Библиографическое описание:

Иванова И. Н. Характеристика объективных признаков незаконного перемещения культурных ценностей [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы V междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 122-127.



Культурные ценности — это познавательные и прекрасные произведения мировой культуры, которые необходимо сохранить для будущего. Задача защиты культурных ценностей России на сегодняшний день представляется стратегически необходимой в контексте обеспечения национальной безопасности страны в целом. Культурные ценности нуждаются в особой защите, прежде всего, от незаконного вывоза из России и невозвращения их на Родину. Только так можно сохранить их для будущих поколений.

Под объектом преступления в доктрине российского права традиционно понимаются общественные отношения, охраняемые уголовным законом. Подобное понимание объекта преступления сложилось еще в работах классиков уголовного права, в частности, А. А. Пионтковского, Б. С. Никифорова. Разделяется указанная позиция и большинством современных ученых [1, с.129–130]. На сегодняшний день сформировались и иные точки зрения на понятие объекта преступления, в частности: 1) объект преступления понимают как правовую ценность [2, c.104]; 2) под объектом преступления понимается правовое благо (интерес) [3, c.157–159].

Говоря об объекте посягательства, следует обратить внимание на то, что диспозиция ч. 1 ст. 226.1 УК РФ построена таким образом, что в качестве дополнительного непосредственного объекта данного преступления выступают отношения, характеризующие установленный порядок перемещения через таможенную границу или государственную границу предметов, обеспечивающих экономическую стабильность Российской Федерации и (или) государств — членов Таможенного союза, а равно установленный порядок перемещения культурных ценностей художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран. Это обусловлено тем, что в качестве предмета контрабанды в диспозиции ч. 1 ст. 226.1 УК РФ названы стратегически важные товары и культурные ценности, незаконное перемещение которых само по себе не причиняет вред состоянию защищенности жизненно важных интересов общества [4].

Контрабанда культурных ценностей, кроме экономической безопасности, посягает на духовные интересы граждан.

При конструировании Особенной части Уголовного кодекса РФ законодатель в основу деления УК РФ на разделы и главы положил соответственно родовой и видовой объекты. Многие авторы при определении анализируемого элемента состава преступления исходят из сферы его совершения. Например, В. И. Михайлов и А. В. Федоров в качестве такого объекта называют «отношения, складывающиеся в сфере экономической деятельности» [5, c. 187].

По мнению некоторых специалистов рассматриваемое преступление совершается в двух сферах общественного бытия. Так, И. А. Романов исходит из того, что контрабанда нарушает «общественные отношения, складывающиеся в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного регулирования» [6, c. 16]. В. М. Талан считает, что терпят урон «общественные отношения в сфере торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка при его взаимодействии с мировым рынком или рынками других стран» [7, c. 215].

Во многих работах ученых обращается внимание на то, что контрабанда нарушает законодательно определенный порядок внешнеэкономической деятельности [8, c. 386]. «Этот порядок устанавливается не только для обеспечения условий реализации носителями экономических благ своих экономических интересов, но и для их согласования, а также для создания условий защищенности личности, общества и государства…» [9, c. 84].

По мнению В. Л. Нарышкина, видовой объект можно было определить как экономическую безопасность носителей экономических интересов, обеспечиваемую нормативным порядком экономической деятельности [9, c. 87].

Экономисты под указанной безопасностью понимают «…соответствие результатов развития внешнеэкономических связей страны ее интересам — чем больше соответствия, тем выше экономическая безопасность». Интересы России заключаются в том, чтобы: а) внешнеэкономические связи оказывали стабилизирующее воздействие на народное хозяйство, служили фактором его структурного преобразования; б) формирование рыночной экономики способствовало бы укреплению и расширению позиций государства на международных рынках, повышению его роли в международных связях [10, c. 126].

Из этого следует, что экономическая безопасность отражает состояние экономики и соответствующих экономических, политических и социальных институтов, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных и индивидуальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов [11, c. 12].

Контрабанда не достигает такого уровня общественной опасности, которая бы ставила под угрозу экономическую безопасность государства. В противном случае необходимо признать, что место контрабанды в Особенной части Уголовного кодекса определено не верно. Экономическая безопасность является объектом уголовно-правовой охраны норм, указанных в гл. 29 «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства».

Практически все авторы, определяя видовой объект рассматриваемого преступления, связывают его с экономической деятельностью. «Экономическая деятельность, — пишет Н. А. Лопашенко, — деятельность в сфере производства по созданию общественного продукта, направленная на жизнеобеспечение общества и государства» [12, c. 7].

Криминализация деяний в сфере экономики основывается на положениях ст. 8 и 34 Конституции РФ. Согласно первой из них в российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности; частная, государственная, муниципальная и иные формы деятельности признаются и защищаются равным образом; согласно второй — каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, не допускается деятельность направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию [13, c. 211].

В настоящее время многие ученые отмечают, что определение объекта рассматриваемого преступления как экономических отношений вызывает сомнения. Так, В. Л. Нарышкин пишет: «При определении социальной направленности контрабанды можно было бы исходить из сферы экономической деятельности только в одном случае — если бы речь шла о так называемой экономической контрабанде» [9, c. 85].

Непосредственный объект контрабанды в литературе также раскрывается по-разному. Так, предлагается считать им отношения в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля [14, c. 229], либо только внешнеэкономической деятельности [15, c. 145].

Б. В. Яловенко непосредственным объектом рассматриваемого преступления признает финансовую систему государства [16, c. 647]. Противоречивость позиции автора проявляется по ряду моментов. Так определяя общественную опасность контрабанды, он пишет, что «…она наносит вред финансовой системе государства, поскольку в государственный бюджет не поступают пошлины, установленные на ввозимые товары, а также создает угрозу общественной безопасности при незаконном перемещении через таможенную границу взрывчатых, наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ, оружия и других предметов, изъятых из свободного обращения [16, c. 647].

Во-первых, очевидно, что общественная безопасность не относится к финансовой сфере государства; во-вторых, контрабанда почему-то ограничивается только ввозом товаров.

Финансовая система государства состоит из совокупности финансовых институтов и совокупности финансовых органов и учреждений. Первые способствуют образованию и использованию соответствующих денежных фондов, вторые — осуществляют в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Таким образом, она не может быть объектом преступления вообще и не только потому, что в этом случае общественные отношения как объект преступления подменяются государственными образованиями, на которые преступления посягать не могут в принципе.

Н. Г. Иванов рассматриваемое преступление относит к деяниям, посягающим на финансовую деятельность государства [17, c. 534, 592].

Финансовая деятельность государства — это его деятельность по образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих его бесперебойное функционирование и развитие. Государство руководит и направляет финансовую деятельность через свои органы, которые наделены для этого специальной компетенцией [18, c. 10–27]. Контрабанда не может иметь в качестве своего непосредственного объекта указанную деятельность по крайней мере по двум причинам: а) понятие «деятельность» нельзя считать тождественным понятию «общественные отношения»; б) рассматриваемое деяние совершается в иной сфере, поэтому и не может нарушать финансовую сферу.

В 1975г. в период существования государственной монополии на внешнюю торговлю, Ю. И. Сучковым было высказано мнение о том, что непосредственным объектом контрабанды являются общественные отношения, регулирующие установленный порядок перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации [19, c. 27]. Речь в этом случае идет об общественных отношениях, которые «возникают между государственными органами власти и управления с одной стороны, предприятиями, организациями, кооперативами и т. д., а также физическими лицами — с другой стороны, в процессе перемещения грузов через таможенную границу при осуществлении внешнеэкономических связей с юридическими и физическими лицами иностранных государства [20, c. 31].

Данное определение непосредственного объекта контрабанды вообще и контрабанды культурных ценностей в частности достаточно адекватно очерчивает круг общественных отношений, терпящих урон каждый раз при совершении любого вида незаконного перемещения как товаров или иных предметов, указанных в ч.1 ст. 226.1 УК РФ.

Объективная сторона преступления выражается в действии, которое состоит в незаконном перемещении через таможенную границу Таможенного союза либо государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза предметов контрабанды. Таможенный кодекс Таможенного союза определяет незаконное перемещение товаров через таможенную границу как перемещение товаров через таможенную границу: 1) вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах; 2) с сокрытием от таможенного контроля; 3) с недостоверным декларированием или недекларированием товаров; 4) с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах; 5) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации; 6) покушение на такое перемещение (подп. 19 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Важным признаком объективной стороны является место совершения преступления — таможенная граница Таможенного союза либо государственная граница Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза. Под таможенной границей Таможенного союза следует понимать пределы таможенной территории Таможенного союза. При этом в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза Единую таможенную территорию таможенного союза (далее — таможенная территория таможенного союза) составляют территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств — членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства — члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией (п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Государственная граница Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза определяется на основании международных договоров. Перемещение соответствующих предметов вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах предполагает совершение лицом любых умышленных действий по их ввозу (вывозу) на территорию Таможенного союза либо территорию Российской Федерации вне пунктов пропуска либо вне времени их работы через таможенную границу Таможенного союза либо государственную границу Российской Федерации.

Перемещение контрабанды путем сокрытия от таможенного контроля означает, что лицо, не уклоняясь от досмотра, перемещает соответствующие предметы, камуфлируя, используя различные тайники или иным образом утаивая и скрывая их. Контрабанда, совершаемая путем обманного использования документов или средств таможенной идентификации, предполагает перемещение соответствующих предметов через таможенную границу Таможенного союза либо государственную границу Российской Федерации, сопряженное с предоставлением таможенному органу в качестве документов, необходимых для таможенных целей: а) поддельных документов; б) недействительных документов; в) документов, полученных незаконным путем; г) документов, содержащих недостоверные сведения; д) поддельных средств идентификации; е) подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам [4].

Объективная сторона характеризуется: а) действием (перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов в крупном размере), б) способом (перемещение их помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием), в) местом совершения.

В соответствии со ст. 4 п. 3,4 ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза — совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами; под вывозом товаров с таможенной территории таможенного союза понимается совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до фактического пересечения таможенной границы.

Рассмотрим теперь более подробно способы совершения контрабанды, в том числе и контрабанды культурных ценностей.

Перемещение культурных ценностей помимо таможенного контроля. Прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ допускается в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, во время работы таможенных органов (ст. 407 «Время работы таможенных органов»). В иных местах товары и транспортные средства могут прибывать на таможенную территорию РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе РФ.

Правительство РФ вправе устанавливать пункты пропуска через Государственную границу РФ для прибытия на таможенную территорию Российской Федерации отдельных видов товаров.

Таможенный контроль — это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о контрабанде» перемещение товаров или иных предметов помимо таможенного контроля заключается в совершении умышленных действий по их ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории вне пунктов пропуска через Государственную границу РФ или иных мест нахождения таможенных органов (таможен, таможенных постов) либо вне времени их работы, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, или без разрешения таможенного органа, если международным договором Российской Федерации или федеральным законодательством не предусмотрено свободное движение товаров через таможенную границу РФ без таможенного контроля.

Данное определение подходит и для контрабанды культурных ценностей, за исключением разве что последнего упоминания о свободном движении таких ценностей, поскольку в каждом случае перемещения культурной ценности через границу необходимо получать специальное разрешение уполномоченного органа.

Сокрытие культурных ценностей от таможенного контроля. Под сокрытием от таможенного контроля культурных ценностей понимаются любые действия, направленные на то, чтобы затруднить обнаружение таких ценностей либо утаить их подлинные свойства или количество (например, придание ценностям вида других предметов, использование тайников, специально изготовленных, или приспособленных для контрабанды в предметах багажа, одежды, или оборудованных на транспортных средствах, используемых для перемещения товаров через таможенную границу, сокрытие культурных ценностей в полостях человеческого тела).

Существует множество способов сокрытия от таможенного контроля перемещаемых контрабандным путем культурных ценностей: картины скручивают в рулон и помещают внутрь специального контейнера какой-либо емкости либо, к примеру, внутрь ковра и т. д. Другие культурные ценности прячут под двойным дном предметов мебели, багажника автомобиля, при контрабанде предметов археологического наследия их могут предварительно разбить, спрятать по частям, а после склеить [21, c. 127].

При вывозе контрабандным способом небольших изделий используются изготовленные нательные пояса с карманами, которые нашиваются на одежду. Изготавливаются тайники и в обуви. Чрезвычайно трудно найти контрабанду, перевозимую подобным образом, в частности непросто обнаружить обернутую вокруг тела буддийскую икону (танка), которая представляет собой хлопчатобумажное, льняное или шелковое полотно с нанесенным на него красками сюжетом, или ценную марку, заложенную в журнал.

Обманное использование документов или средств таможенной идентификации при контрабанде культурных ценностей. Под обманным использованием документов или средств таможенной идентификации при контрабанде культурных ценностей следует понимать предъявление органам таможенного контроля в качестве оснований или условий для перемещения культурных ценностей заведомо поддельных документов либо документов, полученных незаконным путем либо относящихся к другим предметам, иных документов, не имеющих юридической силы, а равно использование поддельных таможенных пломб, печатей, маркировки, штампов и иных средств таможенной идентификации или подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам.

Для каждой процедуры перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу предусмотрен исчерпывающий перечень документов и сведений, подлежащих предоставлению таможенному органу. Исходя из этого, не могут рассматриваться как незаконные действия лица, осуществляющего перемещение товаров или иных предметов через таможенную границу РФ, в случае если это лицо не представило таможенным органам дополнительные, не предусмотренные указанными перечнями документы и сведения.

При контрабанде культурных ценностей этот способ проявляется в предъявлении таможенным органам свидетельств на право вывоза культурных ценностей по подложным или фальшивым разрешительным документам. Это могут быть копии чеков, квитанции, нотариально заверенные акты дарения и т. д. [22, c. 9].

Недекларирование при контрабанде культурных ценностей. Недекларирование культурных ценностей при контрабанде предполагает умышленное незаявление в таможенной декларации (или иным предусмотренным Таможенным кодексом РФ способом декларирования товаров) сведений, необходимых для принятия решения о выпуске таких ценностей, помещения их под избранный таможенный режим, исчисления и взимания таможенных платежей.

Недостоверное декларирование при контрабанде культурных ценностей. По сути дела, это сообщение ложных сведений о тех же обстоятельствах при декларировании. Можно определить недостоверное декларирование как заявление в таможенной декларации или в другой установленной форме декларирования заведомо ложных сведений о культурных ценностях, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для принятия решения о выпуске культурных ценностей, помещении их под избранный таможенный режим, исчислении и взимании таможенных платежей. Например, при контрабанде античных монет меняются их характеристики в таможенной декларации, и они беспрепятственно провозятся через границу.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: 1) объект контрабанды в литературе рассматривается как отношения в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля, либо только внешнеэкономической деятельности; 2) объективная сторона преступления выражается в действии, которое состоит в незаконном перемещении через таможенную границу Таможенного союза, либо государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза предметов контрабанды; 3) важным признаком объективной стороны является место совершения преступления — таможенная граница Таможенного союза либо государственная граница Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза.

Литература:

1. Пионтковский А. А. Уголовное право РСФСР. Часть общая. М., 1924.С. 129–130; Никифоров Б. С. Объект преступления по советскому уголовному праву. М., 1960;

2. Уголовное право России.Т.1. Общая часть/Под. ред. А. Н. Игнатова и Ю. А. Красикова. М.1998. С.104;

3. Наумов А. В. Российское уголовное право. Общая часть: Курс лекций. М., 1999. С.157–159.

4. URL: http://www.ugolkod.ru/kommentarii-k-st-226–1-uk-rf

5. Михайлов В. И., Федоров А. В. Уголовная ответственность за контрабанду: Учебно-практическое пособие. — СПб., 2005.

6. Романов И. А. Социологическая и уголовно-правовая характеристика контрабанды. Автореф. дис…канд. юрид. наук. — М., 2004. С 16

7. Талан М. В. преступления в сфере экономической деятельности: вопросы теории, законодательного регулирования и судебной практики. Дис…докт. юрид. наук. — Казань, 2002. — С. 375

8. Волженкин Б. В. Преступления в сфере экономической деятельности. — СПб., 2002. — С. 386.

9. Нарышкин В. Л. Уголовно-правовая охрана внешнеэкономической деятельности. Дис…канд. юрид. наук. Ижевск. 2004. — С. 84.

10. Оболенский В. Открытость экономики и экономической безопасности в России // МЭ и МО. — 1995. — № 5 — С. 125–126.

11. Чепко И. Б. Экономическая безопасность и ее роль в обеспечении общественного благосостояния. — Ростов-на-Дону, 2000. — С.12.

12. Лопашенко Н. А. Преступления в сфере экономической деятельности: понятие, система, проблемы квалификации и наказания. — Саратов, 1997. — С. 7.

13. Волженкин Б. В. Комментарий Уголовного кодекса Российской Федерации. — СПб., 1996. — С. 211.

14. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть/ Под ред. А.И. рарога. — М., 2002. — С. 195; Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть/Под. Ред. Л. В. Иногамовой-Хегай, А. И. Рарога, А. И. Чучаева. — М., 2004. — С. 229.

15. Курс уголовного права. Особенная часть. Т.4/ Под. Ред. Г. Н. Борзенкова, В. С. Комиссарова. — М., 2002. — С. 87; Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть/ Под. Ред. Иногамовой-Хегай. — М., 2002. — С. 145.

16. Уголовное право России. Части Общая и Особенная / Под. ред. А. И. Рарога. — М., 2003. — С. 467.

17. Иванов Н. Г. Уголовное право России. Общая и Особенная части. — М., 2003. — С. 534, 592.

18. Финансовое право/ Под. ред. О. Н. Горбуновой. — С. 10–27.

19. Сучков Ю. И. Контрабанда и ответственность. Калининград, 1975. — С. 27.

20. Сучков Ю. И. Защита внешнеэкономической деятельности Российской Федерации по уголовному и таможенному законодательству (проблемные аспекты теории и законодательства). Автореф. дис… докт. юрид. наук. — СПб., 1997. — С. 31.

21. Фомичев С. А. Борьба с контрабандой культурных ценностей. С. 197.

22. Караванская К. Контрабанда культурных ценностей: криминологический анализ // Ученые записки Санкт-Петербургского филиала им. В. Б. Бобкова Российской таможенной академии. 2004. N 1. С. 9.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle