, экономические и социальные условия и гарантии, обеспечивающие свободу данной деятельности в РФ, обозначить обязанности предпринимателей, государственных органов и государства в сфере предпринимательской деятельности. Предпринимательский кодекс обязан будет ликвидировать размытость и неконкретность ряда формулировок, содержащихся в статьях действующего законодательства, определить ответственность за нарушение настоящего Закона.

В действующем на данный момент в России законодательстве отсутствуют принципы взаимодействия государства и бизнеса. Первым в их числе следовало бы назвать партнерство власти и предпринимательства в общих интересах, однако Конституция РФ не содержит на этот счет каких-либо указаний, а ГК РФ как закон, по преимуществу, торгового оборота ограничился запретом на произвольное вмешательство в частные дела. Все это ставит на повестку дня вопрос о законодательном построении системы предпринимательского права, в которой нашлось бы место для всех его элементов – частных и публичных, что и позволило бы избежать противоречий между ними и вовремя обнаруживать пробелы. Но такая система потребовала бы принятия акта типа Закона о предпринимательстве или Предпринимательского кодекса…[4, 39]. Следовательно, проблема модели отечественного частного права в современный период имеет важное теоретическое и практическое значение, что и обусловливает ее актуальность. Решение такой фундаментальной проблемы невозможно без серьезных теоретических исследований.

Литература:

1. Российское предпринимательское право: учеб. / ответ. ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отнюкова.- М.: Проспект, 2009. – 1072 с.

2. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под. ред. В.Д. Карповича. - М.: ЮРАЙТ-М, Новая Правовая культура, 2002. – 959с.

3. Лаптев В.В. Современные проблемы предпринимательского (хозяйственного) права // Предпринимательское право в ХХI веке: преемственность и развитие. - М.: МЗ Пресс, 2002. С. 3-25

4. Предпринимательское право: Учебник /Под ред. Н.И.Косяковой. М.: РГГУ, 2008.- 757 с.

5. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12. 12. 1993.- Киров.: ОАО «Дом печати - ВЯТКА», изд. «ЮНВЕС», 2001. – 47 с.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья). – СПб.: Питер, 2005. – 528 с. – (Серия «Закон и комментарии»).

7. Закон РСФСР от 25.12.1990 № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (ред. от 30.11.1994); Утратил силу //www.consultant.ru/online/base

8. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». – М.: Ось-89, 2007. – 32с. (Федеральный закон).

9. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 2 февраля 2006г.) – М.: Омега-Л, 2006. – 16с. (Законы Российской Федерации).

10. Шершеневич Г. Ф. Курс торгового права. Т.1. - М.: Статут, 2003.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle