Автор: Храмова Надежда Сергеевна

Рубрика: 14. Экологическое, земельное, лесное, водное и воздухоохранное право

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, декабрь 2016)

Библиографическое описание:

Храмова Н. С. Современные способы внедрения предприятиями экологически чистых технологий [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016.

Препринт статьи



В начале 2000-х годов Российская Федерация поставила перед собой задачу «поднятия» ВВП. Эта цель была решаема простейшим способом — торговлей сырьевыми ресурсами, однако этот выбор породил свои последствия что, в первую очередь, привело к разрушению наиболее технологичных обрабатывающих отраслей. В данный период политика развития страны ориентирована на восстановление данных наукоёмких отраслей. Одним из видом таких отраслей являются обрабатывающие. Эти отрасли занимают не малозначительную роль среди источников загрязнения окружающей среды. Рассматривая этот вопрос, будет уместным обратиться к статистике итак: Согласно данным государственного доклада Минприроды о состоянии окружающей среды РФ в 2014 году было осуществлено 17 451,9 тыс. тонн вредных выбросов, помимо этого с выбросами автотранспорта на каждого жителя нашей страны в 2014 году пришелся 221 кг загрязняющих веществ.

В последние несколько лет на государственном уровне Россия особое внимание уделяет проблемам развития промышленным отраслям и защите окружающей среды:

– 2013 год был объявлен годом охраны окружающей среды;

– в том же 2013 году был разработан проект федерального закона «О промышленной политике в Российской федерации», согласно которому одним из основных принципов промышленной политики в РФ является стимулирование субъектов промышленной деятельности к рациональному использованию материальных, финансовых, трудовых и природных ресурсов, внедрению ресурсосберегающих технологий. [1]

– В 2014 году на заседании Межведомственного совета по переходу на принципы наилучших доступных технологий (НДТ) было объявлено, что переход на эти технологии для совершенствования экологических показателей будет обязательным условием для получения льгот организациями и предприятиями в рамках закона «О промышленной политике в Российской федерации». [2]

Проводя анализ статистических данных о экологическом состоянии окружающей среды, которая непосредственно влияет на состояние здоровья людей, то можно сделать вывод, что внедрение мер, направленных на заботу об окружающей среде, является важной и значительной задачей.

Но следует заметить тот факт, что внедрение экологически чистых методик, так или иначе, требует немалых экономических затрат, что порождает необходимость побуждать предприятия и организации использовать современные технологии.

Внедрение НДТ позволяет не только улучшить экологическую ситуацию, но и позволяет самим предприятиям создавать энергоэффективные производственные мощности, а также одним из основных стимулов является ускоренная амортизация и льготы. Тем более, предполагается, что с 2019 года проектирование новых предприятий будет только на основе НДТ, а с 2020 года к предприятиям будут применяться разрешительные меры (комплексное экологическое разрешение): государство не позволит работать предприятию, если оно не будет соблюдать требования НДТ. [3]

Таким образом, стимул в виде ускоренной амортизации — это значительный плюс для всех предприятий, так как амортизационные отчисления в соответствии с Налоговым кодексом [2] относятся к расходам, которые значительно уменьшают налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль, что приводит к увеличению прибыли предприятия.

Льготы, а именно в сфере налогообложения, позволяют, прежде всего, развивать экологически чистое производство. Для предприятий и организаций данные льготы устанавливаются с учётом проведения природоохранных мероприятий. Согласно Налоговому кодексу, есть возможность предоставления инвестиционного налогового кредита с целью технического перевооружения производства, направленного на защиту окружающей среды. [2]

Согласно Постановлению Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается с предприятия за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы в поверхностные и подземные водные объекты, загрязнение почв, размещение отходов потребления и иные виды вредного воздействия.

Также, в целях реализации задач экономического регулирования охраны окружающей среды в Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» были внесены изменения.

Очевидно, что для обеспечения надлежащего выполнения требований природоохранного законодательства необходима эффективная система контроля, поэтому помимо осуществления государственно-экологического надзора предполагается переход от инспекции к отчётности, что позволяет перенести часть ответственности на субъект хозяйственной деятельности, минимизация административных функций с жёстким наказанием за предоставление недостоверных сведений. Соответствующие штрафные санкции также увеличены законом.

Так в статью 16.3 добавлен пункт о применении к ставкам платы стимулирующих коэффициентов в случае проведения предприятием мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению НДТ, который вступает в силу с 1 января 2020 года. Если сброс или выброс загрязняющих веществ произведён в пределах технологических нормативов, то плата не взимается если же идёт превышение установленных для предприятия нормативов сброса или выброса, то платежи взимаются в стократном размере.

В целом, технологическое нормирование на основе НДТ, в первую очередь, должно применяться для вновь создаваемых объектов электроэнергетики (электростанции, энергоблоки, отдельные агрегаты), а срок действия комплексных разрешений может быть равен проектному сроку эксплуатации объекта. А возможность изменения обязательных экологических требований к объекту должна быть предусмотрена лишь в случае изменения федерального законодательства.

Для уже существующих объектов и при их реконструкции принципы технологического нормирования на основе НДТ должны носить рекомендательный характер, т. е. нормативы воздействия на окружающую среду должны устанавливаться в соответствии с принципами санитарно-гигиенического нормирования, поэтому объекты, которые не соответствуют этим принципам должны в обязательном порядке выходить из процесса эксплуатации.

Для полноценного использования наилучших доступных технологий рекомендуется применить европейский опыт процедур нормализации различной сложности для крупных, средних и мелких предприятий и ограничения вредных воздействий, регулируемых государством. Индивидуальные разрешения целесообразны для крупных предприятий, а средние и мелкие предприятия должны соблюдать общие нормы без необходимости получения особых разрешений. Это позволит и государству, и пользователям технологий сконцентрировать свое внимание на действительно значимых экологических проблемах, упростить процедуру получения экологических разрешений за счет возможности применения принципа «одного окна».

Одним из главных помощников по руководству НДТ являются, безусловно, справочники, которые содержат полезные документами, дающие общую характеристику технологического уровня отраслей промышленности и информацию о наиболее прогрессивных применяемых технологиях всем заинтересованным сторонам общества. Справочники занимают главенствующую роль для согласования позиций промышленных предприятий и общества при оформлении комплексных природоохранных разрешений.

Таким образом, мировой опыт показывает, что внедрение принципа наилучших доступных технологий позволяет улучшить экологическую ситуацию, причём значительно. Например, обновить основные фонды, создать энергоэффективные и ресурсосберегающие производственные мощности, решить задачи импортозамещения и повышения конкурентоспособности промышленности и, конечно, увеличить количество высокопроизводительных рабочих мест. Достижение этих целей, безусловно, по силам нашей экономике, нашим компаниям, но переход на новый технологический уклад нужно осуществить в сжатые сроки.

Внедрение стимулирующих мер, как ускоренная амортизация оборудования, возможность получения государственной поддержки, возможность применения инвестиционного налогового кредита является значительным стимулом для внедрения наилучших доступных технологий. Помимо этого, в Российской Федерации остро стоит вопрос о снижении негативного воздействия промышленности на окружающую среду в связи с ужесточением требований природоохранного законодательства, особенно после принятия поправок в федеральный закон об охране окружающей среды, ориентированных на минимизацию экологического вреда. Они не должны «тормозить» деятельность существующих предприятий и препятствовать созданию новых мощностей. Одним из основных элементов в решении этой задачи являются принципы наилучших доступных технологий, которые выступают связующим звеном в реализации и промышленной, и экологической политики в нашей стране.

Использование НДТ — это значительный шаг для разрешения многих значительных и актуальных экологических проблем в современном мире.

Литература:

  1. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2013 году» [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=138762
  2. Нормативные документы системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.consultant.ru/
  3. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 21.07.2014 N 219-ФЗ (действующая редакция, 2016)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle