Библиографическое описание:

Костенко С. С. К проблеме привлечения иностранных инвестиций в Российскую Федерацию [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 124-126.



Иностранные инвестиции в отечественной экономике способствуют ускорению технического, экономического прогресса, совершенствованию стандартных и уже разработанных методик, внедрению в российское производство инновационных идей. Служит фактором создания для российских граждан дополнительных рабочих, подготовки кадров, отвечающих требованиям современного рынка труда. Сокращает путь к восстановлению экономики.

Понятие «иностранные инвестиции» изложено в статье 2 Федерального Закона от 09.07.1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Иностранные инвестиции определяются, как вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, интеллектуальную собственность, а также услуг и информации, принадлежащих иностранному инвестору [1].

На сайте BDO International Business Compassопубликован мировой рейтинг инвестиционной привлекательности на 2015 год [2]. Швейцария заняла лидирующие позиции, затем места расположились следующим образом: Сингапур, Гонконг, Норвегия, Дания, Нидерланды, Канада, Великобритания, Швеция и Новая Зеландия, Германия Австралия, Австрия, США и т. д.Россия находится на сотом месте. Несмотря на это, страна поднялась на 4 позиции по сравнению с 2014 годом, на 11мест по сравнению с 2013.

Почему, несмотря на сложную экономическую ситуацию, количество иностранных инвесторов в России возрастает? Такие факторы, как развитая индустриальная база, необъятный рынок, богатый запас природных ископаемых, квалифицированная и относительно дешевая рабочая сила, сильная научная база и отсутствие конкуренции со стороны национальных предпринимателей делают нашу страну привлекательной для иностранного капитала.

В настоящее время стало невыгодно поставлять товары в Россию, сейчас намного прибыльнее производить их в нашей стране и ввозить на рынки Казахстана и Белоруссии. Таким образом, иностранные предприниматели выкупают уже действующие предприятия распространения своих товаров и начинают управлять ими напрямую.

Так, швейцарская инвестиционная компания «General Invest» вложила 10 млн. евро в развитие и запуск в Москве системы краткосрочной аренды автомобилей по схеме каршеринг. Концерн «Cremonini Group», итальянский лидер переработки мяса, открыл крупное предприятие «Оренбив» в ЧерномОтроге Саракташского района Оренбургской области. «Оренбив» — крупный инвестиционный проект, реализуемый совместно с итальянской компанией Inalca JBS S.A, которое имеет большой потенциал войти в группу лидеров отрасли на российском рынке. Пятая в мире итальянская компания «Pirelli & C», являющаяся производителем автомобильных шин приобрела в России два завода, вложив в их модернизацию свыше 200 млн. евро и сегодня занимает 10 % российского рынка зимней авторезины. Технохолдинг «Сумотори-Авто» нашел нового китайского инвестора. Даже с учетом общего кризиса в сфере производства автомобилей производить автопокрышки в России выгодно из-за низких издержек. Ведь с учетом курса рубля себестоимость их ниже, чем продукция Китая [3].

С учетом преимуществ, инвестиционная деятельность в Российской Федерации нуждается в усовершенствовании. Требуется реформирование законодательной базы, с целью стимулирование ее развития.

Привлекательность страны для зарубежных инвестиций зависит от целого ряда определяющих факторов. Можно выделить следующие критерии, которые должна учитывать политика привлечения иностранных инвестиций каждой страны:

‒ режим и порядок ввоза и вывоза капитала;

‒ наличие или отсутствие налоговых льгот и преференций;

‒ наличие или отсутствие льгот в национальном таможенном режиме;

‒ наличие или отсутствие ограничений на размер иностранных инвестиций в национальные предприятия и возможный контроль над ними.

В силу федеративного устройства России, регулирование вопросов иностранных инвестиций осуществляется на двух уровнях: на федеральном и на уровне субъектов. В связи с чем, принимаются региональные нормативные правовые акты, которые определяют правовые, экономические условия инвестиционной деятельности на территории соответствующего субъекта РФ, формы государственной поддержки в целях ее развития, обеспечения защиты прав, законных интересов субъектов инвестиционной деятельности. Однако повышение интереса регионов к иностранным инвестициям все еще ограничивается особенностями бюджетной системы (в части распределения налогов), чрезмерной централизацией власти. Для сравнения, все американские штаты разрабатывают индивидуальные программы по привлечению инвестиций, поскольку по сложившейся практике федеральное правительство активной роли не играет при определении целей экономического развития того или иного региона страны.

Республика Татарстан является безусловным лидером инвестиционной привлекательности среди регионов России. Калужская и Тульская области занимают последующие позиции с точки зрения привлекательности для инвесторов. Власти указанных регионов прилагали достаточные усилия для улучшения инвестиционного климата, повышения открытости для инвесторов, создания удобной и привлекательной инфраструктуры [4].

Следующие необходимое действие — снижение административных барьеров на пути новых инвестиций из-за рубежа. Так, 22 апреля 2016 года Роскомнадзор впервые опубликовал список российских СМИ, которые получили финансирование из-за рубежа [5]. В перечень попали 28 издателей, такие, как ЗАО «Бизнес Ньюс Медиа» (издатель газеты «Ведомости»), АО «Коммерсантъ», ЗАО «Издательский дом «Бурда», ЗАО «ИД «Новая газета» и другие. В рамках вступивших в силу 1 февраля 2016 года поправок в Закон РФ «О средствах массовой информации» на редакцию СМИ, вещателя или издателя возлагается обязанность уведомлять надзорное ведомство об иностранном финансировании СМИ. Также закон ограничивает участие зарубежных акционеров в капитале российских СМИ долей в 20 %. Реформирование нормативного акта привело к уходу из России ряда крупных международных издателей — немецкой Axel Springer, финской Sanoma, американских Dow Jones и FT Group. Многие иностранные акционеры российских СМИ либо сократили свои доли в российских СМИ.

Нестабильность законодательной базы снижает инвестиционную привлекательность России. Защиту зарубежных инвестиций в Российской Федерации обеспечивает ряд нормативных актов. Основы правового положения иностранных инвесторов в России определены Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 года. Помимо национального законодательства государственные гарантии иностранным инвесторам устанавливаются и многосторонними международными договорами, ратифицированными Российской Федерацией.

Практически во всех статьях Закона, устанавливающих гарантии иностранным инвесторам, содержится оговорка о возможности ограничения той или иной гарантии при необходимости обеспечения государственных, общественных интересов.

ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» регулирует не все виды иностранных инвестиций.

По характеру участия инвестора в инвестиционном процессе существует разделение инвестиций на прямые и портфельные. Прямые инвестиции предполагают непосредственное участие инвестора во вложении капитала в конкретный объект инвестирования с целью участия в управлении предприятием. Таким образом, они направлены на обеспечение будущих финансовых интересов инвестора, а не только на получение дохода [6].

Под прямыми инвестициями согласно статье 2, указанного выше ФЗ, понимается приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли, вклада в уставном капитале коммерческой организации, вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды оборудования.

Портфельные инвестиции — это вложения в ценные бумаги. Как правило, портфельные инвестиции носят спекулятивный характер. Инвестиционные банки становятся основными участниками названных инвестиций. Однако в ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» отсутствует данное понятие.

В связи с чем, вопрос о предоставлении гарантий по другим видам инвестиций, не входящим в предмет регулирования данного Закона, разрешается в соответствии с международными договорами.

В настоящее время главной целью для страны является инновационное развитие, чему, безусловно, будет способствовать переход от сырьевой зависимости страны к высокому уровню производства. Иностранные инвестиции в этом процессе играют важную роль.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы:

1) Во-первых, для того, чтобы обеспечить соблюдение прав, защиту законных интересов как самого инвестора, так и организатора инвестирования является необходимым совершенствование инвестиционного законодательства, действующего в различных сферах экономики с тем.

2) Во-вторых, основывать политику привлечения иностранных инвесторов в экономику Российской Федерации на снижении административных барьеров.

3) В-третьих, стимулировать власти субъектов РФ на разработку собственных программ привлечения иностранных инвестиций в соответствующую территорию.

Литература:

  1. Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» («Собрание законодательства РФ», 12.07.1999, N 28, ст. 3493
  2. BDO International Business Compass, Overall index (http://www.bdo-ibc.com/index/global-comparison/overall-index/)
  3. ТПП-Информ, Инвесторы из КНР помогут холдингу «Сумотори» выпускать грузовики и развивать АПК в Приморье (http://www.tpp-inform.ru/region/live/primorskiy-kray/1585/?sphrase_id=338)
  4. Инвестиционный климат в России: мнение иностранных инвесторов (http://www.fiac.ru/pdf/EY-investment-climate-in-russia-2015-rus.pdf)
  5. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, СМИ впервые уведомили Роскомнадзор о получении иностранного финансирования (https://rkn.gov.ru/)
  6. Семочкина М. А., Понятие и виды иностранных инвестиций, Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал, 2013, Выпуск № 1, с. 185.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle