Библиографическое описание:

Долгова К. О. Процессы глобализации и их влияние на казахстанское образовательное законодательство [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 287-291.



Процессы глобализации и их влияние на казахстанское образовательное законодательство

Долгова Ксения Олеговна, магистрант

Таразский государственный университет имени М. Х. Дулати (Казахстан)

Глава нашего государства Н. А. Назарбаев в долгосрочной стратегии «Казахстан -2030»: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана (далее — Казахстан 2030) отмечал, что «важно глубоко осмыслить ситуацию, проанализировать наше развитие с точки зрения мирового опыта и сравнить степень реализации наших реформ и формирования новых институтов с лучшим мировым опытом. Не менее важно трезво проанализировать свои сильные и слабые стороны»,. [1, с. 18]

Вышеуказанная стратегия является одним из способов осмысления и понимания многогранного комплекса проблем в сфере высшего образования без решения которых не возможно улучшение благосостояния государства и народа проживающего на его территории, кроме того решение данной проблемы неразрывно связанно с внедрением международных стандартов качества высшего образования в национальное законодательство.

Согласно большого юридического словаря под имплементацией понимается — фактическое осуществление международных обязательств на внутригосударственном уровне, путем трансформации международно-правовых норм в национальные законы и подзаконные акты.

Понятие «имплементация» отражено в многочисленных резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, международных конвенциях, а также в других нормативно-правовых актах.

Процесс имплементации норм международного права в казахстанское законодательство составляют процедуры и средства, которые содействуют эффективности реализации этих норм, результатом, имплементации является заимствование положений международного права

Имплементация норм международного права в национальное законодательство понимается как процесс, складывающийся из совокупности процедур и средств, способствующих повышению эффективности реализации этих норм. В результате имплементации происходит, с одной стороны, заимствование положений международного права (процедуры, институты, фрагменты языка, нормативные правовые акты, принципы, ценности, правовые идеи), а с другой — трансформация национального законодательства с целью обновления и совершенствования норм национальной правовой системы.

Главная цель имплементации норм международного права в национальное законодательство заключается не в масштабных изменениях принципов и ценностей, на которых базируется национальная правовая система, а в постепенной ее трансформации с целью сближения правовых систем.

Существующие проблемы имплементации международно-правовых норм в национальное законодательство следует рассматривать с учетом условий, необходимых для нормального функционирования имплементационного процесса, в частности, проблемы примата международного права, соотношение национального права с международным, порядок их взаимодействия.

Вопрос о соотношении международного и национального права относится к одним из наиболее сложных, затрагивающих государственный суверенитет. Несмотря на это, данная проблема имеет давнюю историю. Под влиянием интеграционных процессов на сегодняшний день примат международного права над национальным законодательством признается практически всеми государствами.

Как показывается практика, имплементационный процесс состоит из двух уровней — международного и национального. Имплементация на международном уровне заключается в выработке международных норм, регламентирующих совместную организационно-правовую деятельность субъектов международного права, направленную на осуществление целей, заложенных в международных обязательствах.

Что касается национального механизма имплементации международно-правовых норм, то он состоит в выработке норм в рамках национального права, устанавливающих процессуальный порядок реализации международно-правовых норм, регламентирующих организационно-правовую деятельность органов государства и правоприменительную практику в связи с реализацией международно-правовых норм, направленную на фактическое выполнение принятых государством международных обязательств.

Одной из ячеек имплементации норм международного законодательства в Республике Казахстан является — Болонский процесс. Это наиболее важная и широкомасштабная реформа высшего образования в Европе за последние тридцать лет. Конечной целью процесса является обеспечение свободного передвижение студентов и сотрудников высшей школы и объективное признание их квалификаций. Эта глобальная цель нашла свое отражение в шести линиях действия, которые были определены Болонской декларацией 1999 года, подписанной министрами образования из 29 стран:

  1. Принятие системы легко читаемых и сравнимых степеней.
  2. Принятие системы, в основном базирующейся на двух циклах.
  3. Введение системы кредитов.
  4. Расширение мобильности.
  5. Расширение европейского сотрудничества в обеспечении качества.
  6. Усиление европейского измерения в высшем образовании.

К шести линиям действия, которые были определены в Болонье, добавились еще три:

  1. Образование в течение всей жизни.
  2. Высшие учебные заведения и студенты.
  3. Улучшение привлекательности Европейского пространства высшего образования.

Глобальная конкуренция оказывает мощное влияние на все стороны жизни казахстанского общества, особенно на систему образования, вовлекая её в процесс интернационализации. Основой реформ образовательной политики Казахстана являются три столпа: Конституция РК, Закон об образовании (2007), а также «Государственная программа развития образования на 2011–2020 годы». Эти документы произвели серьезные изменения в структуре и содержании образования.

Закон «Об образовании» был адаптирован под интеграцию казахстанского высшего образования в Болонский процесс. Это реализация таких направлений, как переход к 12- летнему школьному образованию, легализация статуса профильных школ, повышение требований к качеству учебников и т. д. Был введен единый централизованный контроль и мониторинг качества образования. Впервые были включены новые типы высших учебных заведений как национальные исследовательские университеты и др. [2]

«Государственная программа образования на 2011–2020 годы» обеспечила преемственность модернизации системы казахстанского образования, способствовала формированию конкурентоспособной многоуровневой модели высшего и послевузовского образования, ее интеграцию в международное образовательное пространство.

Казахстан еще в конце 90-х годов фрагментарно сотрудничал с содружеством европейских партнеров, пытался модернизировать образовательную систему по формуле Болонского процесса. Основными аргументами в пользу преобразований стали качество образования, автономия вузов, научно-исследовательская самостоятельность, использование новых схем финансирования. Были созданы три цикла системы высшего и послевузовского профессионального образования (бакалавр-магистр-доктор философии PhD). Произошли изменения в управлении вузами путем создания попечительских советов и внедрения корпоративного управления. Введена кредитная система обучения и система контроля качества образования. Открыт Национальный аккредитационный центр, в 2012 году преобразованный в Центр Болонского процесса и академической мобильности при министерстве образования.

Таким образом, имплементация норм международного права в национальное законодательство обусловлена интеграционными процессами, характерными для современного мира, требующими единообразных механизмов правового регулирования, что в свою очередь способствует сближению правовых систем науки РК. В каждом вузе открыты отделы академической мобильности, во многих созданы студенческие организации по Болонскому процессу.

Переход от административной модели образования к либеральной, от строго регламентирующей к более гибкой и адаптивной к требованиям рынка модели был неоднозначно воспринят академической общественностью Казахстана. Одни оппоненты аргументировали потерей фундаментальности, характерной для классических университетов, национального содержания. Другие апеллировали, что единая образовательная среда — просто красивый лозунг, что европейская модель финансирования лишает вузы фундаментальной науки, что нельзя исходить только из сиюминутных требований экономики.

В стране активно идет поиск национальной идентификации. Образование в этих условиях становится важным фактором преобразований казахстанского общества, является важной частью национальной культуры «Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы». [3, с. 62]

Впервые после получения независимости в стране происходит возрождение потенциала нации, духовной элиты, генерируется культурологический пласт нации. Потенциально благоприятен фактор создания государством условий для введения мировых образовательных стандартов в казахстанской образовательной среде для повышения компетентности и конкурентоспособности казахстанского специалиста. Это соответствует современным тенденциям мирового образования, функционирующего в рамках глобальной рыночной системы, которая активизирует миграционные процессы и вовлекает в этот процесс казахстанских граждан. В то же время актуализируется вопрос включения казахстанского содержания в образовательный процесс.

Повестка дня диктует Казахстану естественную интеграцию в единое европейское образовательное пространство через расширение возможностей академической мобильности, приглашение зарубежных профессоров и исследователей. Это уже привело к значительным изменениям в сфере стандартов и форм обучения, организации учебного процесса и контроля качества знаний. Революционный переход к трехступенчатой вузовской и послевузовской системе образования с присуждением степеней бакалавра, магистра, доктора философии, введение системы зачетных единиц по типу ECTS, академическая мобильность студентов и преподавателей, европейское приложение к диплому, контроль качества высшего образования, создание единого европейского исследовательского пространства и др. широко применяются в практике казахстанского образования.

Казахстан стал участником Болонского процесса в марте 2010 года. Присоединившись к Болонскому процессу, страны-участники принимают на себя обязательства по выполнению его основных параметров, которые подразделяются на: обязательные, рекомендательные, факультативные.

Обязательные параметры Болонского процесса рассматриваются как первостепенные для создания Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) и продвижения европейской системы высшего образования по всему миру.

К ним относятся:

– трёхуровневая система высшего образования;

– академические кредиты ECTS;

– академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов;

– Европейское приложение к диплому;

– контроль качества высшего образования;

– создание единого европейского исследовательского пространства.

Следующие параметры Болонского процесса имеют рекомендательный характер и являются полезными в продвижении принципов Болонского процесса. К ним относятся:

– единые европейские оценки;

– активная вовлечённость студентов;

– социальная поддержка малообеспеченных студентов;

– образование в течение всей жизни;

– социальная поддержка малообеспеченных студентов. [4]

Основными принципами государственной политики в области высшего образования явились равноправие всех граждан на получение высшего образования и бесплатное высшее образование в государственных высших учебных заведениях на основе установления государственного образовательного заказа.

Известно, что Республика Казахстан — это аграрно-промышленное государство с приоритетным развитием добывающей промышленности, обладающее чертами как развитых, так развивающихся стран. Среди преимуществ — всеобщая грамотность, широкая сеть образовательных и научно-исследовательских учреждений, сложившийся топливно-энергетический комплекс, атомные и космические исследования. Однако, сырьевая направленность экономики, потребность в больших инвестициях и импорте новых технологий, отставание инфраструктуры, нерешенность многих экологических проблем и т. д. считаются проблемными вопросами. Природные ресурсы убывают, к тому же доходы от их экспорта нестабильны и имеют тенденцию к снижению. Поэтому интеграция в мировое научно-техническое сообщество, т. е. переход на инновационный путь развития является одним из перспективных путей развития государства. Именно инновации содействуют перемещению ресурсов в сферу более высокой производительности, прибыли и завоеванию широкого поля на мировом рынке. Эта модель содержит все еще новую для нас важную переменную — человеческий капитал, представляющий современный уровень и объем научных знаний.

«Экономика, основанная на знаниях», на создание которой ориентирует наше общество Президент страны, начинается с системы образования. Путь Казахстана в группу 50 самых развитых стран мира лежит через формирование инновационной экономики, сегодня это признано безальтернативным путем развития республики.

По опыту многих стран мира ведущая роль в обеспечении перехода к эффективной экономике, основанной на знаниях, всегда принадлежала университетам. На это был сделан четкий акцент Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева в своей лекции в Евразийском национальном университете имени Л. Н. Гумилева «К экономике знаний через инновации и образование» перед научно-педагогической и студенческой аудиторией республики.

Как отметил глава государства Н. А. Назарбаев, конкурентоспособность любого государства, его экономический успех сегодня определяется долей добавленной научно-технологической стоимости товаров и 25 услуг. Однако для того, чтобы эта миссия была выполнена, необходима трансформация университетов в инновационные, исследовательские институты. [5]

Следовательно, модернизация уровней высшего и послевузовского образования касается структуры, содержания и организации образовательного процесса. Таким образом, это:

1) переход на трехступенчатую структуру подготовки специалистов — «бакалавр — магистр — доктор»;

2) сохранение двухуровневой структуры послесреднего образования (высшее — послевузовское);

3) в-третьих, применение кредитной технологии обучения (КТО).

При этом основными задачами высшего образования являются:

– подготовка специалиста новой формации, обладающего широкими фундаментальными знаниями, инициативного, способного адаптироваться к меняющимся требованиям рынка труда и технологий;

– усиление мотивации всей системы высшего образования на предоставление качественных образовательных услуг через демократизацию образовательного процесса;

– подготовка отдельных вузов к прохождению международной аккредитации, создание объективных условий для развития элитных вузов;

– формирование новых принципов и практики управления вузами, внедрение системы стратегического планирования и повышения автономности вузов;

– укрепление прав студентов для получения качественного образования, разработка и внедрение механизмов, определяющих ответственность руководителей вузов за предоставление качественных образовательных услуг.

Присоединение к Болонскому процессу, которое мотивировалось процессом интеграции Казахстана в мировое образовательное пространство и необходимостью повысить конкурентоспособность системы высшего образования в Республике, было осуществлено в кратчайшие сроки, что вызвало немалое количество вопросов, на которые сложно было найти достаточно квалифицированные и конструктивные ответы.

Литература:

1. Назарбаев Н. А. Казахстан — 2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана. — Алматы: Данекер,2005–62 с.

2. Damitov, B.K. et al (2009), National Report on the status and development education. Ministry of education and science of the Republic of Kazakhstan. NationalCentreforeducationalqualityassessment. Astana, 2009

3. Высшее образование Казахстана в контексте Болонского процесса — научно-методический сборник. — Алматы, 2014.-113 с.

4. Рекомендательные параметры болонского процесса // http://naric-kazakhstan.kz/kz/parametry-bolonskogo-protsessa/rekomendatelnye

5. Лекция Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева в Евразийском Национальном Университете имени Л. Н. Гумилева «К экономике знаний через инновации и образование» (Астана, 26 мая 2006 года) // https://www.zakon.kz/141562-lekcija-prezidenta-respubliki.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle