Библиографическое описание:

Яценко Е. В., Барсукова В. Н. Социально-правовая природа чести, достоинства и деловой репутации: понятие и общая характеристика [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы V междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 77-81.



Каждому человеку присущи такие блага, как честь, достоинство и деловая репутация, а юридическому лицу — деловая репутация.

Согласно ст. 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени [1].

В соответствии с ч.1 и ч. 2 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом [2].

Также честь, достоинство и деловая репутация защищаются Кодексом об административных правонарушениях РФ (ст. 5.13, 5.61), Уголовным кодексом РФ (глава 17), Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Федеральный закон от 27.05.1998 года № 76-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О статусе военнослужащих» и другими законами.

Честь — это общественная оценка личности, определенная мера духовных, социальных качеств гражданина и является таким же благом человека, как его жизнь, здоровье и свобода [5, с. 9]. Человек, который дорожит своей честью, соизмеряет ее со своим добрым именем и совестью.

Достоинство — самооценка собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего поведения, общественного значения.

Деловая репутация гражданина определяется уровнем его квалификации и характеристикой профессиональной деятельности, а юридического лица — оценкой производственной или иной деятельности в соответствии с его правовым статусом в условиях предпринимательских и рыночных отношений [5, с. 9].

Категории чести и достоинства, в частности, определяют отношение к человеку как к высшей общественной ценности.

Понятия «честь» и «достоинство» являются достаточно широкими понятиями, богатыми по содержанию и своей природе. Они могут пониматься как в сфере нравственного сознания (как чувства и как понятия), так и в сферах этики (как категории морали) и права (как защищаемые законом социальные блага).

В философской литературе под достоинством понимают моральное сознание, выражающее представление о ценности личности; категория этики, отражающая моральное отношение человека к самому себе и общества к индивиду. Сознание собственного достоинства является формой самоконтроля личности, на которой основывается требовательность индивида к себе. В этом отношении требования, которые идут от общества, принимают форму специфически личных (поступать так, чтобы не унизить своего достоинства). Таким образом, достоинство — один из способов осознания человеком своего долга и ответственности перед обществом [6, с. 170].

У современных российских правоведов свой взгляд на понимание категории «достоинство». Их можно разделить на несколько концепций: теория объективной оценки и теория субъективной оценки.

Сторонниками теории субъективной оценки являются такие авторы, как Осмонов А. К. и Шахманаев К. А. В их понятии достоинство есть понимание самим человеком и окружающими факта обладания нравственными и интеллектуальными качествами. Достоинство личности определяется не только самооценкой субъекта, но и совокупностью объективных качеств человека, характеризующих его репутацию в обществе (благоразумие, нравственные установки, уровень знаний, обладание социально полезными навыками, достойный образ жизни и т. п.) [7, с. 9].

В данной концепции достоинство личности понимается как внутренняя оценка личность себя и своего положения в обществе и не учитывает оценку со стороны.

Сторонником объективной теории является Колесников Д. В. Он считал, что категория «достоинство» в своем общем значении предполагает отражение в индивидуальном, групповом и общественном сознании ценности субъекта социальных отношений. Человеческое достоинство как этическая категория — это отражение в общественном и индивидуальном сознании абсолютной, безусловной и равной ценности любого человека в единстве его биологической и социальной сущности [8, с. 5–6]. Данная концепция интерпретирует понятие достоинства как высшее качество личности, независимая ценность.

Также существует объективно-субъективная оценка понятия «достоинство». Данная концепция наиболее распространена в современное время. К числу ее многочисленных сторонников относятся Анисимов А. Л., Беспалов А. В., Рудинский Ф. М. и т. д. Так, Анисимов А. Л. утверждает, что в наиболее общем виде достоинство представляет собой своеобразную совокупность положительных качеств индивида, его моральную ценность. Оно может рассматриваться как социальная значимость того или иного лица, обусловленная его общественно полезными свойствами [5, с. 15]. Т. е. он подразумевает под понятием «достоинство» самооценку личности, которая основывается на его оценке в обществе.

Достоинство любого человека выражается в его духовных и физических качествах. Вместе эти личные качества образуют личное достоинство. Его социальный характер заключается в том, что достоинство как общественно значимая моральная ценность определяется общественными отношениями и в большинстве случаев не зависит от человека.

При любых обстоятельствах, государства и общество должны заботиться об охране прав и свобод человека, включая и достоинство личности. Следует отметить, что все граждане Российской Федерации как отдельные личности равны, пользуются правом на свою неприкосновенность, на индивидуальную свободу, невмешательство в личную жизнь, самовыражение и т. д. Отсюда достоинство человеческой личности признается в равной мере за всеми членами общества.

В неразрывной связи с определением человеческого достоинства находится понятие «честь».

Понятия и представления о чести складывались и формировались в процессе нравственной практики того или иного общества, общения людей между собой, поэтому содержание понятия «честь» является социальным [5, с. 10]. При этом общественная опенка личности не зависит от воли и желания самого оцениваемого лица, поскольку вся его деятельность проходит под контролем общества и именно оно формирует оценку нравственных качеств каждого конкретного человека.

В словаре Ожегова С.И [9, с. 882] даны следующие определение чести:

  1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы.
  2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя.
  3. Целомудрие, непорочность.
  4. Почет, уважение.

У человека сознание и чувство чести и достоинства как бы органически слиты вместе, но их нельзя сравнивать. Как известно, сознание следует за чувством, но человек, как существо разумное, в своем поведении не просто поддается чувствам, а занимает определенную позицию по отношению к ним: один — воспринимает, другой — отвергает, исключает, подавляет.

В определении понятия «честь» различают два подхода: объективный и субъективный. Какая-либо оценка деятельности индивида обществом, коллективом, признание его положительных качеств и заслуг воспринимается им как нечто объективное, выступает как этическое благо, как оценочная категория, направленная от общества к личности. Субъективная, личная сторона понятия «честь» заключается в способности человека оценивать свои поступки, подавлять в себе эгоизм, безнравственные стремления и намерения, действовать в нравственной жизни в соответствии с принятыми в этом обществе моральными нормами, правилами и требованиями. Субъективная сторона понятия «честь» всегда неразрывна с объективной, подчиняется и обусловливается последней и оказывает на нее огромное воздействие.

Нельзя обойти и тот момент как относится человек к факту оценки себя другими. Ведь честь является известным нематериальным благом и ею дорожат даже те, кто считает себя независимым от общественного мнения. С презрением к чести чаще всего относятся аморальные люди, не обладающие самостоятельным, волевым характером.

Любой гражданин пользуется внешней честью, которая исходит от государства. Предметом уважения со стороны государства выступает гражданин в целом. Именно поэтому все граждане равны перед суждением со стороны государства, никто не пользуется преимуществом, имея какие-либо индивидуальные особенности.

Степень уважения граждан со стороны государства описывается в основном законе страны — конституции. Степень уважения различна как в каждой стране, так и в разные исторические периоды ее развития. Оценивая степень уважения можно составить понятие об отношении государства к своему народу.

Гражданская честь (уважение государства) адекватна в отличие от обыкновенной внешней чести, поскольку государство интересуют лишь те поступки, которые затрагивают права людей. В уважении между людьми существует много различных вариантов оценки и суждений. В уважении государства существует только одна гражданская честь, оказываемая в равной степени каждому индивиду. Также гражданской чести могут лишить в случае уголовного наказания.

Честь и достоинство находится в неразрывной связи между собой, т. к. в их основе лежит единый определенный нравственный критерий. Данные понятия не могут рассматриваться отдельно друг от друга. Однако, несмотря на неразрывную связь, между ними существуют и различия:

1) честь, прежде всего, связана с социальным статусом личности в обществе, в то время как достоинство является неотъемлемым качеством человека, которое составляет основу признания и уважения всех его прав и свобод и которое принадлежит независимо от того, как окружающие оценивают его как личность;

2) честь имеет внешнюю форму проявления в виде различных наград, грамот и т. д., в то время как достоинство не нуждается во внешнем выражении.

Честь выражается оценке со стороны общества, а главное в достоинстве — это самооценка личности. Каждый человека должен осознавать свою общественную значимость и ценность. Отсюда можно сделать вывод, что достоинство определенно зависит от внутреннего духовного мира человека, его воспитания, особенности психики и наконец — от способности оценивать человеком мнение со стороны окружающих о себе.

В тесной связи с честью и достоинством находится также такое понятие, как «репутация». Данные термины близки, но не равны по значению.

В словаре Ожегова С. И. можно найти следующее определение репутации: это приобретаемая кем-нибудь общественная оценка, общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-нибудь [9, с. 677].

Репутация складывается на основе поведения человека и его отношения к интересам других людей, на оценке поведения человека обществом, что может стать источником важной информации как о его вкусах и привычках, так и о внутренней сущности.

В отличие от чести, которая всегда рассматривается с положительной стороны личности, репутация может быть или положительной, или отрицательной и иметь подвижный характер в зависимости от того, на какой информации она базируется. Так, Молочков Ю. В. считает, что репутация имеет подвижный характер и складывается на основе как соответствующей, так и не соответствующей действительности информации о конкретном лице. Положительная репутация — это такое сложившееся мнение о качествах, достоинствах и недостатках субъектов, в котором доминирует его положительная с точки зрения данного общества характеристика, а мнение о недостатках — уравнено. Отрицательная репутация представляет собой противоположность положительной репутации [10, с. 3]. Также, честь оценивает моральные качества человека, а репутация — любые качества, в т. ч. деловые.

Деловая репутация является разновидностью понятия «репутация». На сегодняшний день данный термин используется в гражданском законодательстве. В российском законодательстве он появился недавно, в отличие от понятий «честь» и «достоинство». Это объясняется с темпами развития экономики в стране. В России до 90-х гг. XX в. у хозяйствующих субъектов не было полноценной самостоятельности. И только в 90-х гг. во время перехода от плановой экономики к рыночной, в связи с развитием предпринимательской деятельности (т. к. предпринимательские отношения возникают только при наличии у субъектов права на защиту своей репутации и при соблюдении правил деловой этики), понятие «деловая репутация» вошло в обиход.

Существуют различные подходы к определению понятия «деловая репутация». Так, Молочков Ю. В. считает, что деловая репутация, как частный случай репутации вообще, — это сложившееся мнение о качествах (достоинствах и недостатках) организации, предприятия, коллектива, конкретного физического лица в сфере делового оборота (в том числе и в области предпринимательской деятельности) [10, с.3]. По словам М. Н. Малеиной, под деловой репутацией юристы-исследователи понимают совокупность качеств и оценок, «с которыми их носитель ассоциируется в глазах своих контрагентов, клиентов, потребителей, коллег по работе, поклонников (для шоу-бизнеса), избирателей (для выборных должностей) и персонифицируется среди других профессионалов в этой области» [11, с. 18]. Под деловой репутацией следует понимать и те ассоциации, которые вызывает деятельность отдельного гражданина-предпринимателя, группы лиц или юридического лица у широкой общественности, у других юридических лиц в данном государстве и за его пределами.

На сегодняшний день актуальным остается вопрос о соотношении понятий «деловая репутация» и «честь». О соотношении понятий «деловая репутация» и «достоинство» ученые высказывают однозначное мнение, что данные категории являются различными, поскольку достоинство выражается в самооценке личности, а деловая репутация — во внешней оценке чьих-либо качеств. А в случае соотношения понятий «деловая репутация» и «честь» единое мнение отсутствует, поскольку оба понятия характеризуются общественной оценкой.

Деловая репутация подразумевает под собой внешнюю оценку качеств и поведение субъект, складывается на основе информации об общественно полезных качествах субъекта, о его деловом потенциале (например, наличие постоянной клиентуры, престиж товара, признание общественностью), в то время как честь складывается на основе информации о моральных качествах личности, социально-нравственной значимости и ценности субъекта (трудолюбие, дисциплинированность, добросовестность).

Честь может принадлежать только физическому лицу. Деловая репутация, согласно ст. 152 Гражданского кодекса РФ, может принадлежать как физическому (индивидуальный предприниматель), так и юридическому лицу (коммерческая организация). Например, неработающие пенсионеры, инвалиды, не имеющие физические возможности для занятия каким-либо делом, домохозяйки деловой репутацией не обладают, но при этом честь является их неотъемлемым благом. Также деловая репутация принадлежит публично-правовым организациям (в лице органов государственной власти): Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что такими благами как честь, достоинство и деловая репутация может принадлежать только физическому лицу; остальные субъекты могут обладать только деловой репутацией.

Итак, честь, достоинство и деловая репутация являются важнейшими ценностями нематериальными благами в жизни любого гражданина. Положительная оценка данных качеств со стороны общества повышает самооценку личности, дает силы для дальнейшего развития и совершенствования. Поэтому для каждого человека существенно важно как его принимает общество.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 года № 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016).
  3. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 года № 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016).
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 года № 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016).
  5. Анисимов А. Л. Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации по законодательству Российской Федерации: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
  6. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 7-е изд., перераб. и доп. –М.: Республика, 2001.
  7. Шахманаев К. А. «Уголовно-правовая защита чести и достоинства личности (уголовно-правовой и криминологический анализ)»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва 2009.
  8. Колесников Д. В. «Уголовно-правовая охрана чести и достоинства военнослужащих»: автореферат диссертации на на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва — 2008.
  9. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова.– 4-е изд., дополненное.– М.: Азбуковник, 1999.
  10. Молочков Ю. В. «Защита чести и достоинства в гражданском процессе»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Екатеринбург, 1993.
  11. Малеина М. Н. Защита чести, достоинства и деловой репутации предпринимателя // Законодательство и экономика. 1993. № 24.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle