Библиографическое описание:

Гаврилова Т. В. Специфика покупки франшизы в РФ [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 154-156.



Во многих зарубежных странах понятие договора коммерческой концессии имеет схожие юридические характеристики с термином «франчайзинг». На данный момент свыше 80 стран мира используют договор франшизы в качестве самостоятельного объекта правового регулирования, лишь в половине стран существует отдельное законодательство о франчайзинге.

Под франшизой понимается полная система бизнеса, которую франчайзер продает франчайзи. Еще одним названием франшизы является франчайзинговый пакет, который чаще всего состоит из пособия по ведению работ и других важных материалов, принадлежащих франчайзеру [1, с. 23].

В настоящее время на рынке товаров и услуг возможно найти множество предложений о продаже или покупки франшизы.

Покупка франшизы может служить отправной точкой для многих людей, желающих стать предпринимателями и при этом снизить риски, так как чаще всего франшиза приобретается уже у крупной компании, обладающей своей маркой и своим товарным знаком. Кроме того, при покупки франшизы можно снизить уровень стартового капитала.

В договоре о покупке франшизы будут фиксироваться права и обязанности сторон.

Франчайзеры обязуются:

 Передать деловую и техническую информацию.

 Разработать единую документацию.

 Контролировать качество.

 Обеспечить постоянную поддержку франчайзи.

 Заключать и поддерживать эксклюзивные договоры о поставках.

 Предоставить защищенную территорию.

В обязанности франчайзи входит:

 Регулярные выплаты взносов.

 Следование производственным стандартам и программе франчайзера.

Недостатками будет являться отсутствие свободы в действиях, так как покупатель франшизы будет зависеть от компании, в то время как владелец собственного бизнеса может самостоятельно решать вопросы выбора товарного знака, продукции и т. д. [2, с. 76]

На данный момент появляется все больше франчайзинговых компаний на рынке товаров и услуг. В ходе исследования данной темы было выявлено, что продажу франшиз осуществляют такие крупные компании в России как “Копейка”, “Пятерочка”, сети ресторанов “Ростик'с”, “Елки-Палки”, торговые сети Sela, Сarlo Pazolini, “Твое”. Ряд данных компаний при оформлении документов накладывает существенные территориальные ограничения на реализацию франшизы, например, право работы в Москве и Санкт-Петербурге может быть лишь у главной компании, а предприниматели, приобретающие франшизу, должны реализовать свою деятельность за их пределами. Отметим, что в отличие от собственного бизнеса покупка франшизы обычно оставляет гораздо меньше возможностей для быстрого выхода из дела.

Еще одним недостатком для франчайзи является зависимость от финансовой стабильности компании, так как при существенных проявлениях нестабильности франчайзи понесет финансовые потери вплоть до разорения и потери бизнеса.

Однако существуют и причины, согласно которым покупка франшизы может быть оспорена одной из сторон. Все они относятся к юридической стороне договора о покупке франшизы. Рассмотрим ряд таких причин:

  1. Отсутствие в договоре точной формулировки передаваемых прав. Это может быть выполнено с целью сокрытия от франчайзи каких-либо юридических нарушений, например, наличие судебного разбирательства по товарному знаку или то, что срок действия товарного знака истекает.
  2. Нарушение терминологии. Чаще всего это проявляется при переводе каких-либо терминов на русский язык. Существенной ошибкой многих иностранных компаний, которые желают получить выход на российский рынок, является использование термина «торговая марка» вместо термина «товарный знак». С юридической точки зрения они будут не идентичны.
  3. Франчайзер обещает большую поддержку, однако он не может ее обеспечить. Чаще всего это бывает с сетевыми магазинами, которые только начинают расширять свою сеть. Их производственной мощности не хватает, чтобы охватить все магазины сети и через какой-либо период времени франчайзи может остаться без товара. В Российском законодательстве отсутствует правовая норма, согласно которой франчайзер может понести ответственность в данном случае. Однако, во многих западных странах, во избежание франчайзинговых афер, существуют законы, согласно которым франчайзер обязан проинформировать франчайзи о финансовом положении и всей необходимой информации по производству до совершения покупки франшизы. Кроме того, согласно западному законодательству франчайзер обязан предоставлять каждый год отчетность по всем проданным им франшизам.
  4. Завышенные выплаты по договору. Многие франчайзеры прибегают к данному методу для того, чтобы франчайзи пришлось больше платить за операционные затраты. Как следствие, будет наблюдаться увеличение срока окупаемости проекта.
  5. Кабальные условия выхода из договора. Во избежание данного пункта необходимо более точно сформулировать все возможные нарушения договора и зафиксировать их в тексте договора о покупке франшизы. Кроме того, необходимо выделить все условия выхода из бизнеса франчайзи.

Для того чтобы купить франшизу необходимо получить разрешение на это. Существуют разные способы получения разрешения, но в большей степени распространены лишь два из них [3, с. 102–118]:

1) Прямой франчайзинг. Франчайзер продает франшизу непосредственно местному предпринимателю (франчайзи). Она в большей степени подходит для того, чтобы реализовать хорошую взаимосвязь между франчайзером и франчайзи. Если же применять данный метод при международном сотрудничестве, то можно обнаружить существенный недостаток в поддержке на местном уровне и меньшее внимания к местным особенностям. Для более мелких компаний использование данного метода будет нерентабельным, так как больше затрачивается времени на поддержку и обучение.

2) Мастер франшиза. Отношения по мастерской франшизе возникают, когда международный франчайзер продает исключительные права на развитие всей системы на территории всей страны одному франчайзи. Данный франчайзи называется владелец мастерской лицензии. Чаще всего данный метод применяется при наличии явного спроса на приобретения франшизы другими компаниями и один франчайзи приобретает все вместо части. В данном случае франчайзер не беспокоится о том, будет его бизнес развиваться успешно или нет. Вместо этого франчайзер ищет хорошо обеспеченного местного предпринимателя, обладающего организацией, которая позволит ему сделать систему франчайзера успешно работающей концепцией на территории всей страны, то есть единого франчайзи [4, с. 32- 36].

Необходимо отметить, что в большинстве случаев при покупке франшизы франчайзи приобретает не товарный знак, а права им пользоваться. Данное право регулируется франчайзером. Однако в ряде случаев допускается выкуп и товарного знака. Это можно сделать следующими способами [5]:

 выкупить компанию;

 подать заявку на право использовать данный товарный знак, однако это должно сопровождаться наличием обязательного заявления франчайзера о досрочном прекращении использования и товарного знака;

 знак может быть отчужден на судебном заседании из-за неявки на него франчайзера.

Однако отчуждение товарного знака можно осуществить и по договору с обязательством обратного выкупа. Основу данных договоров составляет то, что одно лицо покупает на наличные имущество и одновременно продает то же имущество тому же лицу к определенному сроку по повышенной цене. А разница в цене будет являться вознаграждением за право пользование чужим капиталом, в данном случае товарным знаком.

С юридической точки зрения такие сделки сравнивают с кредитованием под залог имущества. В арбитражной практике сделки по купли-продажи с обратным выкупом суды признают как притворную или недействительную.

Согласно статье 170 Гражданского кодекса Российской Федерации притворная сделка, совершенная с целью прикрыть другую сделку, является недействительной. Таким образом, отчуждение товарного знака посредством заключения договора с обязательством обратного выкупа будет накладывать запрет на его реализацию.

В ходе работы был проведен анализ стоимости ряда франшиз сетевых магазинов, которые распространены на территории РФ: любая покупка франшизы на представление интересов сетей гипермаркетов будет стоить не ниже 300 тысяч долларов.

Если кто и заставляет франчайзи выкладываться по максимуму, так это федеральные ритейлеры. Их бизнес-модель построена на том, что каждый магазин должен приносить прибыль, а не фиктивно числиться в списке. Новосибирская книготорговая компания «Топ-книга» отказывается от торговой точки, если та не выходит на уровень рентабельности в течение полугода, а книжный бизнес отнюдь не самый доходный.

В отличие от лидера продуктового ритейла, «Эльдорадо» долгое время не брала вступительный взнос. Зато отыгрывалась неиспользовании метода мастер франшизы. По данным на 2014–2015 годы, их размер составлял 25 % от разницы между закупочной и отпускной ценой или 5 % с оборота в закупочных ценах (информацию об условиях приобретения франшизы на настоящий момент компания не раскрывает) [6].

Литература:

  1. Мендельсон М. Руководство по франчайзингу/ Пер. с англ. — М.: Соваминко, 1995.с. 53–54.
  2. Завьялов Н. Имидж-все // Школа своего дела. — 2006. — № 1. — С. 76.
  3. Кочетков Г. Б. Франчайзинг: Организация малого бизнеса. — США, Канада: экономика, политика, культура. — 2002. — № 4. — С.102–118.
  4. Кочетков Г. Б. Социальная функция франчайзинга. — Человек и труд. –2003. — № 2. — С.32–36.
  5. Панина М. Фаза активного развития франчайзинга на российском рынке // Деньги. — 2011. — С. 9.
  6. Покупка франчайзинга.URL:www buybrand.ru (дата доступа 20.02.2016)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle