Библиографическое описание:

Шалышкина Е. Д. Исполнительное право: Таможенная процедура реэкспорта в Таможенном кодексе Таможенного союза [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 291-293.



На практике достаточно часто встречаются случаи, когда иностранный партнер при наличии договорных связей ошибочно отправляет российскому лицу какой-либо товар, в связи с чем возникает необходимость принятия соответствующих мер, которые могут привести к заключению нового договора на поставку данного товара, но чаще принимается решение о его возврате.

С позиции таможенного законодательства при таких обстоятельствах возможен возврат товара с использованием таможенной процедуры реэкспорта. Именно поэтому исследование данной темы полезно и интересно.

Согласно статье 296 ТК ТС [1, с.138] реэкспорт определяется как таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

В соответствии со ст. 297 ТК ТС, под таможенную процедуру реэкспорта могут помещаться:

1) иностранные товары, находящиеся на таможенной территории Таможенного союза, в том числе ввезенные с нарушением мер нетарифного регулирования, и продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;

2) товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, если эти товары возвращаются по причине неисполнения условий внешнеэкономической сделки, в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке.

Для помещения под таможенную процедуру реэкспорта товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, декларант представляет в таможенный орган документы, содержащие сведения:

1) об обстоятельствах ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза (исходя из документов, подтверждающих совершение внешнеэкономической сделки);

2) о неисполнении условий внешнеэкономической сделки;

3) о помещении этих товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

4) об использовании этих товаров после помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Товары помещаются под таможенную процедуру реэкспорта в течение одного года со дня, следующего за днем выпуска для внутреннего потребления.

Таможенная процедура реэкспорта регулируется, в первую очередь, положениями, содержащимися в сороковой главе ТК ТС [1, с. 138]. В нем устанавливаются общие положения о применении процедуры реэкспорта. В соответствии со ст. 297 ТК ТС, под таможенную процедуру реэкспорта могут помещаться: иностранные товары, находящиеся на таможенной территории таможенного союза и товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Срок помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта не может превышать одного года со дня, следующего за днем выпуска для внутреннего потребления.

В Федеральном законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации [2, с. 2]», в ст.289 речь идет о вывозе товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта, за пределы таможенной территории Таможенного союза осуществляется под таможенным контролем применительно к процедуре таможенного транзита. В отношении товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления и помещаемых под таможенную процедуру реэкспортаи фактически вывезенных за пределы таможенной территории Таможенного союза, производится возврат (зачет) уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов.

Соглашение стран СНГ «О реэкспорте товаров и порядке выдачи разрешения на реэкспорт [3]», в соответствии со ст.1 заключено с целью содействия друг другу в обеспечении и защиты их взаимных интересов в области внешнеэкономической деятельности. Ст.4 гласит о том, что Реэкспорт товаров может быть осуществлен только при наличии соответствующего письменного разрешения, выданного уполномоченным ведомством страны происхождения товаров. Стороны обмениваются списками товаров, реэкспорт которых может быть осуществлен только при наличии такого надлежаще оформленного письменного разрешения, но данное Соглашение не распространяется на реэкспорт специфических видов товаров, таких как оружие, наркотические средства, лекарственные препараты и др.

В Постановление Правительства РФ«О контроле за выполнением обязательств по гарантиям использования импортируемых и экспортируемых товаров (услуг) двойного применения в заявленных целях», реэкспорт из Российской Федерации товаров (услуг) двойного применения, импортированных с предоставлением гарантий использования в заявленных целях, осуществляется в порядке, установленном для экспорта российских товаров (услуг) двойного применения. Необходимым условием для принятия решения о возможности реэкспорта товаров (услуг) двойного применения является предоставление письменного согласия иностранного экспортера на реэкспорт, в случае если такое условие предусмотрено контрактом (договором) на поставку указанных товаров (услуг) в Российскую Федерацию [4, с. 134].

Постановлением Правительства РФ «О порядке реэкспорта товаров, происходящих с территории Российской Федерации, другими государствами — членами Евразийского экономического союза [5, с. 54]» утверждается прилагаемый список товаров, происходящих с территории Российской Федерации, реэкспорт которых может быть осуществлен другими государствами — членами Евразийского экономического сообщества только при наличии надлежаще оформленного письменного разрешения, выданного Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. К таким товарам относится группа 1201 00 соевые бобы, дробленые или недробленые, группа 1205 семена рапса, или кользы, дробленые или недробленые, группа 2710 нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых; продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 мас. % или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов; отработанные нефтепродукты и другие.

В Письме Федеральной Таможенной Службы «О направлении разъяснений [6, с. 44]» говорится о том, что при вывозе товаров за пределы таможенной территории ТС, помещенные под таможенную процедуру реэкспорта, должностные лица таможенных органов, расположенных в месте убытия подтверждают фактический вывоз товаров путем проставления штампа «Вывоз разрешен» и отметок «Товар вывезен» или «Товар вывезен в количестве…».При вывозе товаров, помещенных в Российской Федерации под таможенную процедуру реэкспорта, за пределы ТС через российские пограничные пункты пропуска информация о фактическом вывозе товаров вносится в автоматизированную систему пункта пропуска на основании сведений из декларации на товары или транзитной декларации.

Одной из проблем, которые могут возникнуть при реэкспорте является идентификация товаров. Например, если в документах на товар не указаны артикул или серийный номер товара, в этом случае, товар нельзя будет поместить под таможенную процедуру реэкспорт.

ПриреэкспортеНДСи пошлины, ранее уплаченные при ввозе, подлежат возврату. В соответствии с частью 2 статьи 147 ФЗ № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации [2, с. 79]» к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:

1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;

2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;

3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;

4) документы, указанные в частях 4–7 статьи 122Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;

5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;

6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.

В связи с этим, наибольшие проблемы у участников ВЭД и таможенников вызывает пункт № 6 «иные документы». Таким документом является справка из налоговой инспекции о том, что уплаченный НДС в налоговой декларации не подавался к вычету. Налоговая инспекция может не дать такую справку, поскольку ее выдача ничем не предусмотрена.

Согласност. 90 ТК ТСвозврат ранее уплаченного «ввозного» НДС осуществляется только в отношении фактически вывезенных с территории ТС товаров и в порядке, установленном законодательством государства– члена ТС, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств– членов ТС.

Существует несколько подходов к определению понятия «реэкспорт»: статистика ООН, методология платежного баланса МВФ и таможенное законодательство. В соответствии со статистикой ООН, реэкспорт — это экспорт иностранных товаров, которые были ранее учтены в качестве импорта; Международным валютным фондом реэкспорт определен как «вывоз иностранных (произведенных в других странах и ранее импортированных) товаров из страны, в которую они ранее были ввезены, без каких-либо существенных преобразований по сравнению с состоянием, в котором они были первоначально импортированы»; с точки зрения таможенного законодательства реэкспорт рассматривается как таможенная процедура, обязательным условием которой является физическое перемещение товара через границу. В связи с этим можно выделить такую проблему как разноплановость определения реэкспорта, что ведет к сложностям его статистического учета. По данным нидерландской статистики, по статье реэкспорт отражается лишь треть от реальных объемов реэкспортных потоков этой страны.

Таким образом, во-первых, одной из проблем при таможенной процедуре реэкспорт является разноплановость определения реэкспорта, что ведет к сложностям его статистического учета; во-вторых, при реэкспорте уплаченные ввозные таможенные пошлины и налоги подлежат возврату, для этого необходимо приложить перечень документов, среди которых в списке есть пункт «иные», который вызывает наибольшее затруднение у участников ВЭД; в-третьих, при осуществлении таможенной процедуры реэкспорт также может возникнуть такая проблема, как идентификация, если ее нельзя осуществить, то товар поместить под данную таможенную процедуру нельзя. Данные проблемы могут быть решены с помощью реформы законодательства. Также таможенным органам необходимо сотрудничать с налоговыми органами.

Литература:

  1. Таможенный кодекс Таможенного союза: приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17 [в соотв. с Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭс от 27.11.2009 г. № 17 Договор о Таможенном кодексе таможенного союза, в рамках которого принят данный документ, вступ. в силу с 01.07.2010 г. при наличии информации депозитария о выполнении сторонами Договора внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу Договора; документ опубликован не был] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» по состоянию на 8.05.2015 г.
  2. Федеральный Закон РФ от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [ред. от 13.07.2015] // Консультант Плюс. — 2010. — 27 ноября.
  3. Соглашение стран СНГ от 15 апреля 1994 «О реэкспорте товаров и порядке выдачи разрешения на реэкспорт» // Закон Прост. — 1994. — 15 апреля.
  4. Постановление Совета Министров- Правительства РФ от 11 октября 1993 г. № 1030«О контроле за выполнением обязательств по гарантиям использования импортируемых и экспортируемых товаров (услуг) двойного применения в заявленных целях» [в ред. Постановлений Правительств РФ от 3.06.95г. № 556, от 24.07.99г. № 853, от29.08.01г. № 635, от 4.02.2005г. № 54,от 1.06.2010г. № 384, от 22.12.11г. № 1105, от 28.03.12г. № 249, от 23.10.14 № 1095] // Собрание законодательства РФ. — 1993. № 49. — Ст.4.
  5. Постановление Правительства РФ от 3.02.07г. № 66 «О порядке реэкспорта товаров, происходящих с территории Российской Федерации, другими государствами — членами Евразийского экономического союза» // Собрание законодательства РФ — 2007. — № 67. — Ст.1.
  6. Письмо Федеральной Таможенной Службы России от 10 февраля 2012 г. № 04–54/06270 // Справочно — правовая система «Консультант Плюс» по состоянию на 10февряля 2012г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle