Библиографическое описание:

Севостьянова Е. В. К вопросу о квалификации административных правонарушений при привлечении к административной ответственности по ст. 16.2 КоАП РФ (общие положения) [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 37-40.



В современных условиях возрастает роль и значение российской таможенной службы не только как органа исполнительной власти, регулирующего важные вопросы внешнеэкономической деятельности государства, но также как правоохранительного и контролирующего органа. Поэтому в правоприменительной деятельности органов административной юрисдикции особую актуальность приобретают вопросы квалификации нарушений таможенных правил, проблемы законности привлечения лиц к административной и иным видам ответственности.

Неправильная квалификация нарушения порядка декларирования товаров при помещении под таможенную процедуру может повлечь назначение меры наказания, неадекватной содеянному, необоснованное применение иных ограничительных мер. При этом наблюдается увеличение числа административных правонарушений в таможенной сфере, изменяется содержание и характер девиантного поведения в этой области общественных отношений. Как показывает анализ практики ФТС России за 2013 г. возбуждено 79 170 дел, в 2014 г. — 79727 дел, в 2015 г. — 80385 дел. Закономерностью является возбуждение наибольшего количества административных дел по недекларированию либо недостоверному декларированию товаров, правовое регулирование которых осуществляется в основном статьей 16.2, а также другими статьями главы 16 КоАП РФ. Например в 2013 г. по ст. 16.2 «Недекларирование или недостоверное декларирование товаров» возбуждено 21555 дел (что составляет 27 % от общего количества), в 2014 г. — 22593 дел об (28 %), в 2015 г. — 23 728 дел (30 %) [1].

В административном праве под квалификацией правонарушений понимается установление и юридическое закрепление точного соответствия между признаками совершенного деяния и признаками конкретного состава административного правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [2, с.150].

Квалификация административных правонарушений это, прежде всего, деятельность правоприменительных органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях. Как составная часть деятельности компетентных должностных лиц (органов) по применению законодательства об административных правонарушениях, квалификация представляет собой мыслительный процесс того или иного лица, заключающийся в сопоставлении признаков совершенного деяния с признаками, включенными законодателем в конструкцию определенного состава.

Результатом этого сопоставления является правовая оценка совершенного деяния. Данной оценкой должностное лицо подтверждает, что деяния содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного той или иной статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [3]. Такая оценка также является основанием для возбуждения дела по административному правонарушению с привлечением виновного лица к административной ответственности и назначения наказания, предусмотренного санкцией данной статьи.

Таким образом, для выяснения роли квалификации соответствующих правонарушений необходимо сначала проанализировать понятие и признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 16. 2 КоАП РФ, в рамках административных правонарушений в области таможенного дела.

Так, административное правонарушение в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) — противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, посягающее на установленные таможенным законодательством Таможенного союза и Российской Федерации правила таможенного регулирования, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

Оно характеризуется следующими обязательными признаками:

– во-первых, любое административное правонарушение — это деяние, то есть объективно выраженное действие (сокрытие товаров от таможенного контроля, несоблюдение запретов и ограничений, нарушение сроков временного хранения товаров и т. д.) или бездействие (непринятие перевозчиком мер в случае аварии или непреодолимой силы, непредставление в таможенный орган отчетности и т. д.);

– во-вторых, это общественно опасное деяние, посягающее на любой из перечисленных в ст. 1.2 КоАП РФ общих родовых объектов посягательств. Именно общественная опасность правонарушения обуславливает ответственность за его совершение. Отсутствие данного признака свидетельствует и об отсутствии правонарушения. Любое административное правонарушение, посягая на установленный правопорядок, причиняет ему тот или иной вред. Причем нежелательный результат может проявляться как в реальном вреде (недопоступление таможенных платежей в бюджет), так и создании условий для наступления вреда (нарушение сроков уплаты таможенных платежей). Степень общественной опасности является единственным критерием, отграничивающим административное правонарушение от преступления;

– в-третьих, административным правонарушением признается лишь виновное деяние, и отсутствие вины в действиях (бездействии) физических и юридических лиц полностью исключает возможность квалификации их поведения в качестве административного правонарушения. При этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ);

– в-четвертых, это деяние противоправное, за совершение которого действующим законодательством предусмотрена административная ответственность;

– в-пятых, административное правонарушение — это деяние наказуемое. Это очень важный признак административного правонарушения. Конкретное действие либо бездействие может быть признано административным правонарушением только в том случае, если за его совершение законодательством предусмотрена административная ответственность [4, с. 265].

Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров в свою очередь, это один из видов административных правонарушений в таможенном деле, которое затрагивает общественные отношения связанных с порядком декларирования товаров при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза.

Таким образом, можно дать следующее определение недекларированию либо недостоверному декларированию товаров, как административное правонарушение, — противоправное, общественно опасное, виновное действие (бездействие) декларанта либо таможенного представителя, посягающее на установленный таможенным законодательством порядок декларирования товаров при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, за котороезаконодательствомоб административных правонарушениях установленаадминистративная ответственность. При этом, в рассматриваемом правонарушении выделяется сразу три отдельных состава такого правонарушения.

Рассмотрим недекларирование либо недостоверное декларирование товаров через призму взаимосвязанных элементов состава данного правонарушения. Необходимость установления признаков состава правонарушения прямо предусмотрена законодателем в ст. 24.5 КоАП РФ, где данные сведения могут рассматриваться как обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении в случае их отсутствия.

Субъектами правонарушения могут быть — физические лица (граждане, должностные лица, предприниматели без образования юридических лиц) или юридические лица, на которых в соответствии с законодательством Таможенного союза, Российской Федерации о таможенном деле возложена обязанность декларирования товаров.

Субъективная сторона — для физических лиц может выражаться в форме умысла или неосторожности. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность декларирования (достоверного декларирования) в соответствии с требованиями законодательства, но оно не приняло для этого все зависящие от него меры.

Объект правонарушения — порядок таможенного оформления товаров.

Объективные стороны административных правонарушений, предусмотренных частями 1–3 статьи 16.2 КоАП РФ, выражаются в форме бездействия (недекларирования) либо действия (недостоверного декларирования) и состоят в невыполнении обязанности по декларированию товаров по установленной форме (часть 1 статьи 16.2 КоАП РФ), или в недостоверном декларировании, то есть в заявлении в декларации на товары либо в документе другой установленной формы декларирования недостоверных сведений (части 2 и 3 статьи 16.2 КоАП РФ).

Часть 1 статьи 16.2 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 КоАП РФ. То есть, таможенному органу не заявляется товар, подлежащий таможенному оформлению (или же не заявляется часть этого товара). Также к недекларированию товаров относятся ситуации, в которых при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в декларации на товары сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации. Таким образом, мы можем говорить о заявлении декларантом либо таможенным представителем несоответствующих действительности сведений о количестве товара. Тем самым лицо не выполняет требование таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара.

Часть 2 статьи 16.2 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, о стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

Часть 3 статьи 16.2 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, запретов и ограничений.

В Таможенном кодексе Таможенного союза отсутствуют нормы, регламентирующие квалификацию нарушений таможенных правил, т. к. им посвящена вся глава 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное правонарушения, связанного с недекларированием либо недостоверным декларирование товаров, является одним из контрабандообразующих состав административных правонарушений главы 16 КоАП РФ, отличающиеся повышенной опасностью, и как следствие, требуют досконального знания таможенного и административного законодательства, позволяющего правильно квалифицировать совершенное противоправное деяние.

Необходимо согласится с мнением ученого Фаттахова В. М., который определяет критерии правовой квалификации нарушений таможенных правил за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и их зависимость от:

– объекта посягательства, защищаемого нормами главы 16 КоАП РФ, соответствующего классификационной группе однородных общественных отношений в области таможенного дела;

– процессуально удостоверенного характера, способа, времени и места совершения деяния, признаки которого закреплены в применяемой правовой норме;

– категории специального субъекта административной ответственности за нарушения таможенных правил, обозначенного в таможенном или административном законодательстве [5, с. 1].

Статья 16.2 КоАП РФ требует точной квалификации правонарушения по одной из ее частей. В связи с этим возникают определенные сложности при отнесении правонарушений к тому или иному составу АП ст. 16.2 КоАП РФ таможенными органами и судами.

Так, основным критерием разграничения составов правонарушений по ч. ч. 1 и 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является характер заявляемых сведений, а основным критерием разграничения составов правонарушений по ч. ч. 2 и 3 ст. 16.2 КоАП РФ является характер наступивших или предполагаемых негативных последствий правонарушения.

Правильная квалификация нарушения порядка оформления товаров, а именно декларирование товаров при помещении под таможенную процедуру, обеспечивает соблюдение законности при привлечении субъекта к ответственности, выражает достоверную социальную и правовую оценку совершенного деяния, гарантируя при этом обеспечение и соблюдение прав и законных интересов физических и юридических лиц, способствует индивидуализации ответственности и справедливости назначаемых наказаний. Правильная квалификация — это необходимое условие законности правоприменительной деятельности таможенных органов.

Однако деяния, образующие объективную сторону составов административных правонарушений, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, достаточно многочисленны и для их правильной квалификации, а также для разграничения от других нарушений таможенных правил необходимо детальное изучение действующего таможенного законодательства.

Литература:

  1. Информационно-аналитический обзор правоохранительной деятельности таможенных органов (за 2013–2015 годы).
  2. Юридический словарь/ под ред. А. Н. Азрилиана. — М.: Институт новой экономики, 2007. — 275 с.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
  4. Административное право: учебник/ под ред. Л. Л. Попова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2006. — 317 с.
  5. Фаттахов В. М. Правовое регулирование ответственности за нарушение таможенных правил (аспекты квалификации): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юр.наук. — РИО РТА, Люберцы, 2003, с.1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle