Библиографическое описание:

Котляров С. Б., Спиридонова М. С. Анализ социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в Республике Мордовия [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 40-42.



Статья посвящена анализу социального обслуживания пенсионеров и инвалидов в рамках одного из субъектов Российской Федерации — Республики Мордовия.

Ключевые слова:социальное обеспечение, инвалиды, защита граждан, социальное обслуживание, гарантии государства.

Увеличение граждан в получении социальной поддержки увеличивается с каждым годом из-за старения населения, в совокупности с ростом ожидаемой продолжительности жизни, а также численности лиц старше трудоспособного возраста и их удельного веса. Вследствие этого растет необходимость приумножения объемов социальных услуг, предоставляемых пожилым гражданам, и соответствующего увеличения расходов на их финансирование из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Поэтому одной из главных целей государственной политики Республики Мордовия в рамках Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года является повышение уровня и качества жизни населения определено. Вследствие этого одной из основных задач развития республики является установление достойного уровня социальной поддержки населения, в том числе совершенствование системы мер социальной поддержки, внедрение информационных технологий предоставления мер социальной поддержки и повышение уровня социального обслуживания населения.

В рамках решения задач для улучшения качества и повышения уровня жизни населения возникла необходимость принятия государственной программы Республики Мордовия, под названием «Социальная поддержка граждан» рассчитанная на период 2014–2020 годы. Данная государственная программа включает в себя еще ряд целевых подпрограмм: «Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан», «Старшее поколение», «Модернизация и развитие социального обслуживания населения», «Социальная поддержка граждан» [1].

Социальная программа региона «Старшее поколение» рассчитана на 2014–2018 годы. В программе очерчен круг всех способов социальной поддержки пожилых людей. Это исследование социально-экономического положения граждан пожилого возраста; предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам через сеть государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения Республики Мордовия; создание и деятельность попечительских советов в государственных учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов; предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста, инвалидам в отделениях социальной помощи на дому государственных учреждений социального обслуживания населения Республики Мордовия; изучение и распространение наилучших практик деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, волонтеров, добровольцев и благотворителей в сфере социального обслуживания; оказание адресной материальной помощи малообеспеченным категориям пожилых граждан; организация чествования ветеранов Великой Отечественной войны.

Географическое расположение Мордовии охватывает большую территорию, вследствие чего населенные пункты удалены друг от друга, и не всегда помощь приходит своевременно. Для решения данной задачи в программу были включены меры социальной защиты и социального обслуживания пожилых жителей сельской местности. Разработана система организации работы мобильных социальных служб по оказанию социальных услуг гражданам пожилого возраста. Обозначен круг обязанностей государственным служащим органов социальной защиты населения районов РМ для срочного социального обслуживания доставки на дом лекарственных препаратов, назначенных по медицинским показаниям одиноким и одиноко проживающим гражданам пожилого возраста из числа инвалидов первой и второй групп. Для этого разработан план мероприятий по взаимодействию между государственными учреждениями, то есть между учреждениями здравоохранения, аптечными организациями и государственными учреждениями социального обслуживания населения Республики Мордовия по обеспечению граждан пожилого возраста лекарственными препаратами, назначенными им по медицинским показаниям врачом (фельдшером), в том числе по доставке на дом. На основании мониторинга выделены средства для приобретения специального транспорта для организации выездной торговли в отдаленные сельские населенные пункты. Одной из проблем пожилых граждан и инвалидов была не доступности учреждений социального обслуживания населения и качества оказания социальных услуг. В рамках решения данной проблемы в Республике Мордовия разработана подпрограмма «Модернизация и развитие социального обслуживания населения» государственной программы Республики Мордовия «Социальная поддержка граждан» на 2014–2020 годы [2].

Социальное обслуживание населения как одно из составляющих социальной поддержки населения представляет собой механизм защиты при неблагоприятных факторах социальной среды, направленный на оказание социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи; проведение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Данная форма формирует наличие благоприятной среды жизнедеятельности пожилых граждан и инвалидов и кроме этого восстанавливает и сохраняет их личностный и социальный статус.

Комплекс учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Республике Мордовия находится на высоком уровне и планомерно развивается. Республиканская функциональная сеть включает в себя 24 стационарных учреждения социального обслуживания для престарелых и инвалидов. К ним относятся 4 психоневрологических интерната, в которых 982 места, 18 домов-интернатов для престарелых и инвалидов на 1 142 места, 2 детских дома-интерната для детей с ограниченными возможностями на 110 мест. В Республике построен «Комплексный центр социального обслуживания по городскому округу Саранск» который включает в себя 63,5 отделения социальной помощи на дому, 25 служб срочной социальной помощи, 3 отделения дневного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов. Кроме этого в Мордовии функционируют 22 государственных учреждения по социальной защите населения Республики Мордовия.

В рамках принятой Дорожной карты, учреждениям социальной защиты необходимо привести в норму площади в соответствии с действующим нормативом, по которым площадь комнаты не должна быть меньше 7 кв. м. В результате чего, количество койко-мест стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также детей-инвалидов сократилось за 2010–2012 годы с 2 329 до 2 234 единиц. В 2014 году 1976 граждан пожилого возраста и инвалидов получили социальные услуги в учреждениях социального обслуживания. Увеличилось количество проживающих в психоневрологических интернатах (с 875 чел. в 2012 г. до 1021 чел. в 2014 г.) и значительно сократилось количество детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах (с 156 чел. в 2012 г. до 89 чел. в 2014 г.).

В течение последних пяти лет в Республике Мордовия постоянно увеличивается потребность в стационарном социальном обслуживании в психоневрологических интернатах. По состоянию на 1 января 2015 г., очередь на получение места в психоневрологических интернатах составила 167 чел. (или 8,3 % от общего количества обслуживаемых граждан), по сравнению с 2012 г. она увеличилась на 129 чел [3].

Для укрепления материально-технической базы, улучшения условий проживания пожилых людей и инвалидов в Республике Мордовия каждый год увеличивает финансовые вложения для учреждений социального обслуживания [4].

Только за два последних года было направлено 252,3 млн. рублей на проведение капитального ремонта и строительство зданий государственных учреждений социального обслуживания населения. Проведены капитальные ремонты жилых и вспомогательных помещений практически во всех учреждениях [5].

С 2004 г. дополнительным источником финансовых средств, направляемых на укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, является предоставление субсидий из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. За последние 2 года из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации для реализации программ Республики Мордовия было выделено субсидий на общую сумму 44,8 млн. руб. Эти средства были направлены числе на укрепление материально-технической базы, средства получили 22 учреждения социального обслуживания населения — 40,2 млн. руб. Из этих средств израсходовано 10,7 млн. руб. на ремонт 10 учреждений социального обслуживания; 4,5 млн. руб. на приобретение 14 единиц автомобильного транспорта для организации деятельности мобильных бригад отделений дневного пребывания, функционирующих при 14 учреждениях социального обслуживания. Было потрачено 25,0 млн. рублей на строительство Центра для инвалидов войны и труда в п. Ширингуши Зубово-Полянского района Республики Мордовия.

В настоящее время в России пока отсутствует целостная стратегия строительства гражданского общества, что приводит на практике к таким действиям и решениям, которые угрожают огосударствлением всех общественных процессов, свертыванием демократических преобразований [6].

Для повышения качества жизни пожилых людей с 2011 г. был разработан и принят комплекс республиканских программ направленных на повышение качества жизни пожилых людей, кроме этого разработана и утверждена перспективная схема развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания на период до 2020 года. Правительство РМ утвердило 28 февраля 2011 г. Постановление в реализации мероприятий республиканской программы «Забота», в результате которого был проведен капитальный ремонт Государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения Республики Мордовия (далее — ГБСУСОССЗН РМ) «Потьминский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» с целью перепрофилирования в психоневрологический интернат.

Еще одним широким направлением является установление и поддержание безопасности для круглосуточных стационарных помещений, в которых находятся граждане пожилого возраста, инвалиды и дети-инвалиды. Данные мероприятия направлены для предупреждения чрезвычайных ситуаций в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания. В результате чего были предприняты соответствующие действия по усилению комплексной безопасности, в том числе противопожарной защищенности объектов. Для этого необходимо поддержание, в соответствии с требованиями и нормами пожарной безопасности, материально-технической базы. В результате данного приоритетного направления, все жилые корпуса стационарных учреждений социального обслуживания и здания хозяйственно-бытового назначения оснащены автоматической пожарной сигнализацией и системой речевого оповещения о пожаре. Современная система с автоматической противопожарной защиты, позволяющая передать сигнал о срабатывании автоматических установок на пульты связи вневедомственной охраны при МВД по Республике Мордовия или пожарных частей, имеется на всех объектах.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что социальное обслуживание населения как одна из подсистем социальной защиты населения, в соответствии с законодательством РФ, включает конкретные виды, типы, методы, организационные формы, процедуры, технологии, субъекты и объекты социального обслуживания.

Литература:

  1. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации. URL:// http:// pfrf. ru
  2. Об утверждении Республиканской программы «Старшее поколение» на 2014–2018 годы (вместе с «Методикой оценки эффективности Республиканской программы «Старшее поколение» на 2014–2018 годы»): постановл. Правительства РМ [от 04.10.2013. № 425: в ред. от 16.02.2015] // Известия Мордовии. 2013. 10 октября. № 150–55.
  3. Мордовский республиканский фонд обязательного медицинского страхования URL:// http:// rusprofile.ru›id/2019965
  4. Колоколова, Е. О., Котляров С. Б. Полномочия органов местного самоуправления в реализации государственной жилищной политики Российской Федерации // Черные дыры в российском законодательстве. 2013. № 6. С. 6–9.
  5. О бюджетной политике в 2013–2015 годах Бюджетное послание Президента РФ В. В. Путина [от 28 июня 2012 г.] [текст опубликован не был]. Режим доступа: http://www.garant.ru/law/12038291–000.htm
  6. Каргин, Ю. И., Чичеров Е. А. Соотношение правового государства и гражданского общества В кн.: Гражданское общество в российских регионах: монография. Новосибирск, 2015. 140 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle