Библиографическое описание:

Денискина М. С., Жесткова В. С., Щегуренкова А. С. Проблема правового регулирования опеки и попечительства над престарелыми в РФ [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 158-162.



Статья посвящена изучению проблемы осуществления опеки и попечительства над лицами пожилого возраста в России. В данной статье раскрыты основы правового регулирования, сущность и порядок установления опеки и попечительства над престарелыми, а также рассмотрены существующие проблемы данной сферы общественных отношений и предложены пути их решения.

Ключевые слова:опека, попечительство, престарелые, недееспособность.

В мире существует множество социальных проблем, которые требуют неотлагательного решения. Дело в том, что их своевременное решение позитивно влияет на развитие социальных проблем времени. Одним из приоритетных направлений государственной политики является забота не только о формировании молодого, здорового поколения, но и забота над престарелыми и лицами преклонного возраста. Неслучайно, достижение баланса в социальной защите всех категорий граждан, независимо от их возраста, является признаком гармонично развивающегося общества.

Результатом всех этих проблем является увеличение средней продолжительности жизни в нашей стране. Так, в соответствии с данными Росстата, население такой категории лиц, как граждане преклонного возраста, на 2012 год в Республике Мордовия составило 24,1 % от общего количества населения (825,4 тысяч человек), 2013 год — 24,7 % от общего количества населения (818, 6 тысяч человек), а в 2014–25,3 % (812, 1 тысяч человек) [18]. Проанализировав данную статистику, можно сделать вывод, что количество пожилых людей растет с каждым годом. Однако, физическое и психическое здоровье этих людей, увы, далеко не всегда позволяет им продолжать полноценную жизнь, поэтому большинство из них нуждается в посторонней помощи со стороны родных или знакомых.

Ведь не секрет, что каждый человек, сколь многого бы не достиг в жизни, с тревогой ожидает наступления старости. Даже в самых благоприятных случаях — долгого физического здоровья, многочисленных и любящих детей и внуков, материального достатка — это печальная осенняя пора жизни человека. А встречать ее приходится в одиночестве и обремененным болезнями, — помощь становится необходимой. Нуждавшиеся в помощи одинокие и немощные старики, инвалиды получали ее от различных обществ, ведомств, государственных учреждений [11, с. 175].

Неслучайно, российское право постоянно претерпевает изменения, в том числе модернизации подвергается институт опеки и попечительства. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48–ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об опеке и попечительстве» является результатом развития конституционных положений и определяет пути реформирования законодательства о защите законных прав и интересов различных категорий граждан в данной сфере общественных отношений.

Развитие опеки в России в начальный период имело несколько иной характер, нежели на Западе. Так, у нас опека не была связана с наследованием, как–то видели в Риме, Греции и в Германии. Опека была обязанностью, а не правом опекуна и, в противоположность постановлениям римского и германского права, обнимала заботу не только об имуществе, но и об лице опекаемого [13, с. 408]. Профессор Д. И. Мейер отмечал, что опека стоит на рубеже права гражданского и государственного. С одной стороны, она обращена к интересам частных лиц, которые нуждаются в призрении, а с другой — преследует цели государства, на котором лежит обязанность иметь попечение о тех, кто сам не может заботиться о своих интересах. Опека им рассматривается как договор — поручение, возлагаемый на опекуна со стороны опекаемого блюсти его интересы [15, с. 393–394].

В законе долгое время было известны три вида опеки и попечительства в порядке семейном: 1) над несовершеннолетними; 2) над безумными и сумасшедшими; 3) над глухонемыми и немыми. Опека и попечительство над несовершеннолетними известны у нас с древнейших времен; опека над безумными и сумасшедшими впервые было введено со времен Петра Великого; наконец, опека и попечительство над глухонемыми и немыми было установлено только в царствование императора Николая I [16, с. 530].

Действующее законодательство РФ (Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об опеке и попечительстве») устанавливает следующие виды опеки и попечительства:

 над несовершеннолетними лицами, оставшимися без попечения родителей;

 над недееспособными и над ограниченно дееспособными лицами [10, с. 156].

Опека и попечительство являются разновидностями социальной заботы наряду с патронажем, усыновлением и иными явлениями социальной и правовой действительности [17, с. 158].

Как подчёркивает Беспалов Ю. Ф. различие опеки и попечительства состоит в объеме гражданско-правовых обязанностей, которые закон возлагает на опекунов и попечителей, исходя из дееспособности подопечных [10, с. 130].

Действующий Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об опеке и попечительстве» ориентирован прежде всего на регулирование отношений, возникающих в связи с опекой и попечительством несовершеннолетних граждан, и не учитывает специфику опеки и попечительства взрослых лиц, признанных недееспособными [12, с. 232]. Институт недееспособности в РФ предполагает полную неспособность гражданина понимать значение своих действий или руководить ими вследствие психического расстройства. Лицо, признанное недееспособным, лишается права реализовывать гражданские права и обязанности, то есть заключать сделки, в том числе и мелкие бытовые: все правовые действия за него совершает опекун [12, с. 217]. Формально недееспособный человек не может самостоятельно купить хлеб, заказать пиццу на дом, подстричься в парикмахерской. Надо полагать, что опека и попечительство действительно имеют целью восполнить дееспособность [14, с. 157]. Практика показывает, что найти опекуна для взрослого недееспособного человека с нарушениями психического здоровья крайне сложно [12, с. 219].

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления [14, с. 130].

Основными задачами органов опеки и попечительства, а также опекунов являются защита прав и законных интересов недееспособных граждан, обеспечение сохранности их имущества, содержание, обеспечение ухода и лечения [12, с. 233].

Суд обязан в течение трех дней со времени вступления в законную силу решения о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки или попечительства. Орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей (ст. 34 ГК РФ).

Опека и попечительство устанавливаются, а опекун (попечитель) назначается постановлением главы районной, городской, районной в городе администрации по месту жительства опекуна (попечителя). Действия по опеке и попечительству (обследования условий, подыскание опекуна (попечителя), подготовка материалов для его назначения или отстранения и т. д.) возлагаются администрацией на ее структурные подразделения.

Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке и попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органом стало известно о необходимости установления опеки и попечительства над гражданином. Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано в суде заинтересованными лицами. Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав. Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно — и желание подопечного. Опекунами (попечителями) преимущественно назначаются лица, близкие подопечному. При их отсутствии, опекунами (попечителями) назначаются граждане по выбору самих органов опеки и попечительства. Опекуну (попечителю) выдается удостоверение установленного образца [14, с. 132]. С этого момента опекун или попечитель наделяется характерными правами и обязанностями, закрепленные в ст. 15 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об опеке и попечительстве» и ст. 36, ст. 37 Гражданского кодекса РФ. Опекуны являются законными представителями своих подопечных, в следствии чего они вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия. Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы, заботиться о развитии (восстановлении) способности гражданина, дееспособность которого ограничена вследствие психического расстройства, или гражданина, признанного недееспособным, понимать значение своих действий или руководить ими. Опекуны и попечители обязаны исполнять свои функции, учитывая мнение подопечного, а при невозможности его установления — с учетом информации о предпочтениях подопечного, полученной от его родителей, прежних опекунов, иных лиц, оказывавших ему услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности.

Опекун или попечитель в праве распоряжается доходами подопечного исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Опекун имеет право распоряжаться имуществом гражданина, признанного недееспособным, основываясь на мнении подопечного, а при невозможности установления его мнения — с учетом информации о его предпочтениях, полученной от родителей такого гражданина, его прежних опекунов, иных лиц, оказывавших такому гражданину услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности. Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом. Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или ограниченно дееспособным, отпали, опекун или попечитель обязан ходатайствовать перед судом о признании подопечного дееспособным и о снятии с него опеки или попечительства (ст. 36 ГК РФ) [14, с. 133].

Действие опеки и попечительства над пожилыми гражданами, прекращается в случаях, установленных Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об опеке и попечительстве».

Опека или попечительство прекращается:

 в случае смерти опекуна или попечителя либо подопечного;

 по истечении срока действия акта о назначении опекуна или попечителя (п. 11 Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. № 927 (ред. от 15.10.2014) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан»);

 при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей;

 опека и попечительство над совершеннолетними гражданами прекращаются в случаях вынесения судом решения о признании подопечного дееспособным или отмены ограничений его дееспособности по заявлению опекуна, попечителя или органа опеки и попечительства;

 по заявлению опекуна или попечителя.

Освобождение опекуна (попечителя) производится на основании постановления главы местной администрации при наличии заключения соответствующего ее отдела, осуществляющего контроль за его деятельностью. По решению органа опеки и попечительства (постановлению главы местной администрации) опекун (попечитель) может быть отстранен от выполнения своих обязанностей. основанием для этого является сам факт ненадлежащего выполнения опекунских обязанностей [14, с. 136]. Кроме того, человек, граждане пожилого возраста, имеют право на получение от государства так называемой выплаты по уходу, которая выплачивается ежемесячно. Такая выплата положена лицу, осуществляющему уход за пенсионером. Для того чтобы получить данную дотацию от государства необходимо обратиться с соответствующим заявлением в Пенсионный Фонд Российской Федерации по месту нахождения пенсионного дела, в которое будут внесены соответствующие поправки. Если возникает ситуация, когда пенсионер сам не в состоянии прийти и подать заявление, то имеется возможность использования института доверителей, где заявление подает доверенное лицо. В этом случае заявление в обязательном порядке подлежит нотариальному заверению, в соответствии с законодательством. Помимо того, что в ПФРФ, где находится личное дело пенсионера, подается заявление непосредственно от него, для рассмотрения вопроса о назначении данной выплаты необходимо предоставить: паспорт (как самого пенсионера, так и лица осуществляющего уход за ним), заявление от этого человека, а также трудовую книжку ухаживающего при условии, что она имеется. Если же человек на момент осуществления ухода является учащимся какого-либо образовательного учреждения, то необходимо предоставить, соответствующую справку с места его обучения.

Но необходимо отметить определенные условия, для того чтобы стать опекуном над гражданином преклонного возраста:

 опекун должен обязательно быть неработающим, в противном случае — выплата за опекунство в форме патронажа ему не положена;

 трудоспособным гражданином Российской Федерации;

 не состоять на учете в службе занятости населения и не получать пособие по безработице.

В РФ большинство населения трудоспособные и ввиду этого родственники опекаемого не всегда могут являться его законными опекунами. И данная система в этом плане несовершенна.

Помимо этого, опекун не может получать пособие по безработице, т. к. фактически считается, что он осуществляет трудовую деятельность. Но помимо пособия по безработице гражданину, который осуществляет уход за пожилым человеком, не могут выплачиваться и иные виды социального обеспечения. Гражданину, над которым оформлена опека, полагается доплата к пенсии из средств пенсионного фонда, а ухаживающему за ним — 1200 рублей ежемесячной выплаты из средств ФСС (согласно п.1. Указа Президента РФ от 26.12.2006 № 1455 (ред. от 31.12.2014) «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами»). Но данная сумма, которая полагается за совершаемую опеку над престарелым слишком мала. Получается, что 1200 является основным источником дохода и единственным средством к существованию для опекуна. Эта сумма даже не приравнивается к прожиточному минимуму пенсионеров, который составляет на 2016 год 7 468 рублей (в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24.10.1997

№ 134 — ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»), следовательно, стоит задуматься о повышении бюджета для данных выплат опекунам.

Возможно, разрешить данную проблему тремя способами:

 увеличить ежемесячную денежную выплату опекунам до величины прожиточного минимума;

 разрешить получать опекуну иные социальные выплаты, например, пособие по безработице;

 установить определённое количество часов в день для опекуна, чтобы он мог найти себе работу и официально трудоустроиться, а опеку засчитать как работу по совместительству;

 обеспечить опекуна различными льготами по социальному обеспечению (бесплатный проезд, обеспечение бесплатными лекарствами, и т. д.).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.11.2015 № 1223 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2016 год» размер минимального пособия по безработице на 2016 год составляет 850 рублей, максимального — 4900 рублей. Следовательно, если бы опекун имел возможность получать помимо компенсационной выплаты за уход за престарелым получать еще данный вид пособия (в течение 3-х месяцев) его ежемесячный доход мог бы составлять 2050 рублей в месяц по минимуму, но также ему хотя бы мог предоставляться бесплатный проезд на общественном транспорте или различные льготы при покупке лекарственных препаратов.

Но, имея работа по совместительству, хотя бы на несколько часов в день, опекун мог бы получать среднемесячную заработную плату, которая была бы значительно выше компенсационной выплаты в размере 1200 рублей. Предположим, возьмем МРОТ за заработную плату опекуна в месяц. Согласно ст.1 Федерального закона от 14.12.2015

№ 376 — ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 1 января 2016 года равен в сумме 6 204 рублей в месяц. Следовательно, ежемесячный доход опекуна, имея работу по совместительству, которая оплачивалась бы размером МРОТ ежемесячно и получая компенсационную выплату за уход, составлял бы 7 404 рубля.

Таким образом, опираясь на вышеизложенные факты и проанализировав недостатки института опеки и попечительства в РФ, можно сформулировать вывод о том, что данный институт является несовершенным, существуют пробелы в законодательстве относительно данного института. Следовательно, необходимо обратить внимание на имеющиеся несовершенства, разрешить проблемы, связанные с финансированием компенсационных выплат опекунам, усовершенствовать законодательство в области опеки и попечительства.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета. — 2009. — № 4831.
  2. О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»: федер. закон Рос Федерации: [принят Гос. Думой 2 декабря 2015 года]. [Электронный ресурс]: (с изм. и доп.) // КонсультантПлюс: [сайт информ. — правовой компании]. — [М., 2015]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_190442/.
  3. О прожиточном минимуме в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации: [принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 10 октября 1997 г.]. [Электронный ресурс]: (с изм. и доп.) // КонсультантПлюс: [сайт информ. — правовой компании]. — [М., 2015]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16565/.
  4. Об опеке и попечительстве: федер. закон. Рос. Федерации: [принят Гос. Думой Рос. Федерации 11 апреля 2008 г]. [Электронный ресурс]: (с изм. и доп.) // КонсультантПлюс: [сайт информ. — правовой компании]. — [М., 2015]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76459/.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 октяб. 1994. // Москва: Эксмо, 2014. — 624 с.
  6. Семейный кодекс Российской Федерации. -: Проспект, КноРус, 2014. — 64 с.
  7. Указ Президента РФ от 26.12.2006 № 1455 (ред. от 31.12.2014) «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами»
  8. Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. № 927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан» (с изменениями и дополнениями)
  9. Постановление Правительства РФ от 12.11.2015 № 1223 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2016 год»
  10. Беспалов Ю. Ф. Семейно-правовое положение ребенка в Российской Федерации: монография. — 2-е изд. перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2013. — 240 с.
  11. Благотворительность и милосердие: Историко — документальное издание. — СПб.: Лики России, 2000. — 248 с.
  12. Заблодкис, Елена Юрьевна. Особые дети и взрослые в России: закон, правоприменение, взгляд в будущее: основные проблемы и пути их решения / Е. Ю. Заблоцкис. — М.: Теревинф, 2013. ¬– 368 с.
  13. Загоровский А. И. Курс семейного права /Под редакцией и с предисловием В. А. Томсинова. М.: Издательство «Зерцало», 2014. ¬– 464 с. (серия «Русское юридическое наследие»). 408 С.
  14. Кречет Н. А. Как оформить наследство. Опека. Попечительство. Серия «50 способов». Ростов н/Д: «Феникс», 2004–128 с.
  15. Мейер Д. И. Русское гражданское право: в 2 т. Ч. 2. По исправленному и дополненному 8-му изданию. 1902. М.: Статут, 1997. С. 393–394
  16. Неволин К. А. Истрия российских гражданских законов. Часть первая: Введение и книга первая о союзах семейственных. — М.: Статут, 2005. — 590 с. (Классика российской цивилистики).
  17. Правовой статус гражданина в частном праве: Постатейный комментарий главы 3 Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. П. В. Крашенинникова. — М.: Статут, 2009. — 302 с.
  18. Статистический справочник / Госкомстат России [Электронный ресурс] — Электрон. дан. –. М.: ИНФО, 2015. — Режим доступа:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle