Библиографическое описание:

Буркова Д. А., Учеваткина А. Н. Государственная социальная помощь семье (на примере Республики Мордовия) [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 206-208.



Статья посвящена изучению системы государственной социальной помощи семье в Российской Федерации. В данной статье рассматривается сущность мер государственной социальной помощи малоимущим семьям и их влияние на достижение целей семейной политики как в Республике Мордовия, так и в России в целом.

Ключевые слова: социальная помощь, социальная поддержка, семейная политика, малоимущие семьи, семья.

Сегодня одной из самых актуальных проблем российского общества, безусловно, остается демографический упадок, возникший из-за социальных потрясений 90-х годов ХХ века. За последние 25 лет население России уменьшилось с 147,6 млн. человек до 143,9 млн. человек, продолжая сокращаться на 700 тыс. чел ежегодно [9]. Существует большое количество государственных программ, направленных на стимулирование рождаемости в стране, но очевидно, что ни одна из них не будет иметь успеха без должной поддержки первичной ячейки общества — семьи.

«Рождение ребенка усиливает для семьи риск попасть в категорию бедных», — считают специалисты экспертной группы, созданной в 2013 году для изучения данной проблемы [8]. Кто-то из членов семьи вынужден оставить работу, чтобы ухаживать за ребенком, заработка остальных может не хватать, чтобы в полной мере удовлетворять потребности семьи, следовательно, уровень жизни существенно снижается. Граждане прекрасно осознают свою способность в должной мере обеспечить и правильно воспитать ребенка. Многие не уверены в своих силах, в связи с чем не планируют рождение детей. Таким образом, демографическая ситуация в стране напрямую связана с благосостоянием отдельной семьи, и без должной ее поддержки основная цель достигнута быть не может.

Российское законодательство включает в себя обширную нормативно-правовую базу, регламентирующую социальную поддержку всех категорий населения, в том числе семей [12, с.59]. Так статья 38 Конституции Российской Федерации гласит что семья находится под защитой государства. Это фундаментальное положение конкретизируется рядом федеральных законов, таких как Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81 (ред. от 29.12.2015)

«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Федеральный закон от

24 апреля 2008г. № 48-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об опеке и попечительстве», Федеральный закон от 17 июля 1999г. № 178-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015)

«О государственной социальной помощи», Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах социальной поддержки многодетных семей» и другими нормативно-правовыми актами. Государственная семейная политика имеет одним из своих приоритетных направлений создание условий для семейного благополучия.

В 2014 годуРаспоряжением Правительства Российской Федерации от

25 августа 2014 г. № 1618-р была утверждена Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, в рамках которой разработаны различные меры поддержки российских семей, направленные, в том числе, и на улучшение условий и повышение качества их жизни [8].

Большую роль в системе государственной поддержки семьи в Российской Федерации имеет государственная социальная помощь [10, с. 227]. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17 июля 1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», государственная социальная помощь предоставляется малоимущим семьям в виде социальных пособий, субсидий и жизненно необходимых товаров [12, с.620]. Меры государственной социальной помощи призваны помочь семье повысить свои доходы и поддерживать достойный уровень жизни. Порядок признания семьи малоимущей регламентируется Федеральным законом от 5 апреля 2003г. № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» и основывается на сведениях о составе семьи, доходах ее членов и принадлежащем им на праве собственности имущества [11, с.293]. Если сумма доходов семьи оказывается ниже прожиточного минимума, установленного Правительством РФ на соответствующий год, семья признается малоимущей и имеет право стать получателем мер государственной социальной помощи [11, с.287]. Для назначения мер государственной социальной помощи необходимо обратиться с заявлением в орган социальной защиты населения по месту жительства или пребывания [11, с.297].

На территории Республики Мордовия одним из учреждений, оказывающих государственную социальную помощь малоимущим семьям, является Государственное бюджетное учреждение РМ «Комплексный центр социального обслуживания по г.о. Саранск». Основной целью данного Учреждения является оказание социальной помощи семьям, детям и иным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. В Учреждении функционирует несколько отделений: отделение по социально-бытовому обслуживанию, отделение срочной бытовой помощи, отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями, отделение социальной помощи семье и детям.

Отделением социальной помощи Комплексного центра социального обслуживания по Ленинскому району г.о. Саранск с 2009 по 2015 год была оказана помощь 105 659 гражданам.В 2015 году государственная социальная помощь оказывалась 135 семьям. В общемполучателями государственной социальной помощи по Ленинскому району г.о. Саранск на конец 2015 года стали 461 человек. В 2014 году в Комплексном центре социального обслуживания по Ленинскому району г.о. Саранск были предоставлены меры социальной помощи 171 семье, а общее количество получателей мер государственной социальной помощи составляло 855 человек.

Социальная помощь малоимущим семьям оказывается на основании социального контракта. Согласно статье 1 Федерального закона от 17 июля 1999г. № 178-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) «О государственной социальной помощи», социальный контракт — это соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин — реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации. По состоянию на 2015 год, среднедушевой доход семьи до заключения социального контракта составил 2887 рублей. По окончанию срока действия социального контракта среднедушевой доход семьи, получившей социальную помощь, вырос до 3724 рублей. Социальный контракт в качестве одной из мер социальной помощи включает и предоставление малоимущей семье регулярной денежной выплаты. Ее размер в 2014 году составил 3383 рубля, в 2015 году увеличился до 8070 рублей.

Таким образом, анализ статистических данных подтверждает тот факт, что всего за один год процент получателей государственной помощи уменьшился на 46,08 %, а средний размер регулярных денежных выплат наоборот увеличился на 52,99 %. Эта положительная тенденция говорит об эффективности мер государственной социальной помощи, оказываемой гражданам в Республике Мордовия. Данный пример подтверждает то, что на современном этапе направления государственной семейной политики можно с уверенностью назвать эффективными. Если в дальнейшем государство будет в той же мере уделять внимание данной проблеме, постоянно пополнять и модернизировать нормативно-правовую базу, касающуюся государственной социальной помощи малоимущим семьям, количество семей, не решающихся планировать рождение ребенка по причинам плохой материальной обеспеченности, будет падать с нарастающими темпами, резко возрастет уровень жизни и благосостояния семей в России. Граждане будут чувствовать уверенность в своих силах вырастить и воспитать нового члена общества.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета. — 2009. — № 4831.
  2. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: федер. закон Рос. Федерации: [принят Гос. Думой 19 мая 1995 г.] // Российская газета. — 2015. — № 6687
  3. Об опеке и попечительстве: федер. закон Рос. Федерации: [принят Гос. Думой 24 апреля 2008 г.] // Российская газета. — 2015. — № 4651
  4. О государственной социальной помощи: федер. закон Рос. Федерации: [принят Гос. Думой 17 июля 1999 г.] // Российская газета. — 2015. — № 6688
  5. О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи: федер. закон Рос. Федерации [принят Гос. Думой 5 апреля 2003 г.] // Российская газета. — 2015. — № 6686
  6. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: федер. закон Рос. Федерации : [принят Гос. Думой 29 декабря 2006 г.] // Российская газета. — 2015. — № 248.
  7. Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах социальной поддержки многодетных семей»
  8. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года.;Национальная стратегия действий в интересах детей // Российская газета. — 2014. — № 6468.
  9. Статистический справочник / Госкомстат России [Электронный ресурс] — Электрон. дан.. М.:ИНФО,2015.–Режим доступа:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/
  10. Гусов К.Н. Право социального обеспечения / К.Н.Гусов — М., 2014. — 283 с.
  11. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Учебник для бакалавра –
  12. 3- изд/ Е.Е. Мачульская. — М., 2014. — 346 с.
  13. Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. Учебник для бакалавров./
  14. Э.Г. Тучкова. — М., 2014. — 756 с.
  15. Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации / В. Ш. Шайхатдинов — 2 -е изд. перераб. и доп. — М: Юрайт, 2013. — 562 с.
  16. Большой юридический словарь / под ред. проф. А. Я. Сухарева. — 3-е изд., доп. и перераб. — М. : ИНФРА-М, 2010. — 858 с.
  17. Социальная работа : российский энциклопедический словарь / под ред. В.И.Жукова. — М. : Союз, 1997. — 280 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle