Библиографическое описание:

Бутылкина В. Д. Концепция уголовно-исполнительной системы: правовой аспект [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 284-287.



В статье рассматривается проблема уголовно-исполнительной системы. Данные недостатки обусловлены малоэффективной уголовно-исполнительной системы. По этой причине решение пенитенциарных проблем становится в нашей стране одним из приоритетных направлений национальной политики. Статья посвящена анализу состояния дел в этой важной сфере жизни общества.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, уголовно-исправительные учреждения, реформирование, заключённый, права человека.

На сегодняшний день уголовно-исполнительная система Российской Федерации — это динамично развивающаяся структура. Реформирование УИС, которое проводится на данном этапе, обязано обеспечить достижение конкретных результатов. Такие как: улучшения условий содержания в учреждениях, питание, совершенствование медицинских услуг. Также важное внимание уделяется правам и свободам человека в местах лишения свободы.

Права человека являются главной и самой значимой целью любого правового цивилизованного государства, которое стремиться обеспечить свободу, безопасность и защиту на территории своей страны. В Конституции Российской Федерации в главе 2 говориться о том, что права и свободы являются высшей ценностью, а их защита — неотъемлемым атрибутом [3]. В Российской Федерации достаточно много нормативно-правовых документов, международных стандартов по защите прав человека, в том числе и лиц, отбывающих наказание. Важно помнить, что данные лица являются носителями всех прав человека, за исключением тех, которые носят ограничительный характер в соответствии с данным статусом.

В настоящее время реализуется проект «Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года». Основные цели данного документа — это совершенствование данной системы и повышения эффективности её функционирования. Главные элементы концепции являются составной частью планов развития уголовно-исполнительной системы. Они направления, прежде всего, на повышение уровня содержания заключенных и отбывающих наказание в виде лишения свободы, в том числе, это касается и медицинского обслуживания. Данные мероприятия предусматривают соблюдение гарантийных прав и законных интересов заключённых, что является неотъемлемой частью правовой системы Российской Федерации. Основу концепции составляют международные стандарты ООН, Совета Европы.

Во втором разделе данной концепции УИС содержатся положения, которые предполагают создание организационно-правовых условий для развития существующей системы в исправительных учреждениях. Предполагается разделения их на два вида. Тюрьмы общего, усиленного и особого режимов и колонии поселения. При этом сохраняются уже имеющиеся учреждения, такие как лечебно-профилактические, исправительные и т. д. Данная концепция предполагает преобразовать воспитательные колонии для несовершеннолетних в воспитательные колонии лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте [2, с. 22–28].

Цель Концепции, несомненно, благородная и заслуживает всяческой поддержки, поскольку за последние двадцать лет в России произошли существенные и кардинальные изменения, а уголовно-исполнительная система во многом сохраняет черты старой пенитенциарной системы, ориентированной на другое общество. Она не учитывает нынешнее состояние экономики, интеграцию Российской Федерации в международное правовое поле, различные международные стандарты обращения с заключёнными и развитие гражданского общества. Россия как правопреемница СССР взяла на себя обязательства по выполнению международных договоров, конвенций и соглашений, ратифицированных Советским Союзом. Она вступила в Совет Европы. В этой связи Российская Федерация должна выполнять международные обязательства, вытекающие из международных актов о правах человека и гражданина, а также специализированных международных документов, относящихся к исполнению наказаний и обращению с осуждёнными к различным видам наказаний. Во исполнение этих обязательств Россия за последнее десятилетие приняла целый комплекс нормативных актов, в том числе и направленных на обеспечение прав человека в местах лишения свободы. Это касается и реализации проекта «Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года», что в значительной мере оказывает существенное влияние на развитие уголовно-исполнительной системы РФ. Но положение дел в местах лишения свободы не улучшается, и существуют определенные проблемы в данной области. Это обусловило, прежде всего, необходимость кардинальных решений по заимствованию европейского опыта организации отбывания наказания в виде лишения свободы.

На сегодняшний день, безусловно, уголовно-исполнительная система создаёт различные лечебно-профилактические, лечебно-исправительные учреждения для больных туберкулезом и другими серьёзными заболеваниями, но они, к сожалению, не отвечают необходимым требованиям. Правозащитники получают бесконечные жалобы из мест лишения свободы по поводу неудовлетворительной медицинской помощи (около 35 %) [5, с. 140]. Многие заключенные, элементарно, не могут попасть на осмотр к стоматологу, окулисту, для выписки очков, получения лекарств. А ведь доступность является важным принципом в оказании медицинской помощи.

Президент В. В. Путин, побывав в тюрьме № 1 «Кресты» в городе Санкт-Петербурге, отметил условия содержания данного учреждения, где заключённым удаляли зубы без анестезии, после чего призвал работников прокуратуры, ответственных за надзор в системе исполнения наказаний, следить за условиями содержания данных лиц, путем внедрения современных стандартов медицинского назначения. Это говорит о не соблюдении элементарных норм содержания заключенных, а также нарушении их законных прав.

Важнейшей задачей на данном этапе является обеспечение финансирования материально-технических баз лечебных учреждений для их дальнейшего развития. Снабжение новейшими оборудованиями медицинского характера, а также совершенствования нормативно правовой базы, касающееся вопросов взаимодействия уголовно-исполнительной системы с системой здравоохранения.

В Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации существует отдельная глава, посвященная правовому статусу осужденных в местах принудительного содержания. Одна из норм гласит, что указанные лица имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания, также не должны подвергаться жестокому обращению, которая унижает их достоинство. В настоящее время данное право реализуется очень слабо. Методы истязания, избиения поражают своей жестокостью. Система наказаний — важнейший институт, который разваливается на глазах. Действующая система показала полную непригодность. Прежде всего, пытки должны быть ликвидированы — это одно из главных направлений по защите прав заключённых, и одно из значимых направлений.

Ещё одной не маловажной проблемой является отсутствие в российских исправительных учреждениях достаточных условий для содержания инвалидов. А ведь в пенитенциарных учреждениях их значительное количество, включая тех, которые нуждаются в постоянной помощи. Следует отметить, что Государственная Дума Российской Федерации приняла Федеральный Закон № 419 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», который вступил в законную силу с 1 января 2016 года [4]. Внесённые изменения касаются создания необходимых условий содержания инвалидов, в том числе, снабжение современными оборудованиями, а также оказания безвозмездных услуг. К сожалению, данные нововведения не затрагивают положения лиц, содержащиеся в местах принудительного содержании [1]. Необходимо принимать меры по обеспечению доступной среды в уголовно-исправительных учреждениях, а также совершенствовать нынешнее законодательство. Следовательно, главные задачи состоят в следующем:

‒ Закрепить положения, на нормативной основе, касающееся создания учреждений, которые будут обеспечивать должные условия содержания инвалидов;

‒ Внести в УИК РФ такое понятие как «осуждённый инвалид» с прилегающими ему правами, применимые к условиям исправительных учреждений;

‒ Конкретизировать понятие «улучшенные жилищно-бытовые условия», которое в ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса обязаны создаваться для осужденных инвалидов I и II группы.

Если сравнивать условия содержания лиц, преступивших закон, в Российской Федерации и стран Европы, то они имеют кардинальные различия. Например, исправительные учреждения Норвегии располагает всеми удобствами. Одиночные камеры снабжены телевизорами, мини-холодильниками, душевыми кабинами, причём окна в камерах не оснащены решётками.

Например, в Европе, условия содержания в тюрьмах, в сравнении с отечественными это просто санатории, отели минимум 3 звезды. На территории находится настольный теннис для развлечения, а также предоставляется возможность заниматься самосовершенствованием и самообразованием. Вследствие этого заключённые просто не желают освобождаться, они имеют всё, что необходимо.

В Финляндии в 2010 году была построена тюрьма, где охранники не имеют при себе никаких наручников и оружия, окна в камерах не оснащены решётками. Это место предназначено как для тех, кто совершил лёгкие преступления, так и для совершивших особо тяжкие преступления — насильников и убийц. Заключённым тюрьмы предоставляются следующие услуги:

‒ Превосходное питание;

‒ Удобная мебель;

‒ Телевизоры;

‒ Холодильники;

‒ Душевые кабины;

‒ Места для занятия спортом.

Таким образом, анализируя состояние российского уголовного права, можно сделать вывод о том, что, безусловно, отечественное законодательство постоянно обновляется, совершенствуется, старается приблизиться к соответствующим международным стандартам, но не всегда вносимые изменения отвечают должным требованиям и последовательностью. Это приводит к значительным проблемам, которые реализуются на практике. Особенное это касается прав и свобод человека в уголовном праве. На данном этапе необходима модернизация уголовно-исполнительной системы, а также обеспечение надлежащих условий содержания заключённых с учётом совершенствования исправительных учреждений. Данная концепция является определяющей на современном этапе развития уголовно-исполнительного законодательства.

Литература:

  1. Агамов Г. Д., Ковалева Е. Н. Европейские минимальные стандартные правила обращения с заключёнными — Европейские пенитенциарные правила // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. — 2007. — № 1.
  2. Дикаева М. С. Кризис уголовного наказания и Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ // Уголовный закон в развитии: сб.науч. статей / Под ред. доктора юридических наук, профессора В. И. Тюнина. — СПб.: Изд-во СПбГУ-ЭФ, 2011. — 30 с.
  3. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации): от 12.12.1993 (в ред. от 21.07.2014 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.
  4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов: Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171577/.
  5. Памфилова Э. А. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 год. — М., 2016. — 252 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle