Библиографическое описание:

Абдулганеев Р. Р. Религиозный экстремизм и противодействие ему в Республике Татарстан [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 7-9.

Любая религия или верование также как и любое общество проходит определенные этапы своего развития и становления. Указанные процессы занимают не одно десятилетие, и даже столетие. Конечным итогом такого развития, в идеале, должно явиться формирование в первую очередь гуманных, толерантных и веротерпимых принципов во взаимоотношениях, как среди единоверцев, так и по отношению к приверженцам иных воззрений. Но как, ни странно, человечеству известны печальные примеры негативных перерождений религиозных верований, деление их на различные течения зачастую крайнего толка, пропагандирующих нетерпимость к инакомыслию и толерантности, противопоставлению себя по отношению к другим верованиям и религиозным течениям, толкающих своих адептов к совершению преступлений во имя чистоты веры или обосновывая необходимость их совершения «Волей Божьей».

Актуальными в этой связи представляются вопросы, связанные с возрастающей угрозой, которую в себе несут крайние религиозные воззрения, в том числе проявляющиеся и в экстремизме. По этому поводу Патриарх Русской Православной Церкви (РПЦ) Кирилл, справедливо отметил, что религиозный экстремизм представляет не только духовную, религиозную, но и общественную опасность[1]; любое преступление во имя религии есть преступление против религии [2].

Как справедливо отмечают многие авторы, исследователи проблемы религиозного экстремизма [3], одним из наиболее опасных, в социальном плане, проявлений экстремисткой деятельности, выступает именно религиозный экстремизм, его повышенная общественная опасность заключается в том, что в первую очередь он затрагивает духовные устои общества, наиболее ценные, значимые, а также наиболее уязвимые в нашей многоконфессиональной и многонациональной стране, своего рода религиозный экстремизм воздействует на одну из основ стабильности государства, оказывая влияние на религиозные представления отдельных социальных групп, тем самым создает напряженность (конфликт) среди приверженцев тех или иных религиозных воззрений, а самое важное, что такого рода воздействия могут послужить причиной религиозной нетерпимости и духовного расслоения общества.

В связи с этим значимым представляется мнение Н.П. Патрушева, который справедливо отмечает, что сегодня экстремизмом следует считать не только открытые выступления боевиков в горячих точках, но и потенциально опасные действия представителей различных религиозных конфессий [4]. С данной точкой зрения солидарен Ю.Я. Чайка, который считает, что в современных условиях расширение деятельности религиозных экстремистских организаций представляет реальную угрозу безопасности и территориальной целостности нашей страны [5].

Несмотря на наличие больших проблем связанных с проявлениями религиозного экстремизма в условиях современного российского общества, в Республике Татарстан благодаря продуманной социально-экономической и религиозно-культурной политике правительства был задан вектор на поступательное развитие данного региона и сдерживанию негативных проявлений религиозного толка, имеющих место быть за ее пределами.

Жители Республики Татарстан всегда отличались своей толерантностью по отношению к представителям других национальностей, верований и культур. Это и не странно, ведь на территории Республики Татарстан проживают представители более ста семи национальностей, [6]а в государственном реестре Республики Татарстан по данным на период 2010 года Управлением Министерства юстиции РФ по РТ зарегистрировано более 1440 религиозных организаций, в том числе: мусульманских - 1087; православных - 262; иудейских – 3; российская православная автономная церковь- 1; истинно-православных церквей – 4; старообрядческих - 2; римско-католических – 2; евангельских христиан – 29; евангельских христиан баптистов – 5; христиан веры евангельской – пятидесятники - 16; адвентистов седьмого дня – 11; лютеране -5; новоапостольская церковь - 1; свидетелей Иеговы – 5; церковь последнего завета (виссарионовцы) - 1; Сознание Кришны- 2; Веры Бахаи - 1; буддизм - 1; церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны)- 1; ахмадийя - 1.

При таком большом многообразии религиозных воззрений крайности в них представляют одну из первоочередных угроз социальной стабильности и экономическому развитию республики. Но, к сожалению, проявления религиозного экстремизма теперь нередко встречаются и на территории Татарстана, где по данным МВД по Республики Татарстан [7], существуют и активно осуществляют свою деятельность религиозные течения крайнего толка, такие как: «Универсальная церковь Муна», «Международный фонд помощи и дружбы», «Фонд Новой Святой Руси», «Христиане мира за единство и социальные действия», «Богородичный Центр», «Таблиг», «Ат-такфир уа-аль-хиджра», «Милли Меджлис», «Хизбут Тахрир аль-Исламия», «Нурджулар» и др. В связи с эти еще в 1999 году С.В. Степашин справедливо отметил, что сегодня все мы становимся свидетелями все большего распространения чуждых российским духовным идеалам и привычным нормам поведения культов, моральных и нравственных ориентиров - алчности, насилия и жестокости. Усиливается правовой нигилизм. Разрастаются этнические и религиозные конфликты, различные проявления религиозного экстремизма.[8] О наличие данных негативных социальных явлений в нашей республике указывает также и исполняющий обязанности муфтия Татарстана И.Фаизов, который утверждает, что отрицать проникновение религиозного экстремизма в республику уже нельзя.[9]

В целом в Российской Федерации решение вопросов связанных с религиозным экстремизмом стоит очень остро. Так, в ходе выявления общественного мнения респондентам было предложено ответить на вопрос: «Как за последние 5 лет изменилась ситуация связанная с вопросами религиозного экстремизма?», на что были получены следующие результаты: 29% опрошенных ответили, что ситуация «осталась без изменений», а 45% респондентов считают, что «ситуация ухудшилась»! [10]

В Республике Татарстан по данным МВД по РТ наиболее активно себя проявляют религиозные экстремистские организации прикрывающиеся идеями ислама, так за период с 2007 по I-е полугодие 2010 года было возбуждено одиннадцать уголовных дел в отношении представителей религиозных экстремистских организаций. Кроме того, в указанном периоде приняты решения по 4 уголовным делам, возбужденным ранее (до 2007 года): 2 - в отношении 21 участника незаконных религиозных организаций: «Исламский Джамаат» и «Рыбно-Слободский Джамаат»; 1 - в отношении 12 участников запрещенной на территории России международной религиозной экстремистской организации «Хизбут Тахрир аль-Исламия»[11].

К тому же, за 2009 и 2010 годы прокуратурой Республики Татарстан вынесено 1 представление и 118 прокурорских предостережений в отношении деятельности организаций экстремистской направленности, среди которых в отношении представителей религиозных экстремистских организаций таких как: «Ат-такфир уа-аль-хиджра»-14; «Таблиг»-34; «Поместная Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня» -1; «Милли Меджлис» - 2; «Аль ас-Сунна» - 1; «Свидетелей Иеговы» - 1; «Хизбут Тахрир аль-Исламия»-4. Кроме того в 2009-2010 гг. по материалам собранным Центром по противодействию экстремизму (ЦПЭ) МВД по РТ к административной ответственности за правонарушения связанные с экстремистской деятельностью, в том числе и с религиозным экстремизмом, привлечено 28 физических и 1 юридическое лицо[12].

На наш взгляд, такая негативная динамика распространения религиозного экстремизма в Татарстане свидетельствует о необходимости выработки новых действенных механизмов в вопросах противодействия проявлениям религиозного экстремизма, что в современных условиях представляется одной из первоочередных задач стоящих перед многонациональной и многоконфессиональной республикой.

Действующее законодательство в целом позволяет правоохранительным органам Республики Татарстан осуществлять противодействие проявлениям религиозного экстремизма и его профилактику. Однако это не решает наличие самой проблемы религиозного экстремизма, мы считаем, что для этого необходимо, проведение комплекса организационных мероприятий направленной на взаимодействие всех институтов общества и государства в Татарстане.

В Республике Татарстан с 2009 года осуществляется «Республиканская целевая программа по профилактике терроризма и экстремизма» рассчитанная на 2009-2011 годы.[13] Но в рамках данной программы до сих пор нет направления по предупреждению религиозного экстремизма.

Таким образом, с учетом вышеуказанных обстоятельств, считаем необходимым в рамках «Республиканской целевой программы по профилактике терроризма и экстремизма в Республике Татарстан» в разделе «Цели программы» указать «и предупреждение проявлений религиозного экстремизма в Республике Татарстан», а также создать при Управлении Президента Республики Татарстан по взаимодействию с религиозными объединениями рабочую комиссию по вопросам предупреждения религиозного экстремизма в Республике Татарстан. Таким образом, будет создана как правовая, так и организационная база противодействия данному негативному социальному явлению.

Основная деятельность данной комиссии будет заключаться во взаимодействии с религиозными организациями республики, таким образом, будет налажен тесный диалог между государственными, общественными (в частности с молодежными) и духовными учреждениями, осуществляющими свою деятельность в Татарстане. Все это позволит повысить значимость традиционных для Республики Татарстан духовных и социальных норм, их популяризацию в глазах населения, а также выработки у населения стойкого не принятия к идеям религиозного экстремизма.

Поэтому, на наш взгляд, одним из приоритетных направлений по противодействию экстремистской деятельности, сегодня является ограждение умов наших граждан от пагубных идей религиозного экстремизма. От того, кто выиграет «битву за умы и сердца» нынешнего поколения татарстанцев, во много будет зависеть будущее нашей республики и страны.


1 http://www.k-istine.ru/sects/sects_patriarh_kirill.htm

2 http://www.patriarchia.ru/db/text/26094.html

3 Дворникова О.А. Религия и закон: проблемы взаимодействия// Журнал российского права. 2009. №7; Муминов А. И. Религиозный экстремизм как угроза современному обществу: социально-философский анализ: дис. ... канд. философских наук. М., 2007; Пилявец В.В. Уголовно-правовые меры борьбы с преступлениями в сфере деятельности религиозных объединений. Калиниград, 2002; Пономаренков В.А. Введение в судебную (правовую) этнологию: Монография. Саратов, 2004; Скворцова Т.А. Религиозный экстремизм в контексте государственно-правового обеспечения национальной безопасности современной России: дис…канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону. 2004; Тамаев Р.С. Экстремизм и национальная безопасность, правовые проблемы. М., 2009; Яворский М.А. Причины и условия проявления религиозного экстремизма в современной России//Юридический мир. 2008. №11.

4 http://jurkom.ru/elisov/24-yekstremisty-v-nirvane.html

5 http://top.rbc.ru/politics/13/04/2009/294122.shtml

6http://ru.wikipedia.org/wiki/Татария

7 Далее МВД по РТ

8См.: Степашин С.В. Преступность в России как она есть// Российская Юстиция . М., 1999. №6. С. 27-29.

9 http://www.regnum.ru/news/society/1372865.html

10 Во всероссийских опросах ВЦИОМ опрашивались 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

11 Данные предоставлены Центром по противодействию экстремизму МВД по РТ

12 Материалы предоставлены Прокуратурой Республики Татарстан.

13 Постановление КМ РТ от 31 декабря 2008 г. №.956 «Об утверждении республиканской целевой программы по профилактике терроризма и экстремизма в Республике Татарстан на 2009-2011 годы».


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle