Библиографическое описание:

Лещенко О. В. Роль структурных компонентов правосознания в формировании правовых и ценностных установок несовершеннолетних [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 8-11.



В статье рассмотрены основные структурные компоненты правового сознания и их влияние на формирование правовых, ценностных установок несовершеннолетних. Особое внимание обращено на правовые установки и ценностные ориентиры несовершеннолетних, которые отражают правовую сторону социальной действительности и обуславливают их законопослушное поведение в обществе.

Ключевые слова: правовое сознание, компоненты правосознания, государство, общество, закон, нормы права, правовые установки, правовая действительность, ценностные установки

На протяжении всей человеческой истории правовое сознание общества укрепляло правопорядок любого государства и выступало основным движущим фактором законопослушного поведения граждан, уважительного отношения к нормам права, законам, устоям и правопорядку.

Правовое сознание несовершеннолетних является частью правосознания общества в целом. Особенно важным представляется процесс формирования правовых и ценностных установок в несовершеннолетнем возрасте, так как на данном жизненном этапе эта социально-демографическая группа более всего подвержена правовоспитательному воздействию целенаправленного характера и качественные изменения правосознания смогут повысить уровень их нравственно-правовой системы ценностей.

Правосознание, являясь специфической формой общественного сознания, выражается осознанием несовершеннолетними норм права и включает в себя совокупность идей, представлений, чувств, взглядов, которые формируют оценку, отношение к действующему (желаемому праву) и проявляются в правовых поступках.

В подростковом возрасте закладываются самосознание, самооценка, основа и фундамент личности, что влияет на личностное самоопределение несовершеннолетних в обществе. Формирование правосознания несовершеннолетних происходит в процессе правовой социализации и активного общения со сверстниками и взрослыми, в результате чего закладываются правовые и ценностные установки различной направленности (положительные или отрицательные).

Структурные компоненты правосознания несовершеннолетних целесообразно исследовать, используя конструктивный подход [4, с. 13] к оценке количественно-качественных характеристик его сфер: сферы направленности, сферы правового опыта, сферы мотивации.

По мнению Е. И. Курлаевой, Е. А. Певцовой, В. М. Сапогова к основным структурным компонентам (блокам) сферы направленности правового сознания относятся: 1) логико-нормативный; 2) эмоционально-образный; 3) принципиально-волевой [1, с. 23; 4, с. 13, 27; 8, с. 45–46]. Данные компоненты правосознания обеспечивают способность или неспособность индивидуумов к самоопределению в правовом пространстве и выступают основой сфер правового опыта и мотивации.

Логико-нормативный компонент представляет собой правовые знания и социально-правовые представления о законах, нормах права, морали, нравственности, правомерном (противоправном) поведении. Данный компонент правосознания является ведущим и выполняет познавательную (когнитивную) функцию в формировании правосознания несовершеннолетних.

Эмоционально-образный компонент выражается в отношении несовершеннолетних к явлениям правовой действительности, включает в себя социально-правовые установки и ценностные ориентации личности. Данный компонент правосознания выполняет оценочную функцию.

Поведение и правовые поступки несовершеннолетних составляют принципиально-волевой компонент правосознания. Данный компонент выполняет поведенческую функцию в формировании правосознания и характеризует готовность соотносить действия индивидуумов в соответствии с принятыми в обществе нормами права, действовать в согласии или вопреки праву [9, с. 11].

Аналогичной позиции придерживается О. Б. Панова, которая предлагает рассматривать правосознание как интегративное образование трех аспектов: когнитивного, оценочного и установочно-поведенческого [3, с. 24], которые характеризуют сферу направленности правосознания.

Когнитивный компонент (логико-нормативный блок) является ядром правового сознания несовершеннолетних, поскольку без знания и представления о праве не может формироваться ни отношение к нему, ни готовность ему следовать. Когнитивный компонент, являясь результатом процесса познания несовершеннолетним окружающей правовой действительности, включает в себя определенную сумму юридических знаний и умений.

При формировании у несовершеннолетних способности к самоопределению в правовом пространстве они должны обладать уровнями усвоения знаний, такими как понимание, воспроизведение, запоминание, применение, анализ, синтез и оценка.

Широта круга правовой информации обусловлена многообразием человеческой практики. Знания необходимы человеку, в первую очередь для того, чтобы «освоить науку выживания» [6, с. 21]. В основе социально-приспособительной деятельности людей лежит минимальная сумма знаний об объектах и объективных условиях такой деятельности. Это относится и к правовой сфере. К числу основных категорий, которые обязательно должны присутствовать в правосознании несовершеннолетнего, относятся: должное, необходимое, справедливое, а так же категория юридических прав и обязанностей.

В реальной жизни знания в правой или политической сферах несовершеннолетнего появляются не через прочтение или изучение законов, а путем образцового поведения лиц, окружающих субъект, художественные произведения, нормы морали, общение с родственниками, знакомыми и др.

В зависимости от источников информации правовое знание несовершеннолетних может быть объективно истинным или объективно ложным. Ложное знание возникает как результат искажения, и, кроме того, вследствие намеренной пропаганды со стороны заинтересованных групп. Неблагоприятная среда (неблагополучная семья, отсутствие родительского контроля, асоциальные привычки), в которой находится несовершеннолетний, в значительной степени способствуют искаженному восприятию действительности.

Оценочный компонент (эмоционально-образный блок) выражает степень одобрения или, наоборот, неприятия норм права несовершеннолетними. Познавая правовую действительность, несовершеннолетние не остаются равнодушными к полученным знаниям. Они соотносят их с прошлым опытом, потребностями, интересами, целями деятельности. Возникает новое, на этот раз уже эмоционально-психическое образование — психическое отношение к объектам познания и практической деятельности.

Оценочный компонент правосознания включает определение субъективной значимости права как «хорошего или плохого, полезного или вредного, приемлемого или неприемлемого» [7, с. 59], такое отношение выражается в оценке. Оценка состоит в признании значимости чего-либо. Как правило, это всегда сравнение, в результате которого несовершеннолетний выбирает то, что соответствует потребностям и интересам, ценностям его сознания.

Для несовершеннолетних в качестве объектов оценочных отношений к праву могут выступать: институты права, его принципы и нормы; законопослушное поведение; правовые установки; соблюдение законов и др.

Формирование оценочного компонента правосознания несовершеннолетних осуществляется в ходе ценностно-ориентационной деятельности, направленной на рациональное осмысление социальных ценностей, на осознание личностной причастности к миру, поднимающей несовершеннолетних на уровень субъекта формируемых отношений [10, с. 46].

Личные оценки определяют соответствие положений правовых норм убеждениям. Важную роль при этом играют складывающиеся в правосознании личности несовершеннолетнего представления, к которым можно отнести — понимание правомерного и противоправного, собственное моделирование своего будущего поведения.

Сами по себе ценностные отношения как интеллектуально-эмоциональные образования еще не обладают способностью практической реализации. Такую роль выполняет волевой компонент, формирующий готовность действовать в особом направлении. Включение этого компонента приводит к новым, интеллектуально — эмоционально-волевым образованиям -социальным установкам.

Установочно-поведенческий компонент (принципиально-волевой блок) правосознания несовершеннолетних включает их готовность соотносить свои действия в соответствии с принятыми в обществе нормами права [9, с. 11], действовать в согласии или вопреки праву. Данный компонент правового сознания формирует поведение личности в обществе и воздействует на правовую установку, ценностные ориентации, а также убеждения, цели и мотивы несовершеннолетних.

Совокупным итогом деятельности несовершеннолетних являются правовой опыт и мотивация.

Сфера правового опыта представляет собой опыт, которые несовершеннолетние приобрели на основе имеющихся у них знаний, представлений о нормах права, специфического отношения к явлениям правовой действительности и в процессе совершения определенных правовых поступков. Данная сфера характеризует социально-правовую активность личности в обществе и может быть как положительной, так и отрицательной с точки зрения полученного опыта.

Сфера мотивации является совокупностью движущих сил правового поведения несовершеннолетних, это побуждение к действиям как правомерным, так и противоправным, которые вызывают активность личности в достижении определенной цели. Сфера мотивации поддерживает социально-правовую активность личности и влияет на направленность правового сознания индивидуумов. Мотив побуждает несовершеннолетних к деятельности (правомерной или неправомерной), удовлетворяя при этом их определенные потребности. Мотивация правового поведения зависит от внутренних психических качеств личности и внешних социальных, культурных факторов, влияющих на поведение человека [5, с. 114, 116]. Именно мотивация побуждает человека к исполнению обязанностей и совершенствованию социально полезных творческих действий, превосходящих обычные требования, развивает трудовую и общественно-политическую активность, она построена на основе привлекательных и заранее обещанных благоприятных последствий [2, с. 13].

Исследование структурных компонентов правосознания несовершеннолетних позволяет определить готовность индивидуумов к формированию правовых и ценностных установок. Специфическое свойство установок заключается в том, что это скрытая, потенциальная величина, которая проявляется через реальные, общественно значимые действия личности (правовые поступки).

Структурные компоненты правового сознания формируют правовые и ценностные установки несовершеннолетних как положительной, так и отрицательной направленности, характеризуют их готовность соблюдать законы или пренебрегать нормы права, опосредуют правомерное (противоправное) поведение в обществе.

Литература:

  1. Курлаева, Е. И. Юридическое образование и формирование профессионального сознания юристов: автореф. дис. … канд. юрид. наук / Е. И. Курлаева. — М., 2005. — 30 с.
  2. Малько, А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах: учеб.-методолог. пособие / А. В. Малько. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2007. — 288 с.
  3. Панова, О. Б. Формирование правосознания несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии: дис.... канд. пед. наук / О. Б. Панова. — Архангельск, 2004. — 185 с.
  4. Певцова, Е. А. Проблемы формирования правового сознания учащейся молодежи (теоретико-правовые аспекты): автореф. дис. … д-ра. юрид. наук / Е. А. Певцова. — М., 2006. — 46 с.
  5. Провалинский, Д. И. Мотивация как элемент механизма реализации правовых стимулов / Д. И. Провалинский // Теория и практика общественного развития, № 17, 2014. — С. 114–118.
  6. Разумный, В. А. Содержание образования: единство знаний, эмоций и веры / В. А. Разумный // Педагогика. — 1998. — № 5. — С. 17–22.
  7. Ратинов А. Р., Ефремова Г. Х. Правовая культура и поведение // Юридическая психология: Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Т. Н. Курбатова. — СПб.: Питер, 2001. — С. 50–65.
  8. Сапогов, В. М. Правосознание и правовая социализация несовершеннолетних осужденных из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Монография / В. М. Сапогов. — Псков: АНО «ЛОГОС», 2010.
  9. Щербакова, Н. В. Проблемы правовой установки личности / Н. В. Щербакова. — Ярославль: ЯрГУ, 1993. — 176 с.
  10. Щуркова, Н. Е. Программа воспитания школьника / Н. Е. Щуркова. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2010. — 80 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle