Оценка инвестиционной привлекательности прибайкальских регионов для развития рыбохозяйственной деятельности с позиции наличия «удобной» правовой базы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 14. Экологическое, земельное, лесное, водное и воздухоохранное право

Опубликовано в

международная научная конференция «Государство и право: теория и практика» (Челябинск, апрель 2011)

Статья просмотрена: 100 раз

Библиографическое описание:

Шаляпин, Г. П. Оценка инвестиционной привлекательности прибайкальских регионов для развития рыбохозяйственной деятельности с позиции наличия «удобной» правовой базы / Г. П. Шаляпин. — Текст : непосредственный // Государство и право: теория и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 172-175. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/37/540/ (дата обращения: 27.04.2024).


Появившаяся в СМИ летом прошлого года информация [1, 2, и т.д.] о противостоянии фермера-рыбовода органам рыбоохраны в Иркутской области взбудоражила специалистов-ихтиологов, практиков аквакультурного производства и просто сочувствующих обеим из «противоборствующих» сторон. Суть спора – обоснование и правомерность установки садковой линии на р.Ангара для выращивания форели.

Попробуем разобраться в данном вопросе с учетом мнения ученых и норм действующего законодательства, а заодно выяснить насколько с правовой точки зрения прибайкальские регионы являются привлекательными для бизнеса в части развития товарного рыбоводства.

Еще в 50-е годы прошлого столетия ряд известных ученых-байкаловедов подготовил рекомендации по дальнейшему развитию рыбного хозяйства в бассейна оз.Байкал. В сборнике научных трудов, изданном под редакцией докторов наук М.М. Кожова и К.И.Мишарина [3], приводятся обоснования акклиматизации гидробионтов и зарыбления как самого озера, так и его водотоков. При этом упор делался не только на эндемичные виды рыб, но и на высокопродуктивные объекты рыбоводства, чуждые указанному региону. К результатам коллективного труда в данном литературном источнике отнесены выводы о «первоочередных проблемах научных исследований» по изучению «биологии новых пород рыб, вселенных в водоемы бассейна Байкала, условий их роста, развития, миграции» [3, ст. 734]. Как видно из примечания к разделу «Основные пути развития рыбного хозяйства в бассейне озера Байкал» [3, ст. 724], предложенные мероприятия рассмотрены и одобрены Восточно-Сибирской подкомиссией Ихтиологической комиссии Академии наук СССР.

Впоследствии Гипрорыбпроект, как основной проектант рыбоводных предприятий ввел в раздел ОВОС технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства, а в последствии – ТЭР расширения и реконструкции Бельского и Бурдугузского рыбоводных заводов, расположенных на р.Ангара, подраздел о рыбоводно-биологическом обосновании (РБО) по разведению радужной форели на данном водоеме и его водохранилищах. Указанное РБО, разработанное Гидрорыбпроектом, впоследствие было утверждено Межведомственной ихтиологической комиссией в установленном на то время порядке [4]. На основании этого Иркутский рыбоводный комбинат много лет проводил работу по бассейновому и садковому культивированию форели.

Кроме того, в правобережном районе нижнего бьефа плотины Иркутской ГЭС было запроектировано и даже построено, но по объективным причинам так и не вступило в эксплуатацию товарное форелевое хозяйство. Аналогичное предприятие строилось рядом с г.Ангарск, которое в последствии превратилось в долгострой. Все эти предприятия имели соответствующие правоустанавливающие документы, включая утвержденное ТЭО (ТЭР) с РБО на выращивание форели.

В настоящее время Братский рыбоводный завод занимается разведением и выращиванием форели в садках, установленных в одноименном водохранилище [5]. Обоснование на проведение этих работ в свое время было дано по компетенции Востсибрыбцентром и одобрено Байкалрыбводом, который в течение нескольких лет принимал акты выполненных работ по зарыблению Братского водохранилища радужной форелью.

Таким образом, даже не вдаваясь в детали об особенностях биологии этой искусственно созданной породы рыб, можно апеллировать к работам выдающихся ученых и научно-исследовательских организаций биологического профиля, чтобы сделать заключение об отсутствии «экологической опасности» от культивирования «чуждого» для Ангары объекта аквакультуры. На практике, за многолетний период вселения форели в Ангару, не отмечено случаев её вылова в большом количестве. Это подтверждают данные статистической отчетности промысловой деятельности в регионе Байкалрыбвода и Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства. Ежегодный объем вылова указанного объекта по статотчетам и данным контрольных ловов ихтиологической службы рыбоохраны составлял ноль (!) килограммов.

Что касается правовой стороны вопроса, то, в случае запрета органами власти рыбоводной деятельности в водоемах Байкальского бассейна, корректность ссылки на правила рыболовства, порядок акклиматизации водных биоресурсов, правила предоставления рыбопромысловых участков, а также согласования хозяйственной деятельности на рыбохозяйственных водных объектах, и прочие упомянутые в СМИ по затронутой проблеме нормативные акты, подвергается сомнению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» [6] (далее – Закон о рыболовстве) перечень рыбопромысловых участков, включающих в себя акватории внутренних вод Российской Федерации, утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Правилами организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 136 [7], установлен исчерпывающий список заявочных материалов, необходимых для участия в указанном конкурсе. Организатор конкурса не вправе требовать от заявителя документы, не предусмотренные пунктами 27 и 28 указанных Правил (п. 29 Правил). При этом перечисленные пункты не содержат рыбоводно-биологического обоснования (РБО) деятельности заявителя.

По соблюдению рыбоводами требований Правил рыболовства для Байкальского рыбохозяйственного бассейна (далее – Правила рыболовства) и Порядка осуществления мероприятий по акклиматизации водных биологических ресурсов (далее – Порядок акклиматизации), утвержденных приказами Росрыболовства от 07.04.2009 № 283 [8] и от 06.05.2010 № 433 [9], необходимо отметить следующее.

В данном случае речь идет о выращивании в садках искусственно созданных пород форели, т.е. о рыбоводстве, а не о добыче (вылове) водных биоресурсов, находящихся в состоянии естественной свободы (п. 1 ст. 1 Закона о рыболовстве) и тем более акклиматизации водных биоресурсов, предполагающей вселение водных биоресурсов ценных видов в водные объекты рыбохозяйственного значения и созданию их устойчивых популяций в водных объектах (часть 1 ст. 46 Закона о рыболовстве). В соответствии с п. 1 Правил рыболовства для Байкальского рыбохозяйственного бассейна данные правила регламентируют деятельность российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, осуществляющих рыболовство во внутренних водах Российской Федерации, а также иностранных граждан, осуществляющих любительское и спортивное рыболовство. На основании п. 2 формы примерного договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 136, «орган государственной власти предоставляет пользователю право на добычу (вылов) на рыбопромысловом участке водных биологических ресурсов, выращенных при осуществлении товарного рыбоводства, а также изымаемых для разведения в целях товарного рыбоводства.». При этом на основании п. 7 Правил рыболовства при осуществлении рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов «запретные для добычи (вылова) водных биоресурсов районы добычи (вылова), сроки (периоды) добычи (вылова), орудия и способы добычи (вылова), видовой, половой и размерный состав уловов Правилами рыболовства не устанавливаются».

В связи с этим, ограничения, предусмотренные для соответствующих видов деятельности Правилами рыболовства и Порядком акклиматизации не могут обременять деятельность по разведению одомашненных форм и пород рыб, а также являться основанием для отказа включения заявленной акватории р.Ангара в Перечень рыбопромысловых участков, предоставляемых для осуществления товарного рыбоводства.

Обоснование рыбоводной деятельности (включая РБО) представляется хозяйствующим субъектом в органы рыбоохраны в случае необходимости размещения гидротехнических и иных искусственных сооружений на предоставленном рыбопромысловом участке в соответствии с Правилами согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 № 569 [10].

Существенные ограничения на акклиматизацию и культивирование не свойственных для экосистемы Байкала гидробионтов возлагает Федеральный закон от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (далее – Закон о Байкале) [11]. Однако уровень этого обременения напрямую зависит от категории экологической зоны Байкальской природной территории (БПТ), установленной в определенных границах распоряжением Правительства РФ от 27.11.2006 № 1641-р [12] на основании ст. 3 Закона о Байкале.

Если в центральной экологической зоне БПТ, в которую входит само озеро и его водоохранная зона, запрещено разведение форели и прочих чуждых для местной ихтиофауны объектов, то в буферной зоне (преимущественно Забайкальский край и южная часть Республики Бурятия), а тем более в зоне атмосферного влияния (к которой относятся центральные и северные районы Иркутской области, включая вышеуказанную спорную территорию водного бассейна р.Ангары) указанная деятельность не ограничена.

С учетом изложенного, не цитируя иных авторов [13, 14], показавших в своих работах экономические и организационно-управленческие причины упадка рыбоводной отрасли в прибайкальских регионах, можно сделать следующие выводы:

- в настоящее время нет каких-либо серьезных научно-обоснованных заключений о необходимости ограничения или запрета рыбоводной деятельности в водоемах Байкальского бассейна. Напротив, существуют многочисленные рекомендации ученых об эффективности проведения в этом регионе рыбоводных работ;

- действующее природоохранное и рыбохозяйственное (направленное в большей степени на регулирование рыболовства) законодательство не может являться препятствием для развития аквакультуры в прибайкальских регионах. В противном случае (если проводить аналогию со спортом), это все равно, что играть в футбол по правилам баскетбола, где и в первом и втором случае игроки имеют дело с мячом, но никому даже в голову не приходит обобщать их по этой причине. В рыболовстве и рыбоводстве хозяйствующие субъекты также имеют дело с рыбой, но правила регулирования этих видов деятельности разные по вполне понятным причинам;

- создание и введение в эксплуатацию дополнительных рыбоводных мощностей в указанном регионе, таких как форелеводческое хозяйство на р.Ангара, способствует реализации отраслевых программ [15, 16, 17], принятых администрациями соответствующих прибайкальских субъектов Российской Федерации в целях поддержки рыбохозяйственного и агропромышленного комплексов.

Литература:

1. Захарова А. Опасного хищника разводят в Ангаре.// НТС. Новости Сибири. 11.08.2010. URL: http://nts-tv.ru/?q=node/28461(дата обращения: 20.08.10).

2. Соколов А. Чешуя вопроса// Журнал «Копейка». № 35, 08.09.2010. URL: http://pressa.irk.ru/kopeika/2010/35/006001.html (дата обращения: 18.09.10).

3. Рыбы и рыбное хозяйство в бассейне озера Байкал// Сборник научных статей под ред.М.М.Кожова и К.И.Мишарина, Иркутск, 1958. - 756 с.

4. Указания о порядке рассмотрения и согласования органами рыбоохраны намечаемых решений и проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (ОНД I-86), утвержденные приказом Минрыбхоза СССР от 22.09.1986// Рыбоохрана: Сборник нормативных актов под ред. В.М.Каменцева, М:Юр.лит.,1988.– 616 с.

5. Васнева О. В Братском водохранилище восстанавливают ценные породы рыб// Региональный портал новостей Бабр.ру. 20.03.2008. URL: http://news. babr.ru/?IDE=44268 (дата обращения: 22.08.10).

6. Собрание законодательства РФ, 27.12.2004, № 52 (часть 1), ст. 5270.

7. Собрание законодательства РФ, 02.03.2009, № 9, ст. 1105.

8. Российская газета, № 92, 22.05.2009.

9. Российская газета, № 141, 30.06.2010.

10. Собрание законодательства РФ, 04.08.2008, № 31, ст. 3740.

11.Собрание законодательства РФ, 03.05.1999, № 18, ст. 2220.

12. Собрание законодательства РФ, 04.12.2006, № 49 (2 ч.), ст. 5256.

13. Ушачев И.Г., Кенинкстул В.И., Седнев В.Ф., Костантинович В.А., Микляева В.Н. Совершенствование системы управления агропромышленным комплексом Российской Федерации/ Тула: Гриф и К, 2008. – 418 с.

14. Кенинкстул В.И., Некрасова А.В., Еремеева В.И., Костантинович В.А., Кузнецова Л.А. Управление товарным рыбоводством (аквакультурой) в России и тенденции его развития в регионах России. – М.: ВНИИЭСХ, 2010. – 54 с.

15. Областная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и поддержка развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Иркутской области на 2009-2012 годы», утвержденная постановлением ЗСК ИО от 22.11.2008 № 3/65-ЗС// Региональное законодательство. 18.03.2009. URL: http://www.regionz.ru/index.php?ds=719996 (дата обращения: 20.08.10).

16. Республиканская целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Бурятия на 2010 год», утвержденная постановлением Правительства РБ от 11.12.2009 № 461// Региональное законодательство. 24.02.2009. URL: http://www.regionz.ru/index.php?ds=484405 (дата обращения: 22.08.10).

17. Долгосрочная целевая программа «Поддержка и развитие агропромышленного комплекса Забайкальского края (2010-2012 годы)», утвержденная постановлением Правительства ЗК от 18.08.2009 № 322// Региональное законодательство. 17.04.2009. URL: http://www.regionz.ru/index.php?ds=344286 (дата обращения: 21.08.10).


Основные термины (генерируются автоматически): Правило рыболовства, товарное рыбоводство, Байкал, Российская Федерация, вылов, выращивание форели, постановление Правительства РФ, рыбоводная деятельность, рыбопромысловый участок, Иркутская область.

Похожие статьи

Вклад вида экономической деятельности «рыболовство...»

Доля «Рыболовства, Рыбоводства» вотраслевой структуре валовой добавленной стоимости субъектов Российской Федерации за 2008–2014г.

Иркутская область, Кемеровская область

Рыбохозяйственный комплекс Калининградской области...

рыбная продукция, Российская Федерация, рыбохозяйственный комплекс, Россия, тонна

Итоги деятельности рыбной отрасли в Калининградской области за январь - октябрь 2012 года.

Ключевые слова. Проблемы рыбопромыслового флота России и их решения.

Планирование предприятия по выращиванию рыбы лососевых...

Объем продукции товарного рыбоводства в 2020 году предполагается довести до 33,6 тыс. тонн.

Основные термины (генерируются автоматически): Калужская область, федеральный бюджет, Российская Федерация, проект

Правила оформления статей. Оплата и скидки.

Анализ рисков инвестирования в земельный участок...

Правительства РФ, вылов, рыбоводная деятельность, рыбопромысловый участок, Иркутская область. Эколого-экономическая оценка негативного воздействия...

Предупреждение незаконной добычи водных биоресурсов...

Отсутствует необходимая нормативная правовая база для закрепления рыбопромысловых участков за пользователями на конкурсной основе, а также типовые правила рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.

Развитие рыбной отрасли на территории опережающего развития...

Территории опережающего развития предусматривают особые условия для рыболовства и рыбоводства в Приморском крае.

правительство РФ, Российская Федерация, опережающее социально-экономическое развитие, территория, муниципальное образование...

Российский и зарубежный опыт управления промышленным...

Указом Президента РФ Комитет Российской Федерации по рыболовству переименован в Государственный Комитет РФ по рыболовству.

Вклад вида экономической деятельности «рыболовство...» Доля «Рыболовства, Рыбоводства» вотраслевой структуре валовой...

Уголовная ответственность за незаконную добычу (вылов) водных...

Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и

41, 42, 46 Правил рыболовства для Восточно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна, утв.

Приговором Икрянинского районного суда Астраханской области № 1–79/2017 от 23 июня 2017...

Научное обоснование и практическая реализация пресноводного...

Для Удмуртской Республики, которая расположена вдали от рыбопромысловых бассейнов

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 года № 559-р [Электронный ресурс].

Как издать спецвыпуск? Правила оформления статей. Оплата и скидки.

Похожие статьи

Вклад вида экономической деятельности «рыболовство...»

Доля «Рыболовства, Рыбоводства» вотраслевой структуре валовой добавленной стоимости субъектов Российской Федерации за 2008–2014г.

Иркутская область, Кемеровская область

Рыбохозяйственный комплекс Калининградской области...

рыбная продукция, Российская Федерация, рыбохозяйственный комплекс, Россия, тонна

Итоги деятельности рыбной отрасли в Калининградской области за январь - октябрь 2012 года.

Ключевые слова. Проблемы рыбопромыслового флота России и их решения.

Планирование предприятия по выращиванию рыбы лососевых...

Объем продукции товарного рыбоводства в 2020 году предполагается довести до 33,6 тыс. тонн.

Основные термины (генерируются автоматически): Калужская область, федеральный бюджет, Российская Федерация, проект

Правила оформления статей. Оплата и скидки.

Анализ рисков инвестирования в земельный участок...

Правительства РФ, вылов, рыбоводная деятельность, рыбопромысловый участок, Иркутская область. Эколого-экономическая оценка негативного воздействия...

Предупреждение незаконной добычи водных биоресурсов...

Отсутствует необходимая нормативная правовая база для закрепления рыбопромысловых участков за пользователями на конкурсной основе, а также типовые правила рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.

Развитие рыбной отрасли на территории опережающего развития...

Территории опережающего развития предусматривают особые условия для рыболовства и рыбоводства в Приморском крае.

правительство РФ, Российская Федерация, опережающее социально-экономическое развитие, территория, муниципальное образование...

Российский и зарубежный опыт управления промышленным...

Указом Президента РФ Комитет Российской Федерации по рыболовству переименован в Государственный Комитет РФ по рыболовству.

Вклад вида экономической деятельности «рыболовство...» Доля «Рыболовства, Рыбоводства» вотраслевой структуре валовой...

Уголовная ответственность за незаконную добычу (вылов) водных...

Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и

41, 42, 46 Правил рыболовства для Восточно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна, утв.

Приговором Икрянинского районного суда Астраханской области № 1–79/2017 от 23 июня 2017...

Научное обоснование и практическая реализация пресноводного...

Для Удмуртской Республики, которая расположена вдали от рыбопромысловых бассейнов

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 года № 559-р [Электронный ресурс].

Как издать спецвыпуск? Правила оформления статей. Оплата и скидки.