Библиографическое описание:

Савчук Л. Ф. Понятие, виды и содержание гражданско-правовых отношений в сфере творческой деятельности [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 143-146.

Гражданские правовые отношения возникают во всех сферах человеческой деятельности. Не составляет исключения и художественное творчество. Для него характерны отношения, связанные с авторством, а также с созданием и использованием произведений литературы и искусства, предназначенных для самой широкой аудитории потребителей этой «духовной пищи».

Творческие отношения объединяют в себе имущественные и личные неимущественные отношения. Основная особенность имущественных отношений творчества состоит в том, что они обладают определенной экономической ценностью. Для того, чтобы иметь экономическую ценность, они должны быть связаны с продуктами человеческого труда, которые создаются в процессе нематериального производства как продукты духовного творчества (произведения литературы и искусства). Соответственно, имущественные отношения художественного творчества можно было бы определить как такие общественные отношения, которые обладают определенной экономической ценностью ввиду их связи с результатами духовного труда человека, создающего художественный продукт. Помимо имущественных отношений творческие отношения содержат в себе также и личные неимущественные отношения. Отношения этого рода сами по себе не имеют какой-либо экономической ценности, поскольку авторство, авторское имя, приводящие к возникновению личных отношений, непереводимы на деньги. Они неотчуждаемы и неотделимы от личности автора, выражая только ему присущие и только его характеризующие индивидуальные качества. Не обладая экономической ценностью, личные неимущественные отношения творчества приобретают для их участников другое, не менее важное, а может быть и более существенное значение. Оно заключается в том, что в этих отношениях проявляется индивидуальность личности автора, оцениваемая обществом по ее действительным достоинствам и недостаткам, по ее духовной составляющей, отражающейся в духовности произведения творчества. Когда автор требует устранения искажений его произведения, он не преследует при этом никаких имущественных целей, а добивается того, чтобы обществу была обеспечена возможность оценить его духовность и художественные способности на основе ознакомления с подлинным результатом его труда. Учитывая отмеченные моменты, личные неимущественные отношения творчества можно было бы определить как такие общественные отношения, в которых выражается индивидуальность творческой личности и воплощается ее духовно-нравственная оценка со стороны общества. Личные неимущественные отношения творчества находятся в тесной связи с имущественными отношениями его участников и только в одном комплексе с этими отношениями могут быть урегулированы. Единый акт авторского творчества по созданию художественных произведений приводит к одновременному возникновению тесно связанных между собой личных и имущественных отношений, именуемых в Гражданском кодексе РФ интеллектуальными правами.

Правоотношения, связанные с творческой деятельностью, образуют самостоятельный институт гражданского права, имеющий свои особенности, отличающие от институтов вещного и обязательственного права. Если вещное право и обязательственное право связаны лишь с имущественными отношениями, то интеллектуальные права творцов произведений включают в себя элементы как имущественного, так и личного неимущественного характера. Ввиду этого регламентация интеллектуальных прав в Гражданском кодексе не предшествует названным институтам, а следует за ними. Гражданский кодекс РФ вначале исчерпывает имущественные права и лишь затем, в части четвертой, переходит к случаям их переплетения с правами личными – в разделе об интеллектуальных правах. Правоотношение художественного творчества входит в систему гражданских правоотношений как самостоятельный вид этих правоотношений. Гражданское правоотношение художественного творчества определяется как отношение, участники которого выступают в качестве носителей гражданских прав и обязанностей, связанных с созданием, использованием и потреблением художественного продукта.

Специфика формы гражданского правоотношения художественного творчества проявляется в том, что оно является отношением особого структурного типа, выражающегося в правовом положении его субъектов, а именно в том, что отношения между ними должны строиться на началах достижения действительного равенства. Принцип действительного равенства может быть сформулирован как такое положение субъектов в имущественных и личных неимущественных правоотношениях, при котором с помощью установления дополнительных гарантий, льгот и привилегий фактически зависимому субъекту создается независимость его сознательной воли от воздействия со стороны других субъектов прав. Субъекты гражданского правоотношения художественного творчества находятся во взаимосвязи: авторы – пользователи – потребители. В этой цепочке связей физические лица – авторы и потребители – отделены друг от друга звеном посредников (пользователей), как правило, юридических лиц и предпринимателей, использующих художественный продукт, произведенный авторами, для передачи его непосредственным потребителям с получением прибыли для себя. Интересы и права экономически сильных посредников не должны подавлять интересы авторов и публики, в связи с чем, правовое регулирование художественных творческих отношений должно стремиться не только к восстановлению юридического (формального) равенства, но и действительного, фактического равенства путем установления необходимых гарантий для физических лиц как участников отношений. В этом видится основное духовно-нравственное начало гражданско-правового регулирования данных отношений.

От формы гражданского правоотношения художественного творчества переходим к характеристике его содержания. У гражданского правоотношения художественного творчества имеется, прежде всего, определенное материальное содержание, то есть то общественное отношение, которое лежит в его основе и на юридическое закрепление которого оно направлено. Материальное содержание гражданского правоотношения художественного творчества составляют имущественные и личные неимущественные отношения по созданию, использованию и потреблению художественного продукта. Наряду с материальным содержанием гражданское правоотношение художественного творчества как явление идеологического порядка обладает и своим собственным относительно самостоятельным идеологическим содержанием. Идеологическое содержание является относительно самостоятельным потому, что оно, в конечном счете, определяется материальным содержанием правоотношения. Самостоятельность идеологического содержания гражданского правоотношения художественного творчества состоит в том, что оно отражает материальное содержание в преломлении через сознание, то есть в осознанном виде. Идеологические отношения создаются людьми сознательно, устанавливаются по воле людей. Гражданское правоотношение художественного творчества устанавливается в результате юридического урегулирования существующих отношений, которое производится при помощи норм гражданского права. Эти нормы создаются исходя из идеологических потребностей общества, государства и, в какой-то мере, мирового сообщества в целом. Применительно к рассматриваемым правоотношениям эти потребности – духовно-нравственные. Эти потребности учитываются не только законодателем, выражающим свою волю в гражданско-правовых нормах, но и самими участниками данных правоотношений, воля которых проявляется в их отношениях в силу диспозитивности гражданского права. Наконец, гражданское правоотношение художественного творчества как правовое явление обладает и своим особым юридическим содержанием. Юридическое содержание составляют правила поведения участников правоотношения, закрепленные в нормах. Конкретные правила поведения, которым должны следовать субъекты правоотношения, вытекают из предоставленных им прав и возложенных на них обязанностей. Юридическое содержание гражданского правоотношения художественного творчества образуют имущественные и личные неимущественные права и обязанности его субъектов – авторов, пользователей и потребителей художественного продукта.

Что же представляют собой гражданские права и обязанности, образующие содержание гражданского правоотношения художественного творчества? Гражданское право, входящее в содержание гражданского правоотношения, обычно именуется в цивилистической литературе как субъективное гражданское право. Субъективное право включает в себя две возможности: возможность совершения определенных действий самим управомоченным и возможность требовать совершения определенных действий от обязанного лица. Обе эти возможности обеспечиваются законом и служат удовлетворению интересов управомоченного лица, признанных законом. В теории гражданского права, таким образом, субъективное право признается на стороне управомоченного, а обязанность – на стороне обязанного лица. Представляется, что субъективная гражданская обязанность должна пониматься гораздо шире: не только в отношении обязанного лица, но и в отношении управомоченного лица. В последнем смысле субъективная обязанность может быть названа сопутствующей субъективному праву. Сопутствие обязанностей субъективным гражданским правам следовало бы признать принципом гражданского права, что означало бы установление законом меры общественно необходимого поведения управомоченного субъекта по отношению к каждой личности и обществу в целом. Например, полагаем, что абсолютному субъективному праву автора на обнародование своего произведения сопутствует субъективная обязанность этого автора не нарушать в результате этого обнародования законных прав и интересов общества и конкретных лиц.

В зависимости от характера заключенных в них прав и обязанностей, представляется возможным провести классификацию гражданских правоотношений художественного творчества. Прежде всего, эти правоотношения подразделяются на отношения имущественного и личного неимущественного характера. Наибольшую массу гражданских правоотношений художественного творчества составляют имущественные отношения. Таковы, например, договорные отношения по авторскому заказу на создание произведения искусства, лицензионные договоры и договоры об отчуждении исключительного права. Вместе с тем некоторые гражданские права творческих работников и некоторых иных лиц относятся к разряду личных неимущественных прав. Таковы, например, личные правомочия авторов художественных произведений: право выпуска в свет произведения под своим именем, псевдонимом или анонимно, право на опубликование произведения, право на его неприкосновенность (то есть на то, чтобы без согласия автора в него не вносились изменения). Деление гражданских правоотношений художественного творчества на имущественные и личные неимущественные правоотношения имеет практическое значение. Поскольку указанные права обладают различными качествами, законодатель предоставляет им различную защиту. Нарушение личных неимущественных прав обычно напрямую не связано с причинением их носителю убытков. Принципиальное различие личных и имущественных прав обусловлено и тем, что «…неотчуждаемые права и свободы и другие нематериальные блага (право на имя, авторство), принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, лишь защищаются гражданским правом. Отношения по поводу этих благ не регулируются гражданским правом, поскольку они неотчуждаемы и непередаваемы иным способом, не могут быть объектами гражданского оборота»1.

Необходимо развивать российское гражданское законодательство в сфере личных неимущественных прав авторов, которым пока уделено мало внимания в Гражданском кодексе РФ. В особенности это касается личных прав авторов исполнений – артистов. Согласно пункту 1 статьи 1315 Гражданского кодекса РФ «Права исполнителя» исполнителю помимо исключительного права на исполнение принадлежат моральные права: право авторства – право признаваться автором исполнения; право на имя; право на неприкосновенность исполнения. Не упоминается здесь право на обнародование исполнения, что явно ущемляет интересы исполнителя как творческого работника. Для сравнения укажем, что в Чехии по Закону об авторском праве и смежных правах от 7 апреля 2000 г. исполнителю произведения, в частности, принадлежит право на обнародование своего исполнения2. Итальянским Законом о защите авторских прав и других прав, связанных с их осуществлением от 22 апреля 1941 г. № 633 право исполнителя на обнародование своего исполнения тщательно охраняется: «Лицо, находящееся в процессе исполнения произведения, адаптированного для публичного представления, в том числе кинематографического произведения, музыкального произведения или композиции, может потребовать, чтобы префект провинции запрещал публичное представление каждый раз, когда отсутствует письменное доказательство предоставленного таким лицом согласия. Префект на основании представленных ему документов выносит решение о запрете или разрешении на соответствующее представление»3.

Помимо деления гражданских правоотношений художественного творчества на имущественные и личные неимущественные правоотношения, они подразделяются в литературе на абсолютные и относительные. К абсолютным правам относится право авторства, право на авторское имя. В отличие от этого относительные права характеризуются тем, что им противостоит обязанность конкретного лица, которое к тому же чаще всего обязано не к воздержанию от совершения тех или иных действий, а, наоборот, к совершению определенных положительных действий в пользу управомоченного. Типичным примером относительных прав являются права, возникающие из гражданских договоров. Так, если между двумя субъектами заключен договор государственного заказа на создание кинематографического произведения, то перед кредитором – государственным заказчиком – обязан лишь должник по договору – конкретная киностудия или продюсер, причем должник обязан к совершению положительного действия: созданию фильма.

Что касается классификации гражданских правоотношений художественного творчества на вещные и обязательственные (подобно общей классификации гражданских правоотношений), то в этой части существуют особенности, не позволяющие нам признавать вещный характер имущественных отношений художественного творчества. Однако достаточное количество общих признаков позволяет обозначить их как «квази-вещные», к которым можно отнести авторское правомочие обладания (де-юре) исключительным правом на произведение и сопутствующие ему правомочия использования произведения и исключительного (имущественного) права на него, а также распоряжения исключительным правом.

Благодаря возможности управомоченного лица использовать и распоряжаться созданным им художественным творческим продуктом, передавать его другим лицам с помощью договоров, можно с уверенностью включать в рассматриваемую нами классификацию обязательственные правоотношения художественного творчества. В части четвертой Гражданского кодекса РФ интенсивное развитие получили договорно-обязательственные институты по распоряжению авторами своими имущественными правами, связанными с использованием объектов интеллектуальной собственности и средств индивидуализации (договор об отчуждении исключительного права – ст. 1234 Гражданского кодекса РФ, лицензионный договор – ст. 1235, договор о залоге исключительного права – п. 5 ст. 1233).

Гражданское правоотношение художественного творчества состоит из определенных элементов. К числу их относятся, прежде всего, гражданские права и обязанности, которые составляют содержание правоотношения художественного творчества. В известной мере самое правоотношение есть не что иное, как совокупность выраженных в нем прав и обязанностей. В творческом правоотношении находим разнообразие гражданских прав. Авторам и иным обладателям художественного продукта принадлежат так называемые интеллектуальные права, объединяющие в себе моральные (личные неимущественные) и исключительное право, содержащее имущественные правомочия по использованию и распоряжению в отношении художественного продукта. Среди имущественных прав, связанных с указанными правомочиями в отношении художественного продукта выделяются договорные обязательственные права, возникающие на основе двусторонних сделок – договоров. В случае бездоговорного несанкционированного использования художественного продукта помимо воли автора (иного правообладателя) возникают внедоговорные обязательственные права в результате причинения вреда правообладателю, а также в результате неосновательного обогащения нарушителя интеллектуальных прав.

Далее, необходимым элементом гражданского правоотношения художественного творчества являются его субъекты – участники художественной творческой деятельности. Художественно-творческую деятельность осуществляют люди. В ней участвуют:

1) представители культурно-зрелищного предпринимательства, которые, во-первых, заказывают авторам тематику и основные характеристики художественных произведений для показа публике; во-вторых, оценивают и используют эти произведения, осуществляя их публичный показ;

2) авторы произведений (писатели, поэты, композиторы, художники), непосредственно создающие по заказу или по своей инициативе для показа публике словесные, музыкальные и иные образы;

3) авторы исполнений (актеры, музыканты, певцы, танцоры);

4) зрители, слушатели – потребители «духовной пищи», то есть художественного продукта, предоставляемого им путем оказания услуги культурно-зрелищной организацией.

Итак, к субъектам гражданского правоотношения художественного творчества относятся: во-первых, авторы художественных творческих продуктов и иные их правообладатели; во-вторых, пользователи – организации и предприниматели, использующие художественный продукт в своей предпринимательской деятельности; в-третьих, потребители – граждане, составляющие публику, до сведения которой доносится созданный творцами художественный продукт через посредство пользователей.

Наконец, значение элемента гражданского правоотношения имеют и его объекты. Объект гражданского правоотношения художественного творчества – это художественный продукт, в состав которого относится, во-первых, объект авторского или смежного с ним права из числа объектов, указанных в Гражданском кодексе, а также исключительное право на него, выступающее как товар, имеющий свою стоимость. Объединение результата творческого труда с исключительным правом на него в единое понятие «художественный продукт» основано на неразрывности связи между ними при участии в гражданском обороте.


Литература:
  1. Яковлев В.Ф. Гражданский кодекс Российской Федерации: развитие общих положений гражданского права //Кодификация российского частного права /Под ред. Д.А. Медведева. – М.: Статут, 2008. – 336 с. С. 35-55.

  2. Sbirka zákonů (Sb) (Свод законов). – 2000. – No.121.

  3. Основные институты гражданского права зарубежных стран /отв.ред. В.В. Залесский. – М.: Норма, 2009. – 1184 с.

1 Яковлев В.Ф. Гражданский кодекс Российской Федерации: развитие общих положений гражданского права //Кодификация российского частного права /Под ред. Д.А. Медведева. – М.: Статут, 2008. – 336 с. С. 35-55. – С. 48.

2 Sbirka zákonů (Sb) (Свод законов). – 2000. – No.121.

3 Основные институты гражданского права зарубежных стран /отв.ред. В.В. Залесский. – М.: Норма, 2009. – 1184 с. – С. 1075.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle