Библиографическое описание:

Михайленко И. А. К вопросу о религиозно-этических проблемах производства эксгумации [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016.

Препринт статьи



Российская Федерация — многоконфессиональное государство, в котором проживает множество народов со своими исторически сложившимися традициями и обычаями. Согласно опросу, проведенному аналитическим центром Левада Центр, более 77 % россиян относят себя к верующим (68 % населения причисляют себя к православным, 7 % — к мусульманам)[3]. Несмотря на значительную религиозность граждан сегодня некоторые нормы, закрепленные в законодательстве, не соответствуют этическим и религиозным убеждениям отдельных народов, проживающих на территории нашего государства. Одной из таких проблем является закрепленная Уголовно-процессуальным кодексом РФ эксгумация.

Эксгумация согласно ст. 178 Уголовно-процессуального кодекса РФ представляет собой извлечение трупа из места его захоронения с целью осмотра его и объектов, находящихся при нем, гроба и могилы, а также проведения других следственных действий для проверки имеющихся и установления новых доказательств [6].

Исторические данные об эксгумациях в судебно-медицинских целях в древние времена практически отсутствуют. В дохристианскую эпоху у многих языческих народов, например у аланов, существовал обычай вскрытия могил (по сути — та же эксгумация), безусловно, не связанный судебной медициной. Обычай обусловлен мистическим мироощущением народа: целью вскрытия могилы было стремление не дать мертвецу переродиться в злого духа. Подобные ритуалы существовали и у славян. Если XIX век отличался гуманизмом, негативным отношением к вскрытию могил, то на XX век пришелся период настоящего бума эксгумации. Сюда можно отнести раскопки мест захоронений жертв массовых расстрелов нацистами, экспертизу останков членов императорской семьи и др.

В наши дни эксгумация вызывает неоднозначное отношение у граждан, довольно часто на почве эксгумации возникают конфликтные ситуации с органами, осуществляющими предварительное расследование. Конфликты обусловлены тем, что близкие покойного в силу различных причин, не просто не дают согласие на производство этого следственного действия, но и чинят разного рода препятствия при его осуществлении. Мотивы возражений могут быть различны. Это и недопустимость производства эксгумации по религиозным соображениям, в том числе в течение какого-то времени (например, сорока дней), и отсутствие средств на восстановление места захоронения, и т. п. [2, с. 38].

Библия не содержит положений, позволяющих однозначно утверждать: допустима ли эксгумация, однако в православной вере за постулат принимается идея, что тревожить тела усопших, которые сами «не просят об этом» (не являются во сне с просьбой перезахоронить и т. п.) — это грех. Хотя сегодня христианская Церковь одобряет эксгумацию в исторических целях, а также при необходимости выяснения причин насильственной смерти, тем не менее многие христиане относятся к ней настороженно, особенно тогда, когда речь идет об их близких. Так родные жертв авиакатастрофы под Смоленском 2010 г. самолета Ту-154М, на котором находился президент Польши, выступили против эксгумации тел. В открытом письме в адрес властей страны они отмечают, что не желают, чтобы их близких «достали из гробов, вопреки священному запрету нарушать покой умерших» [4].

В Коране, священной книге мусульман, существует заповедь, гласящая: «не тревожь дух усопших», по смыслу которой тело умершего неприкосновенно, после того, как тело покойного предано земле, оно считается вверенным Аллаху. В странах с фундаменталистскими исламскими режимами (например, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия) мусульмане неукоснительно следуют этому запрету. В светских мусульманских государствах (например, Турция) заповедь рассматривается более либерально, законодательно разрешена эксгумация, проводимая в интересах следствия. Стоит отметить, что сегодня многие известные алимы, в том числе Саид Рамазан аль-Бути, считают, что эксгумация допустима, если она осуществляется для расследования преступления. Тем не менее, большая часть мусульман остаются консервативными в этом вопросе.

Так в 2007 г. по громкому делу Аракчеева и Худякова, обвиняемых в убийстве троих жителей селения Лаха-Варанды (Чечня), адвокат ходатайствовал о проведении повторной эксгумации тел жертв. Суд вынужден был отказать, ссылаясь на «религиозные чувства родственников» и невозможность обеспечения безопасности экспертов. Опасения были небезосновательны: все местные органы, к которым обращался Суд с вопросом о возможности повторной эксгумации, однозначно единогласно отметили беспокойство граждан, проживающих в селе Лаха-Варанды, обусловленное грубым нарушением их традиций, попыткой повторно совершить действия, противоречащие их мировоззрению.

Интересный случай описан И. Гриньковым в «Откровениях судебного медика». В поселке Адык Карачаево-Черкесской Республики произошла массовая драка, в ходе которой был смертельно ранен И. Мыркаков. В больнице потерпевший скончался на операционном столе. Под покровом ночи родственники выкрали тело из морга и без судебно-медицинского исследования увезли его в село, где и похоронили. И. Гриньков был назначен экспертом, которому было поручено провести эксгумацию. Местный прокурор отметил, что за 20 лет его работы «карачаевцы ни разу не выдали на экспертизу покойника, тем более из могилы», рекомендовал отказаться от попыток провести эксгумацию. Родственники погибшего долгое время были непреклонны, однако невозможность получить пособие по потере кормильца без свидетельства о смерти, которого у них не было, склонило чашу весов в пользу эксгумации [1, с. 42].

Иудаизм строго запрещает эксгумацию, считая ее осквернением мертвых, что прямо отражено в законах Моисея. Евреи неоднократно проводили демонстрации против раскопок захоронений. Так в 2016 г. они резко негативно отреагировали на желание властей польского города Едвабне эксгумировать тела погибших в результате еврейского погрома в 1941 году, отмечали что эксгумация — это издевательство над памятью убитых.

Строгий запрет на эксгумацию содержится и в поверьях бурят. Раскопка могил является для них табу еще со средневековья. Буряты верят, что даже если возникает реальная необходимость эксгумировать тело, тем не менее, это остается грехом, в таком случае необходимо обратиться к шаману для совершения особого обряда.

Не менее негативно к эксгумации относятся якуты. Они считают, что при проведении этого следственного действия происходит нарушение покоя умершего, более того само посещение мест погребения уже считается грехом [5, с. 38]. Это обусловлено погребальным культом якутов, их отношением к смерти. Порой родственники умершего готовы отказаться от наказания преступника, лишь бы не тревожить дух умершего. В практике Верховного Суда Республики Саха (Якутия) часто встречаются случаи обжалования решений нижестоящих судов о проведении эксгумации, основанные на верованиях якутов.

Все вышесказанное позволяет утверждать, что часть населения Российской Федерации негативно относятся к эксгумации, однако, безусловно, это не умаляет ее значения: в ряде случаев без ее проведения невозможно достижение истины по уголовному делу.

Как представляется, решение данной проблемы не требует каких-либо изменений в действующем законодательстве. В большинстве случаев преодолеть противодействие родственников умершего и обеспечить их согласие на эксгумацию позволяет знание следователем традиций, норм и правил, присущих той или иной религии или религиозному течению по отношению к мертвым, и основанное на этом знании умение выбрать и применить тот или иной тактический прием, направленный на нейтрализацию возможного конфликта интересов.

На наш взгляд можно предложить следующие тактические приемы, необходимые следователю при производстве эксгумации, которые позволят сгладить конфликт с родственниками покойного:

  1. Максимально сдержанно, аргументировано провести беседу с родственниками жертвы, разъяснить, что эксгумация — «не развлечение», не прихоть следователя, а насущная необходимость, связанная с установлением истины по уголовному делу. В случае религиозности родственников покойного возможно обращение следователя за помощью к служителю религиозного культа, который, являясь авторитетом, может доступно объяснить им важность этого следственного действия.

Как показывает практика, зачастую час, потраченный на беседу следователя с близкими жертвы, позволяет сгладить настороженность и даже враждебность к этому следственному действию. Более того, такое внимание позволит предрасположить родственников к следователю, что может способствовать дальнейшему проведению предварительного расследования (например, при обыске, допросе).

  1. Большое значение имеет время производства эксгумации.

Не рекомендуется проводить эксгумацию в религиозные праздники, в дни рождения или поминовения покойного, чтобы не вызвать конфликтных ситуаций на почве религиозных чувств, а также чувства скорби о потери близкого человека. Также не желательно производить эксгумацию в выходные и праздничные дни, когда на кладбище наблюдается большое скопление людей, чтобы не привлекать внимания к следственному действию. Предпочтительным временем суток для эксгумации является ночь.

  1. По просьбе родственников жертвы, при отсутствии объективных препятствий, необходимо пригласить служителя религиозного культа (священника, муллы) для присутствия во время эксгумации, особенно если эксгумация проводится на вероисповедальном кладбище.
  2. Следователь и иные участники эксгумации должны быть предельно тактичны при производстве эксгумации, рекомендуется вести себя сдержанно, не допускать нецензурной лексики, говорить тихо, что бы максимально соответствовать принятым на кладбище нормам поведения.
  3. Если эксгумация проводится не с согласия родственников, а по решению суда, следователь должен привлечь работников полиции, технических работников кладбища для обеспечения охраны места эксгумации и членов следственной группы, которым необходимо разъяснить, что родственники могут попытаться помешать эксгумации, однако применение силы не допустимо. Предлагается приглашать в таких случаях психолога, который при появлении родственников в месте эксгумации должен оказать им помощь с тем, чтобы близкие жертвы не препятствовали расследованию.

Литература:

  1. Гриньков И. Откровения судебного медика. — СПб.: Астрель-СПб, 2014. — 123 с.
  2. Натура Д. А., Натура А. И. Эксгумация и особенности тактики следственных действий, связанных с эксгумированным трупом: Учебно-практическое пособие. — М.: Юрлитинформ, 2003. — 104 с.
  3. Россияне считают себя верующими, но в церковь не ходят [Электронный ресурс] // Аналитический центр Левада Центр. URL: http://www.levada.ru/old/24–12–2013/rossiyane-schitayut-sebya-veruyushchimi-no-v-tserkov-ne-khodyat
  4. Трагедия под Смоленском: близкие жертв выступают против эксгумации тел [Электронный ресурс] // Информационное агентство REGNUM. URL: https://regnum.ru/news/society/2196134.html
  5. Уарова М. А. Проблема эксгумации как особого следственного действия // Молодой ученый. — 2014. — № 6.1. — С. 37–38.
  6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г.: по сост. на 06 июля 2016 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 52 (ч. I). — Ст. 4921.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle