Библиографическое описание:

Бачмага О. П. Правовая и информационная защищенность личности в правовом государстве [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 73-76.

Безопасность личности напрямую связана с правовым государством и гражданским обществом, уровнем образованности населения, уровнем соблюдения прав и свобод человека и гражданина не только со стороны государства, но и со стороны других граждан. Для реализации принципа правовой защищенности и безопасность личности, необходимым условием является функционирование всех критериев правового государства, ведь в большинстве своем они имеют схожие положения и направлены на реализацию единой поставленной цели.

Построение гражданского общества не только задача государства, это в большей степени задача каждого человека этого общества в отдельности, и государство не должно этому препятствовать, а, наоборот, создавать благоприятную для этого почву, в какой-то мере стимулируя, но, тем не менее, не скатываясь при этом к методам тоталитарным или необдуманным реформам.

Остановимся подробнее на таком аспекте, как информационная составляющая.

Введение принципа информационной защищенности имеет смысл. Данный принцип не нарушает конституционное право на свободу мысли и слова, также как и положений о гарантируемой свободе массовой информации и запрещении цензуры,[1] а наоборот способствует развитию этих конституционных положений.

Информационная защищенность предполагает защиту личности от пропаганды в СМИ, узурпации и пропаганды одной идеи не только через телевидение и печатную продукцию, но, в том числе, и через глобальную сеть Интернет, где идет идеологическая борьба за отупение, эмоциональное отчуждение, и искажение морально-этических норм личности. Агитация и пропаганда эгоистических интересов, удовлетворение животных инстинктов, секс и насилие преследуют нас почти в каждой газете, фильме, передаче и рекламе, которая прерывает повествование фильма в самый неподходящий момент, как бы уверяя нас в том, что чувства на экране ничто по сравнению с рекламируемым товаром, а количество материалов порнографического характера, содержащееся, к примеру, на игровых сайтах, которые посещают в основной массе люди молодые, а именно дети и подростки, может дать фору любому порно сайту.

Другими словами, в этой информационной войне основной удар направлен на подрастающее поколение, жизненные позиции которых еще окончательно не сформированы, и которые впитывают получаемую информацию подобно губке, и которые впоследствии составят основную массу, базис всего взрослого общества. Новое взрослое общество с извращенными моральными ценностями, не имеющее возможности получить образование, не умеющее критически мыслить и думать. Таких людей, на сегодняшний день выращивает и культивирует государство.

Журналистам стоит руководствоваться не только положениями о свободе мысли и слова, свободе массовой информации и запрете цензуры, но и другими нормами, декларируемыми Конституцией, такими как, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени,[2]а также не забывать просто о совести и морали. Закон «О средствах массовой информации» содержит прямые положения о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации, недопустимости скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье.[3] Журналист обязан проверять достоверность сообщаемой им информации, а при осуществлении им профессиональной деятельности обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.[4] Распространения слухов под видом достоверных сообщений, в соответствии с законом квалифицируется как злоупотребление правами журналиста. Запрещается использовать распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями. [5] Злоупотребление свободой массовой информации - влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.[6] Заметим, что Интернет, в соответствии с законом к СМИ не относится, эту деятельность в большей степени регулирует Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».[7]

В сентябре 2007 года был проведен «круглый стол» «Рунет против детской порнографии», в котором приняли участие статс-секретарь заместитель министра внутренних дел РФ Николай Овчинников, председатель правления правозащитного движения «Сопротивление» Ольга Костина, председатель правления Региональной Общественной организации «Центр Интернет-технологий», представители органов внутренних дел. Сегодня говорится на эту проблемную тему довольно часто, однако реальных шагов со стороны государства пока не наблюдается. Все это напоминает имитацию бурной деятельности, не имеющую результатов. Очевидно, это выгодный и прибыльный бизнес.

В соответствии со ст. 5 ч.4 Федерального Закона «О рекламе»,[8] реклама не должна призывать к насилию и жестокости. В рекламе не допускаются демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе, где вообще запрещено использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации). Реклама алкогольной продукции не должна размещаться на всех видах транспортных средств общего пользования. Не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами. Не допускается размещение рекламы в учебниках, предназначенных для обучения детей по программам начального общего и основного общего образования, школьных дневниках, а также в школьных тетрадях. При трансляции рекламы уровень ее звука, а также уровень звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи. Тем не менее, указанные положения повсеместно сознательно нарушаются. Вспомним рекламу пива «Толстяк», или «Клинского», где рекламным лицом компании являются группа молодых людей, пьющих пиво.

Например, для привлечения внимания человека используются создание яркого видеоряда с целью образования определенного светового ощущения, и чем оно сильнее, тем сильнее к нему привлекается и внимание. Вспомним, что сейчас практически во всем городском наземном транспорте в начале салона установлены видеоэкраны, транслирующие постоянно одни и те же кадры. От экрана невозможно оторваться даже при желании, а видеоряд снова и снова приковывает к себе внимание большинства лиц, находящихся в салоне.

Число шпионских программ, которые распространяются через сеть Интернет и попадают на компьютеры большинства пользователей, не своевременно обновляющих антивирусное обеспечение своих машин, растет с каждым годом. При этом программы такого рода, становятся все более и более изощренными, так что даже современные средства, призванные бороться с таким вредоносными программами, зачастую оказываются бессильны против них, и пропускают «шпиона» во время сканирования системы.

Проблема информационного зомбирования и информационной обработки человека сегодня неоднократно поднимается, об этом говорят и пишут. Манипулирование людьми, использование различных средств и технологий информационно-психологического воздействия потере конфиденциальных сведений и несанкционированному разглашению персональных данных стало достаточно обычным явлением в повседневной жизни экономической конкуренции и политической борьбе.

Задача принципа информационной защищенности состоит в том, чтобы защитить человека от зомбирования, т.е. сознательного навязывания определенной идеи.

Как писал итальянский социолог Гаэтано Моска «Господство организованного меньшинства над неорганизованным большинством неотвратимо».

Правовая и информационная безопасность и защищенность в первую очередь достигается за счет нейтрализации пробелов в праве, создании единого непротиворечивого законодательства, искоренения коррупции, резкой социальной поляризации общества, криминализации сфер общественной жизни, правового урегулирования обеспечения безопасности граждан, качественного правотворчества и эффективного правоприменения, предупреждения и пресечения актов правонарушения, эффективности правоохранительной системы и ориентированность ее на интересы человека, доступа к достоверной информации, защищенности от неправомерных действий должностных лиц, высокого уровня правовой культуры и правосознания, искоренения правового нигилизма и злоупотребления правом, в повышении образованности и самообразования людей.
Необходимо постоянно совершенствовать себя. Человек рождается без знаний и умений, но на каждом возрастном этапе развитие получает свою степень сформированности. Так поэтапно формируются идеалы, мотивы поступков, отношения и другие свойства человека.
Зачастую мы не занимаемся развитием собственного интеллекта, потому что не видим в этом особой нужды. Собственным образованием мы занимаемся до тех пор, пока не начинаем получать от этого выгоду – возможность получения высокооплачиваемой работы и, соответственно, материального достатка. И только угроза потерять все это может заставить нас повышать свое образование на профессиональных курсах или учиться чему-то новому, переквалифицируясь на другую специальность.
Правовое государство так же невозможно без гражданского общества, как правовая культура невозможна без общей человеческой культуры, воспитания, образования, уважения к другим и самоуважения.
Правовое государство и гражданское общество неразделимы и возможны только в обществе образованных и думающих людей.

Безопасность личности — это защищенность не только в физическом плане, но и в правовом и в информационном пространстве. И это неотъемлемая частью правового государства, неотъемлемая часть свободы личности.


Литература:

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) – Ст.29// "Российская газета", N 7, 21.01.2009, "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445, "Парламентская газета", N 4, 23-29.01.2009.

  2. Там же. Ст.23.

  3. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 N 2124-1// "Российская газета", N 32, 08.02.1992, "Ведомости СНД и ВС РФ", 13.02.1992, N 7, ст. 300. // Ст.4

  4. Там же. Ст.49

  5. Там же. Ст.51

  6. Там же. Ст.59

  7. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ//"Российская газета", N 165, 29.07.2006, "Собрание законодательства РФ", 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3448, "Парламентская газета", N 126-127, 03.08.2006.

  8. Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ//"Российская газета", N 51, 15.03.2006, "Собрание законодательства РФ",20.03.2006, N 12, ст. 1232.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle