Библиографическое описание:

Аптаева С. У., Манжукова О. А. Особенности правового регулирования статуса несовершеннолетних [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016.

Препринт статьи



Данная статья посвящена обзору норм отечественного законодательства, регулирующим правовое положение несовершеннолетних. Проведенное исследование позволяет утверждать, что правовой статус несовершеннолетнего является межотраслевым институтом, включающим систему норм, регламентирующих права, свободы и обязанности человека с рождения до достижения восемнадцатилетнего возраста. Данная проблематика имеет многогранный характер.

Ключевые слова:правовой статус несовершеннолетних, нормы российского законодательства, ребенок, дети, малолетние

Конвенция ООН о правах ребенка, определяет, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости подлежит охране, заботе и особой правовой защите [2]. Несмотря на предпринимаемые государством меры, в настоящее время имеют место такие негативные социальные проблемы среди несовершеннолетних, как беспризорность, бродяжничество, насилие в отношении детей, а также алкоголизация и наркотизация. Эти факты еще раз подтверждают необходимость получения, как детьми, так и родителями знаний в области прав ребенка, а помимо них еще и преподавателями школ, детскими врачами и многими другими. Особенности несовершеннолетнего возраста не могут не учитываться в праве. Несовершеннолетний — уже не ребенок, но еще и не взрослый. Право должно не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но и защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны более «сильных» взрослых.

В этой связи большое значение для воспитания несовершеннолетних имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Подростки должны знать те права (и обязанности), которые закреплены за ними в действующих правовых актах.

Говоря о правовом статусе несовершеннолетних, прежде всего, следует указать, что же вообще представляет собой правовой статус и кто является несовершеннолетними гражданами.

Правовой статус — совокупность прав и свобод, обязанностей и ответственности личности, устанавливающих ее правовое положение в обществе, а несовершеннолетними признаются лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста [13, с.19].

Правовой статус несовершеннолетнего представляет собой исторически обусловленную систему прав, свобод и обязанностей человека с рождения до достижения восемнадцатилетнего возраста, установленных с учетом его правосубъектности, принципов права, правовых ограничений и особенностей юридической связи с родителями или законными представителями [19, с. 20].

Лиц, не достигших восемнадцати лет, принято классифицировать на такие группы:

  1. до 6 лет, все действия осуществляют их законные представители;
  2. от 6 до 14 лет — малолетние, имеют право на совершение определенных сделок;
  3. несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, имеют право с 16 лет совершать определенные виды сделок, а так же нести ответственность за совершение тяжких и особо тяжких преступлений [13, с.19].

Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Еще в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

На сегодняшний момент ребенок является субъектом права и наделен различными правами и свободами, например: на получение содержания от родителей; на получение собственных доходов; право наследования; право на неприкосновенность частной жизни, а так же право на имя, жизнь и здоровье [18, с. 36–37].

В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей [1, с. 385].

Однако время и положение детей — будущего всего человечества — потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка. Страны, ратифицировавшие Конвенцию или присоединившиеся к ней, должны были пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции ООН. «Конвенция о правах ребенка» была принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июля 1990 г.

Еще одним нормативным актом, регулирующим права несовершеннолетних являются «Пекинские правила» принятые Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1985г. Данные правила гласят:

– несовершеннолетний может быть привлечен к ответственности в форме которая отличается от методов применяемых к взрослому;

– правонарушением является любой поступок наказуемый по закону.

В Конституции РСФСР 1978 г. в качестве основополагающего принципа, был закреплен принцип защиты государством материнства, детства и семьи в целом. Подтверждение государственной политики в данной области в действующей Конституции Российской Федерации соответствует международно-правовым актам ООН по правам человека и свидетельствует о том значении, которое придается в современном социальном обществе семье, женщине-матери, детям, что подтверждают нормы 38 статьи [4].

Кроме того, в России основным документом в области защиты прав ребенка является федеральный закон от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. В нем говорится: «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности» [6].

Кроме того, правовой статус несовершеннолетних закреплен Гражданским кодексом РФ (ГК РФ) и Семейным кодексом РФ (СК РФ). Условно права ребенка можно разделить на 6 основных групп [7, 8]:

– к первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав. Каждый ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 Семейного кодекса РФ). Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, фамилия определяется фамилией родителей.

Действующее семейное законодательство РФ предусматривает право ребенка выражать свое мнение при решении в семьи любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, кроме случаев, когда это противоречит интересам ребенка.

Более того, законом предусмотрено, что изменение имени и фамилии ребенка возможно только с согласия ребенка, достигшего возраста десять лет.

– ко второй группе относится права ребенка на семейное благополучие. К важнейшим личным правам ребенка относится его право на защиту (ст. 56 Семейного кодекса РФ). Праву ребенка на защиту своих прав и законных интересов корреспондирует (соответствует) обязанность родителей, а в случаях, предусмотренных законом, органов опеки и попечительства, прокуроров, судей защищать права детей. При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок имеет право самостоятельно обращаться за их защитой в органы опеки и попечительства, а если ему исполнилось 14 лет, то в суд.

– к третьей группе относится права ребенка на свободное развитие его личности;

– четвертая группа права призвана обеспечить здоровье детей;

– пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, в культурной жизни и заниматься искусством). Право гражданина на образование, закрепленное в ст. 43 Конституции РФ является универсальным. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Каждый учащийся любого типа образовательного учреждения имеет соответствующие права и обязанности, что должно быть закреплено в Уставе учебного заведения. Чаще всего в них закреплены следующие права учащихся: право на защиту чести и достоинства, неприкосновенности личности; право на объективную оценку в соответствии со знаниями, умениями и навыками; право учащихся принимать участие в управлении учебным заведением через выборные органы (например, через участие в совете школы или органах ученического самоуправления) [16, с. 52].

– шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы [12, с. 3].

Семейный кодекс РФ рассматривая вопросы, связанные с расширением прав ребенка, закрепляет такие права как:

– выражение собственного мнения с 10 лет, при решении семейных вопросов в суде;

– с 14 лет лицо имеет право на обращение в суд за защитой;

– с 16 лет несовершеннолетние родители имеют все права по отношению к своим детям [7].

Большое значение для воспитания несовершеннолетних имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Подростки должны знать те права (и обязанности), которые закреплены в действующих правовых актах за ними.

Таким образом, правовой статус несовершеннолетнего в Российской Федерации это — правовое положение гражданина, не достигшего восемнадцати летнего возраста, которое на прямую связано с обществом и государством. Задача государства — защита прав несовершеннолетнего гражданина, как внутренним законодательством, так и нормами международного права.

Особенности несовершеннолетнего возраста не могут не учитываться в праве. Несовершеннолетний — уже не ребенок, но еще и не взрослый. Право должно не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но и защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны более «сильных» взрослых.

Многие несовершеннолетние не только не знают свои права, закрепленные в действующем законодательстве, но и не могут в полной мере реализовать их, несмотря на то, что права несовершеннолетних детей имеют законодательное закрепление, они гарантированы Конституцией РФ. Порой несовершеннолетние зачастую не знают принадлежащие им по закону права, не знают, как эти права реализовать, куда обращаться за защитой, и кто может оказать им правовую помощь.

Литература:

  1. Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 г., принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 385–388.
  2. Конвенция ООН о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1990. № 45. Ст. 955.
  3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.) // Социальные аспекты прав человека в документах мирового сообщества. М., 1996.
  4. Конституция Российской Федерации // Российская газета. № 237, от 25 декабря 1993 г.; СЗ РФ. 2009. N 4. Ст. 445; СЗ РФ. 2014. N 9. Ст. 851; СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
  5. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177; СЗ РФ. 2013. № 52 (часть I). Ст. 7000; СЗ РФ. 2014. № 14. Ст. 1554; СЗ РФ. 2015. № 29 (часть I), ст. 4363.
  6. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3802; СЗ РФ. 2011. № 49 (ч. 5). Ст. 7056; СЗ РФ. 2013. № 49 (часть I). Ст. 6329; СЗ РФ. 2015. № 29 (часть 1), Ст. 4365.
  7. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16; СЗ РФ. 2014. № 7. Ст. 735; СЗ РФ. 2014. № 45. Ст. 6143; СЗ РФ. 2015. № 17 (часть IV). Ст. 2476; СЗ РФ. 2015. № 29 (часть I). Ст. 4366.
  8. Гражданский кодекс РФ (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; СЗ РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7041; СЗ РФ. 2013. № 44. Ст. 5641; СЗ РФ. 2014. № 26 (часть I). Ст. 3377; СЗ РФ. 2015. № 27. Ст. 3945.
  9. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Российская газета № 122 от 8 июня 2015 г.
  10. Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2014. № 35. Ст. 4811.
  11. Азарова Е. Г. Социальное обеспечение и правовая защита детей // Журнал российского права. 2013. № 3. С. 21–32.
  12. Афанасьева И. В. Семейно-правовая защита интересов несовершеннолетних при неисполнении родительских обязанностей по их воспитанию и содержанию // Семейное и жилищное право. 2014. № 5. С. 3.
  13. Косова О. Ю. Правовой статус детей: вопросы теории и практики // Семейное и жилищное право. 2014. № 4. С. 19–23.
  14. Куропацкая Е. Г. Права ребенка в современном мире // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 4. С. 9.
  15. Нечаева А. М. Семейный кодекс — путь к переменам // Российская юстиция. 2015. № 3. С. 14–18.
  16. Никулина О. М. Проблема конституционного регулирования прав подростков // Российская юстиция. 2014. № 12. С. 51–52.
  17. Носова И. Ю. О понятии и классификации прав ребенка // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 4. С. 18–21.
  18. Ростовская И. В. Характеристика современного конституционного законодательства о несовершеннолетних // Административное и муниципальное право. 2012. № 4. С. 35–38.
  19. Серебрякова А. А. Государственные гарантии реализации прав ребенка в Российской Федерации // Вопросы ювенальной юстиции. 2014. № 3. С. 20.
  20. Ситкова О. Ю. Способы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних граждан // Судья. 2014. № 6. С. 51–54.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle