Библиографическое описание:

Хевролина С. В. Проблемы экономической эффективности организации труда осужденных к лишению свободы на предприятиях различных организационно-правовых форм, расположенных вне территории исправительного учреждения [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 202-204.

Работа избавляет нас от трех великих зол:

скуки, порока и нужды

Вольтер.

Труд – это жизненная необходимость в любом обществе, что является главным условием существования и успешного развития человека. Для лиц, осужденных к лишению свободы, труд, кроме того, является и обязанностью.

Проблема привлечения осужденных к труду уже не одно десятилетие является объектом пристального внимания ученых и практиков [4, с. 27]. Трудовая занятость осужденных является мерой исправительного воздействия и в то же время имеет направленность на профилактику и снижение уровня рецидивной преступности, позволяет осужденным получить рабочие профессии и специальности, тем самым обеспечить источник постоянного дохода, в том числе и после освобождения.

Труд в местах лишения свободы может иметь воспитательное воздействие только при его правильной организации. Очевидно, что эффективная трудовая деятельность на конкурентоспособном предприятии ведет к соответствующему уровню благосостояния осужденного, что, в свою очередь, повысит возможности компенсации по исполнительным листам причиненного ими материального и морального ущерба потерпевшим от преступлений, а также будет стимулом осужденных к ресоциализации через труд [3], повышения производительности труда. Трудовая адаптация осужденных должна быть ориентирована на востребованные за пределами мест лишения свободы специальности. Нельзя ставить крест на людях, которые находятся в местах лишения свободы. Обеспечение прав граждан, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, содействие им в получении образования, трудовой занятости позволят создать предпосылки для адаптации граждан к жизни в обществе после их освобождения, снизить возможность повторного совершения ими преступлений, окажут благотворное влияние на экономическое, демографическое и духовно-нравственное развитие населения в целом.

Принцип обязательности труда означает, что каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительного учреждения [9]. Для обеспечения осужденных работой в исправительных учреждениях организуется собственное производство либо они используются для работы на иных предприятиях [8].

В рамках данной статьи будет рассмотрена проблема экономической эффективности организации труда осужденных на предприятиях различных организационно-правовых форм, расположенных вне территории исправительного учреждения.

На наш взгляд, такие проблемы, как улучшение условий содержания осужденных, создание дополнительных рабочих мест, можно решить путем взаимодействия исправительных учреждений с предприятиями различных организационно-правовых форм.

Однако в настоящее время редкий работодатель открывает двери для бывших осужденных, равно как и лиц, находящихся в местах лишения свободы. И, хотя практически все они могут и хотят работать, предприниматели не спешат заключать с ними трудовые договоры. Для многих работодателей граждане ближнего и дальнего зарубежья привлекательнее, чем их же соотечественники, имеющие в документах отметку о пребывании в местах не столь отдаленных. По многим показателям трудовые мигранты и осужденные очень похожи: та же низкая квалификация либо полное ее отсутствие, то же положение "вне общества", и огромное стремление найти работу [10]. Однако на наш взгляд, необходимо соблюдать принцип приоритетности национальных трудовых ресурсов на рынке труда.

Очевидно, что в Российской Федерации не отлажен механизм, по которому можно было бы эффективно для собственного производства взять на работу лицо, осужденное к лишению свободы, нет льгот работодателям, которые все­-таки рискнут и возьмут на работу осужденного.

Для привлечения субъектов частного предпринимательства к сотрудничеству с предприятиями уголовно-исполнительной системы необходимо предоставлять налоговые льготы для организаций различных форм собственности.

В связи с этим предлагаем внести изменения в уголовно-исполнительное и налоговое законодательство Российской Федерации. В частности, часть 1 статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации дополнить абзацем 2 следующего содержания: «Налогообложение предприятий, организаций любых организационно правовых форм, предоставляющих рабочие места лицам, осужденным к лишению свободы, регулируется согласно налоговому законодательству».

Соответственно часть 1 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации нужно дополнить абзацем 2 следующего содержания: «Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, если они предоставляют рабочие места лицам, осужденным к лишению свободы, в установленном абзацем 3 части 1 настоящей статьи порядке».

Абзац 3 части 1 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо дополнить следующим положением: «Численность лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых в качестве работников в организициях любых организационно-правовых форм, не входящих в уголовно-исполнительную систему, или у индивидуальных предпринимателей, за налоговый период составляет не менее пятидесяти процентов от общего числа работников и расходы по оплате труда осужденных к лишению свободы за налоговый период составляют не менее пятидесяти двух процентов от общих расходов по оплате труда».

В связи с вышеизложенным изменения нужны еще и в части формы уведомления, утвержденнной Министерством финансов РФ, об использовании права на освобождение. А часть 6 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации, которая предусматривает перечень документов, подтверждающих право на освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость, нужно дополнить следующим положением: «Документами, подтверждающими право на освобождение в связи с абзадцем 2 части 1 статьи 145 настоящего кодекса, являются договоры (контракты), заключаемые между руководством учреждений, исполняющих наказания, и организациями (предприятиями) в порядке, предусмотренном абзадцем 3 части 1 статьи 145 настоящего кодекса».

Также, на наш взгляд, целесообразно освободить предприятия различных форм собственности от уплаты регионального налога на имущество организаций в отношении имущества, используемого в целях расширения действующих или создания новых производств с участием труда осужденных.

С 1 января 2011 года по пути реализации взаимодействия уголовно-исполнительной системы с предприятиями различных организационно-правовых форм пошло законодательство ХМАО – Югры. Исчисленная сумма налога на прибыль организаций уменьшается на 50 процентов в отношении прибыли, полученной в результате расширения или создания новых производств с участием труда осужденных [6].

Льготный режим налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей позволит организовать экономически эффективный труд среди осужденых, предоставить им новые рабочие места. В свою очередь, организациям труд осужденных поможет сэкономить на налогах.

Для учреждений уголовно-исполнительной системы помимо привлечения всех осужденных к эффективному труду в этой связи есть еще одна заинтересованность.

В случае если в конкретном уголовно-исполнительном учреждении на собственном производстве трудоустроены не все осужденные к лишению свободы, то заинтересованность этого учреждения следующая. Согласно части 2 статьи 105 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда. С 1 января 2009 года минимальный размер оплаты труда установлен в размере 4330 рублей [7]. Следовательно, средняя заработная плата одного осужденного составит 4330 рублей. Согласно части 1 ст. 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию.

Сложившаяся за II полугодие 2010 года стоимость питания одного осужденного в месяц составила примерно 1352 рубля [2]. Соответственно только за питание с каждого осужденного в течение года будет удержано около 1352 руб. * 12 мес. = 16 224 рублей.

При условии, что на предприятиях различных организационно-правовых форм дополнительно будет трудоустроено, к примеру, 50 осужденных и часть стоимости питания будет компенсироваться за счет заработной платы осужденных к лишению свободы, то за год расходы на осужденных снизятся как минимум на сумму 16 224 руб. х 50 чел. = 811 200 рублей.

В случае если в уголовно-исполнительном учреждении трудоустроены все лица, осужденные к лишению свободы, то трудоустройство осужденных на предприятиях различных организационно-правовых форм вне учреждений уголовно-исполнительной системы позволит сэкономить на оплате труда спецконтингента. Предположим, 50 осужденных к лишению свободы трудоустроены на каком-либо предприятии. Значит, исправительное учреждение за год сэкономит следующую сумму: 4330 руб. x 50 чел. х 12 месяцев = 2 598 000 рублей.

Как показывает практика, предприятия исправительных учреждений работают в условиях недофинансирования, отсутствия материально-технических ресурсов и собственных оборотных стредств. Задолженность предприятий измеряется миллионами рублей [1, c. 33]. Снижение расходов на осужденных к лишению свободы позволит уголовно-исполнительному учреждению увеличить (пусть и ненамного) собственные активы для погашения кредиторской задолженности. Поэтому от организации трудовой деятельности осужденных в какой-то мере зависит материальное положение учреждения в целом.

Между тем очевидно, что общественно полезный труд в местах лишения свободы выступает едва ли не единственным инструментом, посредством которого государство через систему подоходного налогообложения занятых на производстве, а также налогообложения прибыли, полученной от производственной деятельности исправительных учреждений, способно хотя бы частично компенсировать собственные расходы на содержание уголовно-исполнительной системы [5, c. 24].


Литература:

  1. Губенко А.В.Особенности правового регулирования труда осужденных к лишению свободы: дисс. … канд. юрид. наук: 12.00.05 / А.В. Губенко. – Челябинск, 2004. – 33 с.

  2. Итоги деятельности УФСИН России по Воронежской области за 2010 год [Электронный ресурс] // УФСИН по Воронежской области – [сайт]. – URL: http://www.ufsin-vo.ru/nvsti.html (дата обращения: 20.02.2011)

  3. Мусаелян М.Ф. Об обеспечении законности и соблюдении прав человека в уголовно-исполнительной системе / М.Ф. Мусаелян // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2010. - N 4. - С. 19.

  4. Мухтабаева Р.К. Проблемы организации труда в исправительных учреждениях / Р.К. Мухтабаева // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2010. - N 4. - С. 27.

  5. Погудин О.А. Некоторые аспекты социально-экономической деятельности уголовно-исполнительной системы в условиях реформирования ее государственных унитарных предприятий / О.А. Погудин, С.Г. Давыдова // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2008. - № 2. – С. 25.

  6. П.11 ч.3 ст. 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О налоге на имущество организаций» от 29 ноября 2010 года N 190-оз // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. – 15.11.2010 – 30.11.2010. - № 11 (часть II). – Ст. 980.

  7. Ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008 № 91-ФЗ «О внесении изменения. в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»» // Доступ из справочно–правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 08.02.2011).

  8. Cт. 17 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 23.07.1993 № 5473-1: по состоянию на 3 ноября 2010 г. // Ведомости СНД и ВС РФ. - 19.08.1993. - N 33. - Ст. 1316.

  9. Ч. 1 ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ от 08.01.1997 N 1-ФЗ: по состоянию на 1 мая 2010 г. // Собрание законодательства РФ. – 13.01.1997. - N 2. - Ст. 198.

  10. [Электронный ресурс] // Российская газета [сайт]. - URL: http://www.rg.ru/2008/08/14/reg-sakhalin/tyrma.html (дата обращения 08.02.2011).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle