Библиографическое описание:

Адаева О. В., Козуров А. С. Методы правовоспитательного процесса [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 4-6.



Статья посвящена методам правового воспитания, которые играют важную роль в формировании правосознания личности. Целью использования исследуемых методов является создание в сознании и поведении человека позитивных представлений и взглядов о праве. Раскрывается система образовательных и просветительских мер, формирующих установки на уважение и соблюдение права, цивилизованных способов решения споров и профилактики правонарушений. Рассматриваются современные методы правового воспитания.

Ключевые слова: правовое воспитание, методы правового воспитания, правовое обучение

Правовоевоспитание представляет собой достаточно важную и сложнуючасть общегражданскоговоспитания,содержащегов себебольшое числокомпонентов. Воспитаниеличности может осуществляться в различных сферах, так, выделяют наряду с правовым:общественно-политическое, идеологическое,трудовое,высоконравственное,цивилизованное, патриотическое,семейное, школьное воспитание и др. Все виды воспитания личности непосредственно взаимосвязаны между собой, так как формируют общий ход социализации человека в обществе. В свою очередь, важной частью общей социализации является правовая социализация, то есть процесс приобщения человека к социально-правовой сфере, где особая роль принадлежит правовому воспитанию [1, с. 100].

Под правовым воспитанием понимается целенаправленная деятельность государства, а также общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан [5, с. 350]. Правовое воспитание направлено на получение и развитие познаний о праве, правовых явлениях, основных областей знаний юридических наук и отраслей права, усваивание ценностей права, моделей правомерного поведения.

Осуществляться правовое воспитание должно в специальных формах, специальными средствами и конкретными методами. Средства правового воспитания — это источники, используемые для достижения целей воспитательной работы. Они могут быть: материальными (нормативные правовые акты, акты применения права, средства массовой информации — литература, газеты, радио, телевидение и т. п.) и устными (лекции, беседы, семинары, консультации и др.) [7, с. 206].

Правовое воспитание должно быть направлено как на лиц с конфликтным, противоправным поведением, так и с нормальным, правомерным поведением. Поэтому по объекту (воспитуемым) правовоспитательный процесс может быть различных видов:

– общеправовое воспитание (через обучение в школах, лицеях, вузах);

– юридическое профессиональное образование (обучение и специальная подготовка в средних и высших учебных заведениях юридического профиля);

– массовое правовое воспитание (тематические семинары по правовым вопросам, лекции и т. д.);

– правовое воспитание с девиантным поведением (детские приюты и т. п.);

– правовое воспитание правонарушителей правоохранительными органами, в местах лишения свободы [7, с.207].

Правовое воспитание личности осуществляется с помощью определенных методов. Методы правового воспитания — это система приемов, благодаря которым субъект побуждает объекта развивать правовое сознание.

З. Н. Каландаришвили отмечает: «Что касается методов воспитания, то они должны быть направлены не на раздельное формирование сознания, поведения и деятельности, а на их взаимосвязь и единство» [4, с. 139]. Данный автор в числе методов правового воспитания выделяет следующие:

– информационный метод (передача знаний о праве и правовой информации воспитуемым);

– ориентационно-деятельностный метод (развитие правовой активности);

– методы, направленные на развитие оценочной деятельности (они могут быть выражены в различных способах и видах организации учебной и воспитательной деятельности).

В основе этих методов лежит убеждение, но в системе правового воспитания не исключается и принуждение. В реальной деятельности имеет место сочетание убеждения и принуждения в разнообразных формах [4, с. 139–140].

Так, методы правового воспитания представляют собой приемы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка [5, с. 351].

Также к методам правового воспитания относят:

  1. Метод убеждения, который является ключевым в правовоспитательном процессе. На нем основываются все без исключения другие методы. Основная роль убеждения заключается в том, что посредством данного метода формируется наиболее существенное свойство личности — его правопонимание. С помощью убеждения можно решить гораздо больше общевоспитательных проблем, нежели используя иные методы. Применяя какой-либо метод в совокупности с убеждением достигается максимальный педагогический результат в познании правовых явлений и формировании правосознания. Имеются две разновидности данного приема: убеждение словом и убеждение делом. Более известные формы убеждения словом: доклад, выступление, политинформация, разговор и т. д. При этом применяются в основном такие средства убеждения, как пояснение, высказывание, подтверждение, отрицание. Их результативность находится в зависимости от содержания фактически использованного материала, его объективности, достоверности, актуальности. Убеждение действием — это наилучший метод воспитать уважительное отношение к правовым явлениям [6, с.72].
  2. Метод принуждения — это также широко используемый прием воздействия. Метод принуждения согласно собственной сущности схож с методом убеждения. Так как в двух методах основная цель коммуникатора — чтобы собеседник принял его позицию. Равно как при методе убеждения, так и при принуждении человек берется аргументировать свою собственную точку зрения с поддержкой разных подтверждений, аргументов. По этой причине метод убеждения и метод принуждения являются главными методами в правовоспитательном процессе [3, с.114].
  3. Наказание предполагает применение каких-либо правовых мер в отношении лица в ответ на нарушение закона. Наказание может быть применено в форме осуждения, замечания, лишения определенного права, ограничения в правах, выговора и др. Наказание необходимо применять с особенной осторожностью, оно не должно осуществляться в оскорбительной для воспитуемого форме, озлоблять. Чрезмерная либеральность и отсутствие наказаний имеют все шансы послужить причиной к неповиновению, неорганизованности воспитуемых. Два требование, которые необходимо соблюдать при назначении наказания: справедливость и обдуманность. Однако не следует поспешно использовать наказание, так как оно не всегда может оказывать положительное влияние на поведение воспитуемого.

Способами и приемами воздействия на сознание и поведение субъектов являются: потенциальная угроза применения санкций, профилактика, предупреждение и другие. Использование тех или иных методов зависит от конкретных обстоятельств [3, с. 57].

В процессе правового воспитания важно сформировать у каждого гражданина:

– верное понимание значения права в жизни общества, его ценность, необходимость;

– развить чувство уверенности в силе права, юридических способов защиты.

В настоящее время применяются различные интерактивные методы правового воспитания и обучения, которые наиболее эффективно и быстро способствуют достижению целей правового воспитания. Главные интерактивные способы, помогающие достигнуть цели правового воспитания, представлены следующими: круглый стол (обсуждение вопроса, дискуссия), умственный атака (мозговая штурм), деловые и ролевые игры, мастер-класс [2, с 42].

Основная задача деловой игры состоит в том, чтобы обучить воспитуемого использовать правовые знания при постановке значимых актуальных проблем и вопросов. При этом разрабатываются необычные выходы из сформировавшихся противоречий, появляются новые способы решения той или иной ситуации.

Проведение круглого стола ориентировано в развитие у обучающихся способностей умозаключительного мышления, мастерства правильно формулировать идеи и обоснованно аргументировать собственную точку зрения, согласно определенному вопросу. Обсуждение вопроса состоит в исследовании той или иной проблемы либо сравнении определенных позиций, суждений.

В области правового обучения используются следующие разновидности интерактивных методов с целью формирования разных компетенций, в первую очередь, умений понимать о интерпретировать юридические тексты. К ним причисляют:

1) понятийный анализ;

2) интерпретация;

3) сравнительный анализ;

4) анализ сложной ситуации.

Понятийный анализ необходим для грамотного установления цели правового воспитания и обучения, выбора способов воспитания. Метод содержит: структуризацию определений, содержащихся в документах, разделение их согласно блокам, в которых применялись данные определения. Интерпретация применяется при разъяснении текстов, направлена на понимание их смыслового содержания, переход на более доступный язык. При сравнительном анализе сопоставляется сущность многих различных правовых явлений, позиций с целью систематизации и типологии. Анализ сложной ситуации — это способность к анализу сложных правовых ситуаций, умение находить закономерности, обобщать, вырабатывает навыки планирования [2, с.43].

Правовое воспитание непосредственно сопряжено с общественно-политическим и моральным воспитанием. Невозможно создать у лица уважение к закону, если нет уважения и доверия к органам государственной власти, а также к иным членам общества, как к носителям индивидуальных прав и свобод. Таким образом, формы, средства и методы правового воспитания выступают организационным и методологическим явлением, с помощью которого субъекты правового воспитания влияют на общественное и индивидуальное правопонимание, способствуют восприятию принципы права и юридических норм.

Итак, методы правового воспитания — это способы правовоговлияниянавоспитуемых. Все без исключения методынеобходимыдля того,чтобыгражданин имел возможностьсоздатьточноепредставление о праве, о егороли в жизниобщества.

Литература:

  1. Брыжинская Г. В. Факторы правовой социализации / Г. В. Брыжинская // Перспективы науки. — 2015. — № 11 (74). — С. 100–102.
  2. Гунибский М. Ш. Инновационные и интерактивные методы в процессе правового воспитания // Юридический мир. — 2014. — № 4 (208). — С. 40–44.
  3. Григорьева И. В. Теория государства и права. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. — 304 с.
  4. Каландаришвили З. Н. Деформация правового сознания молодежи и юридические способы ее преодоления: дис. … канд. юрид. наук. — Санкт-Петербург, 2004. — с. 202.
  5. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права Курс лекций /
  6. Н. И. Матузов, А. В. Малько. — М.: Юристъ, 2001. — 776 с.
  7. Певцова Е. А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию / Е. А. Певцова // Журнал российского права. — 2004. — № 3. — С. 70–81.
  8. Худойкина Т. В. Правовое воспитание как основной фактор предупреждения юридических конфликтов / Т. В. Худойкина // Глобальный научный потенциал. — 2015.–№ 11 (56). — С. 206–208.
Основные термины: правового воспитания, методы правового воспитания, правовое воспитание, Правовое воспитание, методам правового воспитания, процессе правового воспитания, цели правового воспитания, методов правового воспитания, системе правового воспитания, правового воспитания важно, Методы правового воспитания, Средства правового воспитания, целей правового воспитания, субъекты правового воспитания, современные методы правового, интерактивные методы правового, виды воспитания личности, массовое правовое воспитание, правовое воспитание правонарушителей, методов воспитания

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle