Библиографическое описание:

Евстратова Е. Н. Права-обязанности родителей [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 147-149.

Для современной жизни характерно переплетение разнообразных интересов, потребностей людей, соответственно, и различное их отношение к общественным явлениям, в том числе и к юридической действительности. Одни сознательно выполняют предписания правовых норм и законов, другие же – допускают отступление от них. Иными словами, у людей неодинаковое понимание и отношение к юридической действительности, то есть у них разное правовое сознание.

Формирование правового сознания человека начинается с самого раннего возраста родителями. Семья играет важную роль в воспитании детей. Родителей издавна считают первыми воспитателями. Именно родители прививают своим детям те главные человеческие ценности, без которых невозможно существование какого-либо цивилизованного общества – справедливость, доброта, сострадание и др.

Институт прав и обязанностей родителей регулируется Конвенцией ООН о правах ребенка 1989 г., Семейным Кодексом Российской Федерации (СК РФ), Федеральным законом РФ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и другими законами.

Согласно п. 1 ст. 63 СК РФ родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих детей [4]. Главным СК РФ признает заботу родителей о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей. А каким образом осуществлять эту заботу — решают сами родители. Родителям предоставляется свобода выбора средств и методов воспитания своего ребенка с соблюдением ограничений, предусмотренных п. 1 ст. 65 СК РФ, а именно: родители не вправе причинять вред физическому или психическому развитию ребенка, его нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию ребенка.

Неотъемлемой составляющей процесса воспитания ребенка и формирования его как всесторонне развитой личности является образование. В соответствии с п. 4 ст. 43 Конституции РФ родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования [2].

В п. 2 ст. 63 СК РФ подтверждается конституционная норма об обязанности родителей обеспечить получение детьми основного общего образования.

Непосредственно права и обязанности родителей в сфере образования несовершеннолетних детей определены ст. 52 Закона РФ «Об образовании» [6] и включают в себя выбор формы обучения; выбор образовательных учреждений; защиту законных прав и интересов ребенка; участие в управлении образовательным учреждением; выполнение устава образовательного учреждения.

Согласно ст. 18 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка [1].
В соответствии с законодательством РФ за нарушение родителями своих обязанностей установлена семейная, административная и уголовная ответственность.
Семейное законодательство РФ устанавливает ответственность в виде лишения родительских прав (ст. 69 СК РФ) или их ограничения (ст. 73 СК РФ).
Согласно ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 руб. [3].
Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, совершенное родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, согласно п. 3 ст. 6.10 КоАП РФ наказывается наложением административного штрафа в размере от 1500 до 2000 руб.
Уголовная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, в отличие от административной ответственности наступает, если названные деяния соединены с жестоким обращением с несовершеннолетним, согласно ст. 156 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) наказываются штрафом в размере до 40000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет [5].
Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом, совершенное родителем, педагогом либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, - наказывается лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (п. 2 ст. 150 УК РФ).
Вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством или попрошайничеством, совершенное родителем, педагогом либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (п. 2 ст. 151 УК РФ).

В настоящее время в России наблюдается кризис института семьи: ослаб ее воспитательный потенциал, разрушаются нравственные устои, увеличивается число детей, пострадавших от жестокости родителей, психологического, физического и сексуального насилия.

Огромное количество детей, живущих в неблагополучных семьях, пополняют ряды безнадзорных и беспризорных. Согласно докладу Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации от 2007 года в различных интернатных учреждениях РФ проживает около 200 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно в интернатные учреждения поступает не менее 100 тысяч детей, многие из которых оказались "социальными сиротами" при живых родителях [7].

Невыполнение родителями своих прав-обязанностей в отношении детей влечет совершение последними правовых нарушений. По результатам работы Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Калужской области за первое полугодие 2006 года в ходе рейдов, операций, постоянной отработки участков органами внутренних дел было выявлено и поставлено на учет 980 подростков-правонарушителей и 178 родителей, не занимающихся воспитанием детей и своим антиобщественным поведением способствующих совершению ими преступлений [8].

За нарушение административного законодательства за тот же период составлено 1588 протоколов на несовершеннолетних.

На родителей (законных представителей) за совершение их детьми правонарушений, употребление наркотических средств, доведение подростков до состояния опьянения оформлено 1780 материалов. На иных взрослых лиц за правонарушения, связанные с детьми, составлено 459 протоколов.

Причины подростковой преступности различны, в том числе несовершенство законодательства, отсутствие воспитательной работы со стороны родителей и школы, недостаточный контроль за неблагополучными семьями со стороны органов опеки и попечительства, отсутствие общедоступных спортивных секций, различных кружков и т.д.

Единственным способом правового реагирования со стороны государства на неблагополучную ситуацию в семье является изъятие из нее ребенка. Но это не решает возникающие проблемы, а только их усугубляет. Как показывает статистика, случаи восстановления родителей в их правах и отмены ограничения родительских прав единичны либо вообще сведены к нулю. Основной задачей государства в этой сфере должно являться сокращение притока детей в интернатные учреждения, поэтому участие государства не должно просто сводиться к банальному привлечению родителей к ответственности.

Защитой прав несовершеннолетних в Российской Федерации занимается целый ряд структур, в том числе органы опеки и попечительства. Одним из приоритетов в деятельности органов опеки и попечительства является обеспечение права ребенка на семью и это не только устройство детей, оставшихся без родительского попечения, но и участие в профилактической и реабилитационной работе с неблагополучными семьями.

Органам опеки и попечительства необходимо более активно участвовать в выявлении и коррекции проблем на ранней стадии семейного неблагополучия, чтобы сохранить для ребенка его родную семью. Для этого необходимо разработать систему мер воспитательной и восстановительной социальной работы с нерадивыми родителями; публиковать в СМИ материалы, направленные на повышение внимания общества к проблемам несовершеннолетних; выявлять причины пребывания семьи в сложной жизненной ситуации и в случае необходимости оказать реальную материальную поддержку родителям.

Во взаимодействии с общеобразовательными учреждениями органам опеки и попечительства необходимо усилить контроль за выявлением детей школьного возраста, не посещающих общеобразовательные учреждения.


Литература:

1. Конвенцией ООН о правах ребенка 1989 г. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml.

2. Конституция Российской Федерации. "Российская газета", № 7, 21.01.2009.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 07.02.2011). "Российская газета", № 256, 31.12.2001.
4. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 23.12.2010). "Российская газета", N 17, 27.01.1996.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 07.03.2011). "Российская газета", № 113, 18.06.1996, № 114, 19.06.1996, № 115, 20.06.1996, № 118, 25.06.1996.

6. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ред. от 02.02.2011). "Российская газета", № 172, 31.07.1992.

7. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2007 г. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.ombudsman.kaluga.ru/

8. Результаты Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Калужской области 25.07.06г. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.ombudsman.kaluga.ru/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle