Библиографическое описание:

Сурдаева Ю. Н., Буркова Д. А. Государственная социальная помощь и поддержка ветеранов Великой Отечественной войны в регионах (на примере Республики Мордовия) [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 88-91.



Статья посвящена изучению мер государственной социальной помощи и поддержки ветеранов Великой Отечественной войны. В данной статье рассматриваются общие положения государственной политики в области социальной помощи и поддержки ветеранов, а также конкретные способы реализации данной политики в субъектах Российской Федерации на примере Республики Мордовия.

Ключевые слова: социальная помощь, социальная поддержка, ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды войны, ветераны.

Великая Отечественная война 1941–1945 гг. оставила неизгладимый след в истории России. Эта победа была достигнута усилиями простых граждан, отдавших жизнь и здоровье за благополучие всего мира. Не удивительно, что государство стремится поддержать живых свидетелей этих великих событий и их семьи. Система социальной помощи и поддержки ветеранов Великой Отечественной войны занимает важное место в системе социального обеспечения в России.

Участники Великой Отечественной войны получали социальную поддержку со стороны государства с первых дней войны. В те годы денежное содержание утратило свое практическое значение, поэтому военнослужащие отсылали на родину финансовый документ, так называемый денежный аттестат, по которому члены их семей получали за них жалование. Позже гражданам, ставшим инвалидами, выплачивались пенсии [9, с. 91]. По мере восстановления экономики, расширялся и перечень мер государственной социальной помощи участникам войны. Помимо пенсии они имели право, например, на льготное медицинское обслуживание и содействие в улучшении жилищных условий [9, с. 132]. Так продолжалось вплоть до распада СССР, когда произошло крушение всех ценностей. Вместе с ухудшением условий и качества жизни упал и социальный статус ветеранов в обществе. Внимание проблемам бывших фронтовиков стало уделяться только после 1993 года, когда началось формирование нормативно-правовой базы, четко определяющей основные направления деятельности государства по поддержанию достойного уровня жизни ветеранов Великой Отечественной войны [9, с. 155].

Сегодня основу законодательства о социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны составляет Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) «О государственной социальной помощи» и Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) «О ветеранах». Согласно статье 2 Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах», к ветеранам относятся непосредственные участники боевых действий, труженики тыла, жители Блокадного Ленинграда и другие, более узкие круги лиц. В Российской Федерации, по состоянию на 1 апреля 2013 года, проживает около 3,2 млн ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ и ветеранов боевых действий, бывших несовершеннолетних узников фашизма [7]. Под государственной социальной помощью, согласно пункту 1 статьи 1 и статье 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», понимается предоставление участникам и инвалидам Великой Отечественной войны социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. В тоже время в законодательстве не существует понятия государственной социальной поддержки. В юридической литературе она определяется как система мер по оказанию помощи некоторым категориям граждан, оказавшимся в тяжелом экономическом положении [11, с. 186–187]. Стоит заметить, что, хотя достаточно объемный перечень мер государственной социальной помощи и поддержки ветеранов представлен в федеральном законодательстве, законодательные органы субъектов Российской Федерации имеют право дополнять и расширять этот перечень, принимая по внимание особенности соответствующего региона.

Одним из учреждений, оказывающим социальную помощь и поддержку ветеранам Великой Отечественной войны в Республике Мордовия, является Государственное бюджетное учреждение РМ «Комплексный центр социального обслуживания по Пролетарскому району г. о. Саранск». Учреждение основано в 2009 году и включает в себя отделение по социально-бытовому обслуживанию, отделение срочной социальной помощи, отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями, отделение социальной помощи семье и детям. В 2015 году в Мордовии была зарегистрирована 21 тысяча 569 человек, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Из них 297 человек являются инвалидами войны [8, с. 20]. В 2015 году отделение срочной социальной помощи Комплексного центра социального обслуживания по Пролетарскому району г. о. Саранск оказало социальную помощь 53 участникам Великой Отечественной войны, 27 из которых признаны инвалидами войны, а также вдовам погибших или умерших участников Великой Отечественной войны. Социальная помощь ветеранам предоставляется в виде натуральной помощи, оказания юридической помощи в целях защиты их прав и психологической поддержки.

Предоставление мер социальной поддержки ветеранов в Республике Мордовия регулируется Законом Республики Мордовия от 28 декабря 2004 г. (с изм. от 12 марта 2010 г.) № 102-З «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия». В соответствии с пунктом 1 статьи 2 данного Закона, меры социальной поддержки ветеранов заключаются в праве пользования поликлиниками, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих уровней или средств обязательного медицинского страхования, к которым указанные лица прикреплены. Так же в данной статье закреплено право ветеранов на ежемесячную денежную выплату в размере 257 рублей, право на приобретение единой социальной проездной карты на проезд в городском и пригородном автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) и право на ежемесячную денежную компенсация в размере 50 процентов расходов на оплату жилья и коммунальных услуг. Помимо этого, пунктом 4 статьи 13 указанного Закона предусмотрены и иные меры социальной поддержки. Конкретно, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, а также вдовам погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны предоставляется мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100 рублей. А согласно пункту 5.1 статьи 13 данного Закона инвалидам войны I и II групп, приобретшим автомобили за полную стоимость, до 1 января 2005 года предоставляется мера социальной поддержки в виде ежегодной денежной выплаты в размере 400 рублей на компенсацию расходов на бензин, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и приобретение запасных частей к ним.

Таким образом, ветераны Великой Отечественной войны стали символом мужества и патриотизма. На их примере воспитывается молодое поколение. К сожалению, сложилось так, что внимание к проблемам ветеранов резко возрастает по мере приближения юбилейных дат и постепенно спадает в остальное время. А ведь нельзя забывать, что это не только носители исторической памяти, но и представители старшего поколения, которые так же нуждаются в помощи и поддержке со стороны государства. В настоящее время сформирована прочная нормативно-правовая база, регулирующая предоставление мер социальной помощи и поддержки ветеранов Великой Отечественной войны. В законодательных актах федерального уровня закреплены общие начала данного направления социального обеспечения. Субъекты Российской Федерации наделены широкими полномочиями по дополнению списка мер социальной помощи и поддержки ветеранов на территории соответствующего субъекта. Ветераны Великой отечественной воны получают различные меры материальной поддержки в виде ежемесячных социальных выплат, имеют ряд льгот в области здравоохранения и жилищной сфере. Так же традиционно дополнительная помощь оказывается ветеранам ежегодно в связи с празднованием Победы в Великой Отечественной войне. Очевидно, перечень мер государственной социальной помощи и поддержки ветеранов довольно широк. Важно, чтобы социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны не утратила свое приоритетное значение.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета. — 2009. — № 4831.
  2. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: федер. закон Рос. Федерации: [принят Гос. Думой 2 августа 1995 г.] // Российская газета. — 2013. — № 216.
  3. О государственной социальной помощи: федер. закон Рос. Федерации: [принят Гос. Думой 17 июля 1999 г.] // Российская газета. — 2014. — № 6688.
  4. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации: [принят Гос. Думой 24 ноября 1995 г.] // Российская газета. — 2015. — №.6791
  5. О ветеранах: федер. закон Рос. Федерации: [принят Гос. Думой 17 июля 1999 г.] // Российская газета. — 2014. — № 6123.
  6. О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия: Закон Республики Мордовия [принят Гос. Собранием 28 декабря 2004 г.] // Деловая Мордовия. — 2010. — № 187
  7. Статистический справочник / Госкомстат России [Электронный ресурс] — Электрон. дан.. М.:ИНФО,2015.–Режим доступа: http://www.gks.ru/wps
  8. Статистический справочник / Госкомстат Мордовии: Статистический сборник. / Саранск: Мордовское книжное издательство, 2014. — 90 с.
  9. Андреев В. С. Право социального обеспечения в СССР / Андреев В. С. — М.: Эксмо, 1987. — 186 с.
  10. Ивлев И. И. Особенности работы с архивными документальными материалами по ВОВ и документами военкоматов в целях создания, пополнения, изменения Книг Памяти России [Электронный ресурс] — Электрон. дан. –. М.: Генеалогический форум ВГД, 2014. — Режим доступа: http://forum.vgd.ru/187/41126/
  11. Карпенко О. И., Герасимова Е. С., Павловская О. Ю., Седельникова М. Н., Хвостунцев А. М., Черняева Д. В. Право социального обеспечения / Буянова М. О.. — М.: Кнорус, 2012. — 302 с.
  12. Шайхатдинов В. Ш. Социальная защита населения в регионе / Шайхатдинов В. Ш.. — М.:Эксмо, 2015. — 208 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle