Библиографическое описание:

Дакашев М. Ж. Способы снижению уровня нарушений норм международного гуманитарного права в современных вооруженных конфликтах [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 172-174.



The article describes methods for reducing the level of violations of international humanitarian law in contemporary armed conflicts. The author gives his reasons and ways to solve this problem. Reduction of war crimes, is a peaceful means of saving people.

Keywords: international humanitarian law, armed conflict, war crimes, ways to reduce violations, investigations, the Geneva Convention.

Исторически международное право никогда не соответствовало реальности. Все прорывы в международном праве всегда происходили после трагических событий. Так и современное международное гуманитарное право, как, в целом, и международное право, стало не предтече, а результатом второй мировой войны.

Если бы Женевские конвенции (принятые в 1949 году) и дополнительные протокола к ним (1977 г.), являющиеся основным источником МГП и по сей день, были подписаны до второй мировой войны и соблюдены ее участниками, то людские потери сократились бы во много раз. Но, тем не менее, международное гуманитарное право является, безусловно, необходимой и важной частью публичного права, ее введение стало важнейшим шагом на пути к проявлению наибольшей гуманности к человеку в период вооруженных конфликтов.Соблюдение норм гуманитарного права позволило значительно снизить количество жертв, среди населения стран, участвовавших в вооруженных конфликтах, и является общественным признанием прав человека.

На сегодняшний день международное гуманитарное право стремительно развивается, однако военная наука развивается гораздо быстрее, а в связи с этим растет и число вооруженных конфликтов, и количество горячих точек на современной политической карте мира становится все больше с каждым годом.

Современные вооруженные конфликты характеризуются, совершенствованием средств и способов вооруженной борьбы, увеличением ее пространственного размаха и тяжести последствий, распространением на новые сферы. Разрушительные последствия войн, всегда поражало воображение людей.

Применение оружия приводит не только к поражению вооруженных сил противника, от него страдает и гражданское население. Грабежи, взятие и расстрел заложников, изнасилования, депортация населения, другие жестокие действия в отношении гражданского населения — все это неотъемлемая часть любых вооруженных конфликтов, происходящих во многих районах земного шара.

Однако стремительный научно-технический прогресс обусловил новый характер современных вооруженных конфликтов и дал возможность достижения военно-политических целей непрямыми, неконтактными действиями, что предопределяет особую опасность современных вооруженных конфликтов для народов и государств, международной стабильности и мира.

И в связи с этим, на мой взгляд, самым первым и лучшим способом, способствующим не просто снижению, а недопущению нарушений норм международного гуманитарного права в современных вооруженных конфликтах, могут стать исчерпывающие меры по предотвращению и мирному урегулированию противоречий на ранних стадиях возникновения и развития вооруженного конфликта. И в этом вопросе немаловажную роль должны играть ООН и Совет Безопасности ООН, не просто участвуя в переговорах сторон конфликта, а являясь непосредственным контроллером и направляющим мирных переговоров. И в этой связи нужно разработать действенный механизм, способствующий реализации резолюций Совета Безопасности ООН.

Войны и вооруженные конфликты, по своей сути всегда являлись как бы продолжением той политики, которое проводит государство или группа государств, насильственными средствами. Исторический опыт двух мировых войн и сотен региональных (локальных) конфликтов показал, что войны готовятся, как правило, заблаговременно. И эта подготовка охватывает, как собственно военную, так и политическую, экономическую, дипломатическую, идеологическую, морально-психологическую сферы. Таким образом, у конфликтующих государств, если все идет к тому, что урегулировать конфликт мирным путем не удается, почти всегда есть возможность, снизить, хотя бы, предполагаемый уровень тех нарушений норм международного гуманитарного права, которые может нести с собой вооруженный конфликт. И в этой связи, на мой взгляд, появляется второй способ снижения уровня нарушений международного гуманитарного права. Данный способ характеризуется тем, что государства должны, еще в мирное время, предпринять ряд мер, чтобы обеспечить выполнение обязательств по международному гуманитарному праву, в частности: как можно более широко ознакомить с текстами Женевских конвенций и Протоколов к ним, как военнослужащих, так и население в целом; ввести в действие уголовное законодательство, предусматривающее наказание за военные преступления; предотвратить неправомерное использование эмблем Красного креста и Красного полумесяца, защита которых предусматривается в Конвенциях и Протоколах к ним; осуществить меры, содействующие опознаванию, определению местонахождения и защите лиц и объектов, находящихся под покровительством Конвенций и Протоколов.

Пункт 1 статьи 1 всех женевских конвенции регламентирует, чтоВысокие Договаривающиеся Стороны обязуются при любых обстоятельствах соблюдать и заставлять соблюдать настоящие Конвенции [1]. Данная норма законодательно закрепляет обязанность противоборствующих сторон, предпринимать все необходимые меры, для полного соблюдения данных конвенции. Способами достижения данной цели является правовое просвещение населения в данных областях правовой мысли. Лишь ответственный подход конфликтующих сторон направленный для достижения данной цели, может привести повышению правового сознания вооруженных сил и граждан, что приведет к снижению уровня военных преступлений.

Переходя к следующему способу снижения уровня нарушений норм МГП, на мой взгляд, целесообразно привести пример настоящего вооруженного конфликта. в данном контексте будет рассмотрен Американо-Иракский вооруженный конфликт, причиной приведения данного вооруженного конфликта, является изобилие военных преступлений, как со стороны Натовских военных, так и со стороны Иракских повстанцев. Данная война оставила след одной из самых кровопролитных в современную эпоху бытия людей. Результатом данной военной компании стала не свобода, которая является основным посылом США в развязывании войн за природные ресурсы, а массовое уничтожение гражданского населения Ирака. Точное количество жертв мирных граждан Ирака нет, по исследованиям проведенных международными организациями самое крупное число названо фирмой Opinion Research Business в августе 2007 года. По её оценке, к этому времени жертвами войны стали от 733 158 до 1 446 063 мирных иракцев. В январе 2008 года эти цифры были скорректированы на основании дополнительных данных и составляли от 946 000 до 1 120 000 погибших. Методика оценки состояла в опросе 2414 случайно выбранных взрослых людей по всей стране о том, сколько погибших было в их семье (домохозяйстве). Выяснилось, что в 20,2 % семей есть погибшие, и их среднее число составляет 1,26 человека на такую семью. Эти данные были экстраполированы на всю страну на основе данных переписи населения 1997 года, согласно которой в Ираке насчитывалось 4,05 миллионов семей [2]. Данный вооруженный конфликт характеризуется изобилием военных преступлений, от неразграничения повстанцев и мирных граждан, вплоть до установления живых щитов.

Также не применялся в этом конфликте и режим интернирования гражданских лиц, предполагающий выполнение обеими сторонами прав и обязанностей, связанных с предоставлением временного жилья, права переписки, доступа к культурным ценностям и свободного вероисповедания. Таким образом, третий способ, который может снизить уровень нарушений норм международного гуманитарного права, на мой взгляд, состоит в том, что нужно эвакуировать мирное население из района боевых действий или проводить детальное разграничение мирного населения от комбатантов.

И наконец, необходимо, разработать более действенный механизм обеспечивающий неотвратимость ответственности государств и отдельных лиц за нарушение норм МГП. При этом, подразумевается, что должен стать наиболее самостоятельным Международный уголовный суд в Гааге, который в нынешних реалиях, просто инструмент в руках мировых держав, способный привлекать к ответственности, только лишь лидеров слаборазвитых стран Африканского континента, в то время, как большинство военных преступлений совершаются именно мировыми сверхдержавами, прикрываясь якобы «демократией», которую они особенно хотят нести странам Ближнего Востока.

Литература:

  1. http://www.redcross.ru/?pid=13 — электронный ресурс
  2. http//ru.wikipedia.org/wiki/Иракская_война — электронный ресурс

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle