Библиографическое описание:

Иванова И. Н. Основные проблемы правоприменительной практики по делам о вывозе культурных ценностей за рубеж [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы V междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 118-122.



Контрабанда культурных ценностей совершается в основном организованными, относительно стабильными и сплоченными группами, специально созданными для занятия подобной деятельностью на основе чёткого распределения ролей на так называемой конвейерной основе. Среди участников групп выделяются продавцы, скупщики и переправщики товаров, действующие на территории России. Иногда ими являются реставраторы музеев, библиотек, церквей и оценщики предметов старины. Переправщики — как правило специально нанятые курьеры, реже — непосредственные скупщики ценностей. Обычно эти лица пользуются особым доверием организаторов преступления, так как утрата товара означает срыв сделки, ведь покупателям (любителям российской старины) нужна конкретная вещь, а не родовой товар. Нередко в качестве курьеров используются иностранцы — сотрудники дипломатических представительств, обладающие дипломатическим иммунитетом.

Получателями контрабанды выступают, в основном, лица, выехавшие из России на постоянное место жительства за границу, зачастую они сохраняют российское гражданство. Обычно они же занимаются реализацией незаконно вывезенных из России ценностей через открытые для этих целей магазины, лавки.

Контрабандные группы, специализирующиеся на вывозе из России культурных ценностей, формируются, как правило, из лиц, выехавших на жительство за границу из их ближайшего окружения, родственников, знакомых и бывших сослуживцев, оставшихся в России. Последние часто также преследуют цель покинуть пределы России и перед этим обычно переправляют имеющиеся у них ценности своим родственникам или знакомым на Запад. В других же случаях преступники активно занимаются на территории России поиском определенных культурных ценностей по подсказке из-за границы с тем, чтобы незаконно переправить эти ценности за рубеж и создать таким путем определенный капитал, материально обеспечив свою жизнь после выезда на жительство за границу.

Договорённость между участниками преступной группы о совместном занятии контрабандной деятельностью может быть достигнута лично, перед выездом кого-либо из них на жительство за границу, в период пребывания отдельных представителей группы в зарубежной командировке или туристической поездке либо посещении по частным, туристическим визам России ранее выехавших лиц. Кроме того, установление преступных контактов и получение согласия на участие в контрабандной деятельности осуществляется через посредников по телефону либо с помощью почты. Выехавшие за рубеж лица часто информируют в письмах и по телефону своих родственников, знакомых о появившихся у них возможностях реализации культурных ценностей (покупка ими в частную собственность магазинов и пр.), сообщают цены на российские культурные ценности на Западе, о знакомстве с владельцами магазинов, галерей, с частными коллекционерами и получении их согласия на реализацию или покупку культурных ценностей по выгодным ценам [1, c. 217].

При расследовании контрабанды подлежат установлению следующие обстоятельства:

  1. Когда, где, каким способом и при каких обстоятельствах совершена контрабанда. Выясняются точное время (дата) и место незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации предметов контрабанды. При этом следует учитывать, что перемещение таможенную границу может осуществляться лично контрабандистом при пересечении таможенной границы либо безличным способом, когда контрабандист сам непосредственно не участвует в перемещении предметов контрабанды через таможенную границу [2, c. 375]. Устанавливается, применялось ли контрабандистами физическое или психическое насилие к лицу, осуществлявшему таможенный контроль, в чём конкретно оно выразилось; предшествовала ли преступлению подготовка, какая именно, кем и когда она проведена; не сопряжена ли контрабанда с совершением других преступлений. Так, например, контрабанда культурных ценностей может быть сопряжена с хищением предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность.
  2. Предмет контрабанды, которым признаются культурные ценности в крупном размере, представляет стоимость, превышающую сто тысяч рублей. В процессе расследования устанавливается точное наименование и количество таких предметов, их стоимость, индивидуальные качества, влияющие на квалификацию содеянного, принадлежность конкретному физическому или юридическому лицу.
  3. Кто совершил контрабанду, сколько лиц участвовало в совершении преступления, данные об их личности (возраст, профессия, место работы и место жительства), не совершали ли эти лица подобных преступлений прежде и судимы ли они в прошлом. В соответствии с законом уголовной ответственности за контрабанду подлежит лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. При этом субъектом данного преступления могут быть как граждане Российской Федерации, так и иностранцы и лица без гражданства. В случае, когда контрабанда совершается группой лиц, устанавливается степень участия в преступлении каждого из них. Поскольку закон устанавливает в качестве специального субъекта контрабанды должностное лицо, использовавшее свое служебное положение, необходимо устанавливать, не является ли таковым лицо, совершившее контрабанду. Выясняется, как характеризуется лицо, совершившее контрабанду; имеются ли обстоятельства, отягчающие или смягчающие его ответственность.
  4. Причины и условия, способствовавшие совершению контрабанды.

Организация расследования дел о контрабанде в значительной мере обусловливается характером следственных ситуаций, складывающихся на момент возбуждения уголовного дела. К наиболее распространенным (типичным) относятся такие ситуации, когда в распоряжении следствия имеются достаточные данные:

1) о деянии, содержащем признаки контрабанды, однако информация о лице, её совершившем, полностью отсутствует либо её недостаточно для индивидуализации этого лица — так называемая бесхозная контрабанда;

2) о деянии, содержащем признаки контрабанды, и лице, причастном к её совершению, однако местонахождение этого лица неизвестно либо оно находится за границей;

3) о деянии, содержащем признаки контрабанды, лице, её совершившем, о местонахождении этого лица (лицо задержано либо известно, где оно находится).

Процесс собирания доказательств законодательно регламентирован ст. 86 УПК РФ. Первоначальной и необходимой стадией собирания доказательств является их обнаружение, что предполагает отыскание её источников и непосредственное чувственное восприятие фактических данных субъектами доказывания.

Доказательственная информация может быть обнаружена:

1) в ходе производства следственных действий;

2) путем производства иных процессуальных действий;

3) путем представления предметов и документов подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком и их представителями, а также их защитниками.

Сущность деятельности по собиранию доказательств состоит во введении доказательственной информации в уголовное дело. После обнаружения доказательств дознаватель, следователь приступают к выполнению процессуальных действий, направленных на закрепление доказательств.

Изучение и анализ материалов уголовных дел о контрабанде культурных ценностей, позволяет утверждать, что по делам данной категории проводится большинство видов следственного осмотра — это осмотр места происшествия; осмотр предметов, в которых обнаружены вещественные доказательства; осмотр самого предмета контрабанды; осмотр транспортного средства; осмотр различных документов [3, c. 59].

Необходимо также отметить, что осмотр места происшествия по делу о контрабанде культурных ценностей имеет свои особенности, обусловленные рядом таких обстоятельств, как:

1) предмет преступления;

2) способ перемещения контрабанды через таможенную границу РФ;

3) специфика транспортного средства, при помощи которого перемещались предметы.

Другим следственным действием, производимым дознавателями таможенных органов при расследовании уголовных дел о контрабанде культурных ценностей, является выемка. Она может производится лишь при наличии достаточных оснований, позволяющих сделать вывод месте о нахождении интересующих предметов и документов, если точно известно, где и у кого они находятся.

Порядок производства обыска законодательно регламентирован ст. 182 УПК РФ. Обыск производится на основании постановления следователя, дознавателя, а если местом производства обыска является жилище — на основании судебного решения. Для принятия решения о проведении обыска «большое значение имеют фактические данные, полученные органами дознания в результате оперативно-розыскных действий» [4, c. 125].

Особое значение для всестороннего, полного и объективного установления обстоятельств совершённого преступления при расследовании уголовных дел рассматриваемой категории имеет судебная экспертиза, так как она является наиболее квалифицированной формой использования специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле. Заключение и показания экспертов в соответствии с законом являются доказательствами по уголовному делу (Ч. 2 ст. 74 УПК РФ).

При производстве экспертиз, по делам о контрабанде необходимо учитывать, что специалисты и эксперты, которых следователи привлекают для установления стоимости предметов, при осуществлении такой деятельности пользуются различными методиками и заключения могут быть подвергнуты сомнению с точки зрения достоверности установления стоимости. В каждом конкретном случае необходимо избирательно подходить к подбору специалистов-товароведов, при необходимости назначать комиссионные экспертизы, тщательно анализировать заключения экспертов.

Заключения экспертов должны подкрепляться наличием документов, подтверждающих правильность определения указанных характеристик. При возникновении сомнений необходимо допрашивать специалистов по существу составленного ими заключения. Перед экспертами необходимо поставить следующие вопросы:

а) составляют ли изъятые предметы (картины, посуда, часы, скульптура, ювелирные украшения и т. п.) художественное (или другое) достояние России;

б) если да, то когда и каким мастером они написаны (изготовлены);

в) в каких российских, иностранных каталогах указаны, в экспозиции какого музея они состоят;

г) являются ли данные предметы подлинными или поддельными;

д) имеются ли на данной картине (другом предмете) следы, свидетельствующие о желании скрыть эту картину, выдавая её за товар, не имеющий исторической, художественной ценности;

е) если да, то какие именно следы.

По уголовным делам о контрабанде возникает необходимость в производстве экспертиз по определению исторической ценности и стоимости незаконно вывезенных за границу предметов: художественных произведений, антиквариата, икон и пр. Такие экспертизы могут производиться и в отсутствие самих предметов по документам, которыми располагает следствие. Для их проведения привлекаются специалисты-искусствоведы. Подобные экспертизы требуют тщательной подготовки и, прежде всего, создания полной информационной базы для их проведения. С этой целью всех лиц, имеющих отношение к переправленным за границу предметам и ценностям, подробно допрашивают о внешних признаках и особенностях каждого предмета, обстоятельствах его приобретения, хранения, оценки, сбыта, перемещения через таможенную границу. При этом очень важно установить и подробно допросить прежних владельцев картин, икон и предметов антиквариата, по возможности составить с участием специалиста-искусствоведа и подробное описание этих предметов, принять все меры к отысканию фотографий, эскизов, слайдов, зарисовок, изготовленных с оригиналов или каталогов с их изображениями [5, c. 990].

При расследовании уголовных дел о контрабанде культурных ценностей обычно удается обнаружить материальные следы преступления, совершённого в относительно недавнее время. Вещественные доказательства этого преступления, относящиеся к более отдаленному периоду, изымаются сравнительно редко, что затрудняет доказывание так называемых старых эпизодов. Однако о прошлой контрабандной деятельности могут свидетельствовать различные записи о расчетах преступников между собой, адреса, номера телефонов сообщников, проездные, багажные документы, письма и тому подобное.

Нужно иметь в виду, что для определения стоимости вывезенных из России на Запад предметов антиквариата, религиозного культа или исторической значимости преступниками привлекаются специалисты различных направлений, используются изданные за рубежом каталоги, проспекты, прейскуранты. Установление этих обстоятельств весьма важно для доказывания вины по делам о контрабанде. Конкретными вещественными доказательствами по этим делам могут быть обнаруженные у участников преступной группы фотографии, эскизы, описания переправленных за границу предметов, документы об их приобретении или оценке [6, c. 57–63]. При производстве обысков, выемок, иных следственных действий эти предметы подлежат обязательному изъятию. В процессе следствия они тщательно осматриваются, а затем при необходимости предъявляются обвиняемым или свидетелям для получения по ним подробных показаний.

При задержании на таможне курьеров с контрабандой следственные и оперативные подразделения правоохранительных органов должны принять все меры для выявления настоящих владельцев предметов контрабанды. Эти предметы подвергаются тщательному исследованию в целях обнаружения сопроводительных писем и других улик в отношении соучастников контрабанды.

Если курьерами являются иностранные дипломаты, у них через соответствующие подразделения МИД истребуются объяснения и решается вопрос об их дальнейшем пребывании в России.

В процессе расследования уголовных дел в отношении лиц, занимающихся контрабандой культурных ценностей, как правило, проводится комплекс следственных и оперативных мероприятий, направленных на изъятие денег и других ценностей, нажитых преступным путем, а также возвращение в Россию незаконно вывезенных за границу ценностей либо получение их эквивалента в иностранной и российской валюте [7, c. 27].

Эти задачи решаются путем целенаправленных допросов обвиняемых, свидетелей, организацией оперативно-розыскной работы. Допросы обвиняемых и свидетелей строятся на разъяснении указанным лицам положений о добровольном возмещении нанесенного преступной деятельностью ущерба государству, частным лицам как обстоятельстве, смягчающем наказание.

Иногда в рамках проведения оперативной разработки обвиняемых используется следующий тактический приём: до их сведения доводятся имеющиеся в распоряжении следствия данные, характеризующие их соучастников как лиц, которые присвоили причитающуюся обвиняемым долю от реализации контрабанды, затем обвиняемым предлагается обратиться к соучастникам или другим лицам, у которых находятся ценности, нажитые преступным путем, с просьбой выдать их следствию в качестве добровольного погашения обвиняемым ущерба, причиненного государству [8, c. 312].

Возможно, что такое предложение обвиняемого, если он обратится с ним к указанным выше лицам, не вызовет у них положительной реакции, и они попытаются оказать на раскаявшегося негативное воздействие. В подобных ситуациях нецелесообразно проведение очной ставки для устранения противоречий в показаниях. Желательно исключить контакт раскаявшегося с соучастниками, при этом следователь может ограничиться видеозаписью допроса обвиняемого, получением от него записки к сообщникам с предложением о выдаче ценностей, нажитых преступным путем. Реакцию участников преступной группы и свидетелей на предложение целесообразно проконтролировать оперативным путем.

При допросе подозреваемого требуется выяснить: каким способом совершалось хищение предмета контрабанды — проникновение в помещение, отключение сигнализации, создание экстренных ситуаций (пожар и пр); где хранились похищенные предметы; какой способ использовался для сокрытия картины (картина выдавалась за предмет, не имеющий художественно-исторической ценности, и др.).

Достоверность показаний обвиняемого проверяется путем следственного эксперимента. Расследование контрабанды культурных ценностей осложняется тем, что, как правило, нет свидетелей хищения, доказывание вины обвиняемого основывается на заключениях экспертов, результатах осмотров и следственных экспериментов.

В последние годы контрабандисты применяют всё более ухищренные способы сокрытия культурных ценностей, что позволяет им безнаказанно действовать длительное время. В контрабандную деятельность часто вовлекаются работники таможенных учреждений, сотрудники различных министерств, ведомств, организаций, регулярно выезжающие за рубеж и имеющие контакты с иностранными организациями и фирмами, в частности, с различными благотворительными фондами. В большинстве случаев к моменту возбуждения уголовного дела предметы контрабанды отсутствуют, как и сама возможность вернуть их нашему государству из-за границы.

Перечисленные сложности правоприменительной практики по делам о контрабанде свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования правовых мер противодействия указанному явлению.

Литература:

  1. Михайлов В. И., Федоров А. В. Уголовная ответственность за контрабанду: Учебно-практическое пособие. — СПб., 2005.
  2. Талан М. В. преступления в сфере экономической деятельности: вопросы теории, законодательного регулирования и судебной практики. Дис…докт. юрид. наук. — Казань, 2002. — С. 375
  3. Ляпустина Н. С. Доказываниепоуголовнымделамо контрабанде культурных ценностей:Дис...канд.юрид. наук: М, 2005. — С.59
  4. Баев О. Я.Тактика следственных действий, Воронеж,1992.- С.125
  5. Криминалистика: Учебник. / Под ред. А. Д. Эйсмапа. — М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. — 990 с.
  6. Бурданова В. С. Использование непроцессуальных познавательных мероприятий в доказывании по уголовному делу. // Государство и право. — 1997. — № 9. — С. 57−63.
  7. Сучков Ю. И. Контрабанда и ответственность. Калининград, 1975. — С. 27.
  8. Русанов Г. А. Преступленияв сфереэкономическойдеятельности:учебноепособие. — М.: Проспект, 2011.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle