Библиографическое описание:

Огрина М. В. Правовое регулирование и условия назначения трудовой пенсии по инвалидности [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 218-220.



Статья посвященаисследованию условий назначения трудовой пенсии по инвалидности, размер пенсии и порядок её выплаты в Российской Федерации. В данной статье рассматривается общая характеристика пенсий по инвалидности и пути реформирования законодательства о трудовых пенсиях по инвалидности в Российской Федерации.

Ключевые слова: трудовая пенсия по инвалидности, пенсия, инвалидность, инвалид.

В силу многих социально-экономических, демографических и иных причин во всем мире растет количество лиц, ставших инвалидами [6, с.265]. Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 г. (ред. от 29.12.2015)

«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидом признается лицо, имеющее нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, вызванное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Основной формой социальной защиты данной категории граждан является выплата им трудовых пенсий по инвалидности [10, с. 78]. Трудовая пенсия по инвалидности — это ежемесячная выплата, назначаемая в целях частичной компенсации утраченного заработка или иного трудового дохода лицам, имеющим ограничение к трудовой деятельности, на период ее установления [7, с.135]. Основания возникновения и порядок реализации права на трудовые пенсии устанавливаются Федеральным законом от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Социальные пенсии предусмотрены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Таким образом, если прежде данные отношения регулировались Законом РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации», то теперь приняты и действуют два законодательных акта.

В соответствии со статьей 8 Федерального Закона от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по инвалидности может быть установлена при наличии ограничения трудоспособности I, II, или III степени. Под ограничением трудоспособности понимают полную или частичную утрата лицом возможности осуществлять трудовую деятельность, при чем степень ограничения определяется только по медицинским показаниям Бюро медико-социальной экспертизы [8, с.372]. Так же немаловажным условием для назначения трудовой пенсии по инвалидности является наличие страхового стажа. То есть для приобретения права на трудовую пенсию инвалиду необходимо подтвердить факт наличия страхового стажа, минимальная продолжительность которого — один день [8, с.371]. Таким образом, существует два основных условия для назначения трудовой пенсии по инвалидности: признание гражданина инвалидом и наличие страхового стажа.

С 1 января 2010 года Трудовая пенсия по инвалидности состоит не из трех частей (базовой, страховой и накопительной), а из двух частей: базовой и страховой [11, с. 96]. Размер пенсии по инвалидности определяется законодательством дифференцировано. Критериями дифференциации размера пенсии по инвалидности являются степень утраты профессиональной трудоспособности и причиной инвалидности.Минимальный размер пенсии по инвалидности для инвалидов 1 и 2 групп установлен на уровне минимальной пенсии по старости. Инвалидам 3 группы вследствие общего заболевания, трудового увечья, профессионального заболевания и военной травмы пенсия устанавливается в размере 30 % от заработка [8, с. 382].

В целях реализации прав инвалидов, закрепленных в Конвенции ООН о правах инвалидов, на национальном уровне необходимо дальнейшее совершенствование российского законодательства, основными направлениями которого должны стать повышение размеров пенсий и оптимизация установления правового статуса инвалида [15].

По данным Дополнительного Офиса филиала Негосударственного пенсионного фонда «Промагрофонд» в г. о. Саранск, средний размер трудовой пенсии по инвалидности в республике составляет 5575 рублей.Еще в 2002 г. одна из ведущих ученых-юристов Н. И. Лаас указывала на то, что размеры пенсий, рассчитанные по установленной Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсионной формуле ниже прожиточного минимума [11, с. 217].Дефекты существующей системы пенсионного обеспечения могут быть устранены только путем возвращения к правилам назначения пенсий по инвалидности, которые содержались в Законе РФ «О государственных пенсиях в РФ» 1990 г., модернизированным с учетом передового международного опыта и последних научных исследований в этой области. Речь идет о том, что система пенсионного обеспечения инвалидов должна состоять из трех уровней, что соответствует рекомендациям МОТ: базовой пенсии, назначаемой всем лицам независимо от возраста, ставшими инвалидами и не имеющими полный страховой стаж; трудовой пенсии, чей размер зависит от страхового стажа и размера заработка; и негосударственной пенсии, формируемой путем добровольного страхования [14].

Что касается оптимизации процедуры установления инвалидности, представляется целесообразным объединить I и II группы. Данные предложения высказывали Г. С. Симоненко и Н. В. Антипьева. Необходимость введения двух вместо трех групп инвалидности связана с тем, что в российском законодательстве не всегда проводится полноценная дифференциация мер социальной поддержки по трем группам инвалидности [7, с. 129]. Так же в качестве весомой причины для объединения двух групп инвалидности в одну можно назвать цели реабилитации инвалидов данных групп. Как указывает

И. Н. Ясырева, реабилитация инвалидов I и II группы должна быть направлена на их интеграцию в общество, поскольку, учитывая тяжесть инвалидности, сущность реабилитации в данном случае состоит не столько в восстановлении здоровья, сколько в восстановлении социального функционирования [13, с. 88]. То есть различий в целях реабилитации инвалидов I и II группы попросту нет, поэтому логичнее ввести две группы инвалидности. Первая группа (тяжелая инвалидность) заменяет I и II группу, а вторая группа (легкая инвалидность) вводится вместо III группы.

Таким образом, являясь основным средством жизнеобеспечения инвалидов, трудовая пенсия по инвалидности призвана частично компенсировать утраченный заработок или иной трудовой доход лицам, имеющим ограничение к трудовой деятельности, на период ее установления. Несмотря на преобразования в пенсионной сфере, размеры пенсии по инвалидности не способны удовлетворять жизненные потребности инвалидов на должном уровне. Дефекты существующей системы пенсионного обеспечения могут быть устранены только путем возвращения к правилам назначения пенсий по инвалидности, которые содержались в Законе РФ «О государственных пенсиях в РФ» 1990 г., но с учетом международного опыта и последних научных исследований в этой области.На основе анализа существующих разработок по совершенствованию пенсионного обеспечения инвалидов можно предложить следующую структуру страховой пенсии по инвалидности, которая должна быть закреплена в законодательстве и состоять из трех уровней, что соответствует рекомендациям МОТ. Данные меры поспособствуют устранению серьезных недостатков в системе пенсионного обеспечения инвалидов и сделают его меры достаточными для качественного жизнеобеспечения инвалидов.

Литература:

  1. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации: [принят Гос. Думой 17 декабря 2001 г. ред. от 28.12.2013, с изм. от 19.11.2015] // Российская газета. — 2001. — № 173.
  2. О страховых пенсиях: федер. закон Российской Федерации: [принят Гос. Думой 23 декабря 2013 г. (ред. от 29.12.2015)] // Российская газета. — 2013. — № 400.
  3. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации: [принят Гос. Думой 24 ноября 1995 г. ред. от 29.12.2015] // Российская газета. — 1995. — № 181.
  4. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации: [принят Гос. Думой 15 декабря 2001 г. ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015] // Российская газета. — 1995. — № 166.
  5. Об основах обязательного социального страхования: федер. закон Российской Федерации: [принят Гос. Думой 9 июля 1999 г. ред. от 01.12.2014] // Российская газета. — 1999. — № 165.
  6. Агафонов В. А. Право социального обеспечения / В. А. Агафонов. — М.: Юрайт-Издат, 2012. — 573 с.
  7. Антипьева Н. В. Правовое регулирование социальной защиты инвалидов в Российской Федерации / Н. В. Антипьева. — Омск, 2000. — 225 с.
  8. Буянова М. О. Право социального обеспечения России. Учебник / М. О. Буянова. — М.: Проспект, 2012. — 640 с.
  9. Горшков А. В. Право социального обеспечения / А. В. Горшков. — М.: Омега-Л, 2011. — 158 с.
  10. Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения. Учебник для бакалавров / Е. Е. Мачульская. — М.: Юрайт-Издат, 2013. — 575 с.
  11. Минаева Л. О. Пенсии. Новые правила оформления и расчета / Л. О. Минаева. — М.: Кнорус, 2011. — 256 с.
  12. Симоенко Г. С. Материальное обеспечение рабочих и служащих при трудовом увечье и профессиональном заболевании / Г. С. Симоненко. — М., 1965. — 25 с.
  13. Ясырева И. Н. Право социального обеспечения о комплексной реабилитации инвалидов / И. Н. Ясырева. — Пермь, 2009.
  14. Социальное обеспечение в целях социальной справедливости и справедливой глобализации. // Доклад МОТ. 2011. — Режим доступа: http://www.ilo.org/ilc/ILCSessions/99thSession/reports/WCMS_154242/lang.
  15. Конвенция и Факультативный протокол были приняты во время 61-й сессии Генеральной Ассамблей ООН: см.: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН — Режим доступа: http:// daccess-ods.un.org/TMP/1389753.22246552.html.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle