Библиографическое описание:

Полякова А. А. Правовой статус центральных банков межнациональных союзов через призму их прав, обязанностей и элементов независимости деятельности [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы V междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 43-46.



Ключевые слова: центральные банки, межнациональный союз, правовой статус центральных банков, права и обязанности центральных банков, Европейский Центральный Банк, независимость центральных банков

В настоящее время, национальная экономика каждого государства неизбежно интегрируется в международную систему хозяйственных связей, т. е. выходит за национальные рамки и поэтому неизбежно испытывает влияние международного фактора. Как следствие, государства стараются создать единое правовое, торговое, валютное пространство для упрощения взаимодействия друг с другом, то есть объединяются в союзы. Многогранное и всестороннее развитие экономических и валютных отношений в рамках того или иного союза, включая банковские отношения в качестве их неотъемлемой составной части, объективно обусловливает появление специфического регулятора — центрального банка межнационального союза.

В первую очередь, необходимо выделить понятие межнационального союза, применяемого в данном исследовании. Для этого целесообразно обозначить основные признаки (критерии) данной правовой категории.

Межнациональный союз это, прежде всего, объединение двух или более суверенных государств. Суверенитет является одним из важнейших признаком государства и означает верховенство и независимость государства, государственной власти внутри и вне общества, на территории, на которой возникло, существует и действует данное государство, и по отношению к другим иностранным государствам. [5] Таким образом, под понятие «межнациональный союз» не могут попадать конфедерации или регионалистские государства, в которых субъекты обладают лишь относительной автономией, например Италия или Испания.

Объединение государств в союзы должно носить экономический характер, то есть направлено на поддержание межнациональных хозяйственных связей, например на развитие торговых, банковских отношений между государствами, поддержание стабильности совместной валюты, координация экономической политики стран-участниц и т. д. Чаще всего союзы государств образуются на основе валютных союзов. [3]

Существуют, так же, военно-политические союзы,соглашения государств, с целью совместных действий для решения общих политических, экономических и военных задач (Союз трех императоров (1873–1886)). Однако, впоследствии, в мирное время, такие союзы преобразовываются в исключительно экономические. В настоящее время так же существуют военно-политические соглашения между государствами (НАТО, Шанхайская организация сотрудничества и т. д.), а так же международные организации, имеющие военную составляющую (Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, Европейский союз), но такие военно-политические блоки не всегда имеют единое экономическое, валютное и торговое пространство.

В межнациональных союзах могут быть органы власти, состоящие из представителей государств, входящих в союз. Это может быть законодательный орган межнационального союза, например Европейский парламент, или же орган, определяющий валютную политику союза, например Восточно-карибский центральный банк, Европейский центральный банк.

В межнациональных союзах так же возможна система правовых актов, принципов деятельности союза. Например, в рамках ЕС действуют Принципы деятельности Европейского союза, куда входят принцип законности, принцип гласности, принцип национальной индивидуальности, принцип устойчивого развития и др.

Таким образом, межнациональный союз — это объединение двух или более суверенных государств, в целях поддержание экономических связей, обладающее системой органов управления и совокупностью правовых норм и принципов, обладающих юридической силой на территории всех государств, входящих в союз.

Ведущим кредитно-финансовым и валютным регулятором является центральный банк межнационального союза, объединяющий денежные системы государств, входящих в союз, с целью проведения единой независимой политики, обеспечения устойчивости и стабильности валюты и цен на территории союза.

Открытым считается и вопрос о правовом статусе таких банков, поскольку он напрямую зависит от специфики того или иного союза. Правовой статус — это установленное нормами права положение субъектов, совокупность их прав и обязанностей. Ключевым элементом правового статуса является правосубъектность, то есть способность иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и юридические обязанности.

Таким образом, исследование правового статуса центральных банков межнациональных союзов, должно осуществляться через призму их прав и обязанностей. Например, несмотря на то, что Европейский центральный банк выступает как общая организация представителей центральных банков государств-членов, последние обязаны подчиняться решениям ЕЦБ, принятым в рамках его предметной компетенции как основного структурного звена европейской системы центральных банков. [1] Это ясно следует из текста ст. 14(3) Статута европейской системы центральных банков, которая объявляет центральные банки неотъемлемой частью системы и требует от них подчинения указаниям и инструкциям Европейского центрального банка.

Наряду с ЕЦБ и другие центральные банки межнациональных союзов имеют широкий круг прав и полномочий, что обуславливает их юридическую природу и особый правовой статус, который выделяет их в системе национальных банков. Они обладают исключительным правом на эмиссию банкнот, осуществляют надзор за деятельностью кредитных организаций с целью поддержания стабильности финансовой системы союза. Центральные банки межнациональных союзов, так же, имеют большое влияние на международной арене.

Круг обязанностей (функций, как основных направлений деятельности) центральных банков межнациональных союзов так же достаточно широк. Прежде всего, это орган валютного регулирования, основная цель которого состоит в поддержании валюты того или иного союза с использованием специфических механизмов (специфические они в виду того, что при осуществлении валютного регулирования происходит стык права и экономики). Например, Восточно-карибский Центральный банк располагает «Основными принципами деятельности банков Восточно-карибского бассейна», где указывается на необходимость осуществления банками политики, направленной на развитие Восточно- карибского доллара. [7]

Развитие и укрепление банковской системы межнационального союза так же является одним из основных направлений деятельности центрального банка. В составе Центрального Банка государств Западной Африки существует Комитет по финансовой стабильности союза, одной из целей которого является обеспечение стабильности банковской системы путем пруденциального регулирования и надзора.

Важным элементом регулирования является денежно-кредитная политика, которую устанавливает Центральный банк межнационального союза. Это своего рода синтез экономических и политических инструментов облаченных в правовые документы. ЕЦБ регулирует распределение денежной массы между финансовыми учреждениями, государством и компаниями. Для этого используются традиционные экономические инструменты денежно-кредитного регулирования: операции на открытом рынке, суточные ссуды и депозиты, норматив минимальных обязательных резервов. Отличие от национальных денежных систем состоит в том, что вся денежно-кредитная политика Европейского Центрального Банка проводится на децентрализованной основе. ЕЦБ принимает решения и устанавливает правила их исполнения. Практические же действия совершают национальные центральные банки в строгом соответствии с денежно-кредитной политикой, устанавливаемой в нормативных документах ЕЦБ. [4]

Говоря о правовом статусе центральных банков межнациональных союзов необходимо упомянуть и об их независимости. Независимость любого центрального банка должна состоять из следующих элементов:

1) Организационная независимость;

2) Функциональная независимость;

3) Финансовая независимость.

Организационная независимость заключается в наличии в центральном банки межнационального союза собственной структуры органов. Например, Комитет денежно-кредитной политики и Совет директоров Центрального Банка государств Западной Африки и т. д. Организационная независимость включает в себя и наделение центрального банка правосубъектоностью. Например в отличие от Европейского Центрального Банка другие институты и органы, входящие в структуру Европейский союз (например, Европейская комиссия, Европейский совет), не обладают статусом самостоятельного юридического лица. ЕЦБ может, в частности, приобретать и отчуждать движимое и недвижимое имущество, выступать стороной в суде. [6]

Функциональная независимость гарантирует центральному банку свой круг уникальных полномочий (полномочие по осуществлению денежно-кредитного регулирования, эмиссия денежных знаков союза и т. д.). Например, функциональная независимость ЕЦБозначает наделение полномочиями принимать независимые (автономные) решения в пределах своей компетенции и независимо от политических органов Европейского Союза.

И, наконец, финансовая независимость означает, что вся деятельность центрального банка межнационального союза не должна финансироваться за счет средств каких-либо союзных органов, а финансирование должно осуществляться за счет собственных средств банка. Например, собственный бюджет Европейского Центрального Банка пополняется за счет доходов от эмиссии банкнот евро; от разницы в процентных ставках по кредитам и депозитам ЕЦБ; от инвестиций, вложенных в официальные валютные резервы стран — членов Европейского Союза, которые ЕЦБ хранит и обслуживает. [2]

Однако, степень независимости того или иного органа различна. Например, степень независимости центрального банка не идет в сравнение со степенью независимости судебной власти, которая существенно выше.

Центральные банки межнациональных союзов являются ключевыми звеньями банковской системы, как союза, так и мировой банковской системы в целом. Действуя как органы валютного регулирования, центральные банки межнациональных союзов уравнивают влияние со стороны национальных центральных банков государств, а так же они оказываются встроенным в структуру союзов, обладая при этом уникальной степенью независимости при проведении в жизнь единой валютной политики и выполнении иных своих функций.

Литература:

  1. Гудима В. В. Современный правовой статус Европейского центрального банка и Европейский фонд финансовой стабильности // Вестник Московского университета МВД России. — М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2014, № 8. — С. 125–126
  2. Ерпылева Н. Ю. Современный правовой статус Европейского центрального банка // Банковское право. — М.: Юрист, 2010, № 5. — С. 35–43
  3. Ерпылева Н. Ю. Международное банковское право. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012.
  4. Касаткина А. С. Правовой статус Европейского центрального банка // Банковское право. — М.: Юрист, 2009, № 6. — С. 32–36
  5. Марченко М. Н. Проблемы определения конституционного статуса Европейского союза // Федерализм и регионализм: приоритеты XXI века: Материалы 3-й Международной научной конференции. — Владикавказ: Изд-во Владикавказ. ин-та управления, 2011. — С. 9–19
  6. Чегринец Е. А. Независимость центральных банков: Европейский Центральный банк и Центральный банк Российской Федерации // Банк России в XXI веке. Сборник статей. — М.: Юстицинформ, 2003. — С. 153–160
  7. The Eastern Carribean ecinomic and Currency Union: Macroeconomics and financial systems / Alfred Schipe, Aleona Ceborafi, Nita Thaker — Washington D. C., 2013–653 p.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle