Библиографическое описание:

Крыскина И. В. Механизм реализации и защиты права граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 57-59.



Статья посвящена изучению правоотношений, которые образуются в ходе реализации прав граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения,вчастности государственного социального страхования. В данной статье рассматриваются основной комплекс вопросов, касающихся теоретического осмысления сущности права граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения, его роль в современном российском обществе и проблемы правового регулирования данных правоотношений.

Ключевые слова: социальное обеспечение, достойный уровень жизни, право социального обеспечения, социальное страхование.

В статье 7 Конституции Российской Федерации закреплены фундаментальные юридические основы развития Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Под уровнем жизни понимают обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их использования и степень удовлетворения разумных потребностей [9, с. 35].Уровень жизни в существенной степени обуславливается уровнем развития промышленного производства, объёмом и структурой национального богатства страны, производством и применением валового национального продукта, характером распределения доходов.Право граждан на достойный уровень жизни предполагает собой общепризнанное социально-экономическое право [12, с.7]. Оно необходимо для поддержания достойного благосостояния человека и его семьи. Социальное обеспечение является одним из механизмов реализации права граждан за достойную жизнь.

Социальное обеспечение — это установленная государством и гарантированная Конституцией Российской Федерации система материального обеспечения в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также в других предусмотренных законом случаях [12, с. 11].Главная цель социального обеспечения состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации [11, с. 6].Основными формами реализации прав граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения следует считать охрану труда и здоровья людей, установление минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов, пожилых граждан, развитие систем социальных служб, обеспечение обязательного социального страхования, установление и обеспечение населению государственных пенсий и пособий на случаи наступления различных социальных рисков [9, с. 32]. Реализация данных прав осуществляется как различными государственными органами, министерствами, ведомствами, отдельные учреждениями и организациями, так и с помощью всего населения в целом в виде материальной, финансовой помощи и социальной помощи в виде услуг в области образования, культуры, здравоохранения и физической культуры [11, с. 21].Некоторые специалисты считают, что социальное обеспечение реализуется в обусловленных организационно-правовых формах, одной из которых является государственное социальное страхование [5, с. 98].

Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ (ред. от 29.12.2015)

«Об основах обязательного социального страхования» устанавливает, что обязательное социальное страхование — это часть государственной системы социальной защиты населения, которая предоставляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер и направлена на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения трудящихся граждан, а в случаях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан в результате признания их безработными, трудовой травмы или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, что подлежат обязательному социальному страхованию.Смысл социального страхования заключается в распределении социальных рисков потери либо снижения заработка по независящим от работника причинам на работодателей и самих работников, отчисляющих в принудительном порядке страховые платежи в целевые фонды социального страхования [5, с. 109].Действие обязательного социального страхования распространяется также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и другие категории граждан, чья оплата или внесение за них страховых взносов или налогов, средства от уплаты которых поступают на финансирование конкретных видов обязательного социального страхования [6, с.16].

Накопление и перераспределении финансовых ресурсов системы государственного социального страхования на территории Республики Мордовия осуществляетФонд социального страхования РФ по Республике Мордовия. Этот вид деятельности Фонда тесно связан с исполнением его бюджета. Именно в этой области существует ряд проблем, сдерживающих развитие страхового рынка в России. Так вполне устоялись ссылки на неплатежеспособность потенциальных страхователей, а так же несовершенство законодательного регулирования социального страхования. Расходы бюджета за 2012–2014 года в абсолютном выражении увеличились в 1,1 раза, за счет увеличения расходов по выплате пособий по беременности и родам (20,1 %), пособия при рождении ребенка (13,0 %), по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет (21,6 %), ежемесячных страховых выплат в результате несчастного случая на производстве (15,0 %). В структуре расходов наибольший удельный вес занимают пособия по временной нетрудоспособности по социальному страхованию (33,7–25,7 %), пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет (14,7–16,2 %), пособия по беременности и родам (11,2–12,2 %). Расходы регионального отделения в 2012 году составили 1779,6 млн. руб., или 101,8 % от расходов, предусмотренных бюджетом. В 2013 году составили 1819,0 млн. руб., что 1,0 раза больше чем в 2012 году, или 100,3 % от расходов, предусмотренных бюджетом. В 2014 году расходы составили 1965,1 млн. руб., что 1,1 раза больше чем в 2013 году, или 93,5 % от расходов, предусмотренных бюджетом. Анализ приведенных данных показывает, что основными проблемами снижающими эффективность исполнения бюджета регионального отделения являются дефицит бюджета регионального отделения и обременение нестраховыми функциями.Нестраховыми функциями Фонда являются реализация программы поддержки материнства и детства «Родовые сертификаты»; обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в регионе; обеспечение граждан–получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также бесплатным проездом к месту лечения и обратно.

Таким образом, важным направлением реформирования государственного социального страхования является создание финансово-устойчивой системы, обеспечивающей гражданам государственные гарантии в защите от социальных и профессиональных рисков, а также более эффективное использование страховых средств. В целях повышения эффективности социального страхования необходимо обеспечить исключение из системы социального страхования все нестраховые платежи, или осуществлять финансирование расходов за счет федерального или иных бюджетов в полном объеме согласно потребности граждан [10, с. 40]. Так же необходимо повысить эффективность администрирования доходов и расходов. В настоящее время нормы, что содержатся в законодательстве о социальном обеспечении, не полноценным способом обеспечивают в полной мере защиту прав граждан на социальное обеспечение, а именно права граждан на достойный уровень жизни. Это обусловлено противоречивостью и неоднозначностью принимаемых нормативно-правовых актов, постоянными изменениями законодательства в области социального обеспечения, и это допускает возможность произвольного толкования законодательства правоприменительными органами.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.
  2. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Собрание законодательства РФ — 2007. — № 1 — Ст. 18.
  3. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 01.12.2014) // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3803.
  4. Об основах обязательного социального страхования: федеральный закон Российской Федерации от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 01.12.2014) // Собрание законодательства РФ. — 1999. — № 29. — Ст. 3686.
  5. Алиев Б. Х. Основы страхования / Б. Х. Алиев, Ю. М. Махдиева. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2014. — 324 с.
  6. Буркин С. В. Обязательное социальное страхование / С. В. Буркин. — Волгоград.: 2014. — 79 с.
  7. Годин А. М. Страхование. Учебник / А. М. Годин, С. Р. Демидов, С. В. Фрумина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и Ко 2013. — 387 с.
  8. Гомелля В. Б. Страхование: учебное пособие / Гомелля В. Б. — 4-е изд. — М.: Маркет ДС, 2011. — 401 с.
  9. Горшков А. В. Право социального обеспечения: учебник / А. В. Горшков. — М.: Диполь, 2012. — 160 с.
  10. Гринкевич Л. С. Совершенствование системы страховых платежей в Фонд социального страхования Российской Федерации / Л. С. Гринкевич, Т. В. Удод, О. В. Касачева, // Финансы и кредит. — 2011. — № 12. — 52.
  11. Захаров М. Л. Право социального обеспечения России / М. Л. Захаров, Э. Г. Тучкова. — М., БЕК, 2013. — 470 c.
  12. Смоленский М. Б. Право социального обеспечения в Российской Федерации / М. Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2011. — 87 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle